|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28234
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Основателем «третьей силы» в психологии личности — гуманистической психологии — считается американский психолог А. Маслоу. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблемами личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивал, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся «объяснить до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.
Маслоу свободно определяет самоактуализацию как полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, у которого ничего не отнято. Средний человек — это человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями». Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отьединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; иистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различие средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры. Эрих Фромм предложил психологический портрет человека будущего прогрессивного общества — Нового Человека. Его главная мысль заключается в том, что люди должны развивать и раскрывать лучшие стороны своего внутреннего мира и умение взаимодействовать с другими людьми. Структура характера Нового Человека, по Фромму, включает: готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть; чувство безопасности, чувство идентичности (т. е. тождественности самому себе) и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности; осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни, и что условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему, могут стать только полная независимость, отказ от вещизма: ощущение себя на своем месте; радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации; любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание того, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво; стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий; жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны; развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению; всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни; понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность; понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и «порядком» как атрибутом безжизненности, смерти; развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям; стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным; все более глубокое и всестороннее самопознание; ощущение своего единения с жизнью, т. е. отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней; свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой — развитие или разрушение, жизнь или смерть; понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам. В рамках близкого к идеям З. Фрейда и Э. Фромма направления в американской психологии, получившего название трансактный анализ (буквально «анализ взаимодействий»), была предложена более простая для понимания модель, описывающая возможные пути развития личности. Вообразите систему координат, где ось Х представляет собой весь диапазон отношения человека к самому себе: от «Я не О'К» до «Я — О'К» (от «я не в порядке, со мной что-то не так, мне плохо», до «я в порядке»). По оси Y располагается диапазон отношения к другому человеку или людям: от «Ты — не О'К» до «Ты — О'К». Тогда все многообразие жизненных позиций человека сводится в следующую схему (рис. 11). Наиболее важным в этой модели является то, что позиция II (Я — О'К, а ты — не О'К) не является позицией победителя, выигрывающего, так же, как и позиции III и IV. Только позиция I: Я — О'К, ты — О'К, является позицией победителя, победитель — это тот, кто побеждает вместе с людьми, а не кого-то. Выигрывающий (победитель) и проигрывающий (побежденный) имеют определенные наборы поведенческих стереотипов, описанные в широко известной за рубежом книге М. Джейм и Д. Джонгуард «Рожденный побеждать». Ты — не О'К Позиция IV: Я-не О'К, ты О'К Примеры: Я — проигрывающий среди выигрывающих. Я плохо думаю о себе. Я беспокоюсь о других. Я всегда подавляю себя. Я буду держаться на расстоянии. Жизнь течет вокруг меня. Я уйду от них Ты — О'К Позиция I. Я — О'К, ты — О'К Примеры: Мы все рождены быть среди выигрывающих. Я думаю хорошо о себе. Я думаю хорошо о других. Мне не нужно подавлять других. Я не хочу никого обижать. Я не защищаю себя от других стенами Я — не О'К Позиция III: Я — не О'К, ты — не О'К Примеры: Многим плохо, а многим еще хуже. (Одни проигрывают больше, чем другие.) Я враждебен к другим. Я всех подавляю. Кажется, я всех обижаю. Я буду отбиваться от всех захватчиков. Кажется, я ничего не добьюсь Я — О'К Позиция II: Я — О'К, ты — не О'К Примеры: Я им покажу, кто победитель. Имея власть, я чувствую себя лучше. Я не верю никому. Я должен быть выше других. Я нанесу удар прежде, чем обидят меня. Я ударю каждого, кто приблизится. В конце концов кто-то настигнет меня. Я избавлюсь от них (от этого) Рис. 8. Жизненные позиции человека Выигрывающие Выигрывающие (В.) имеют различные возможности. Для них самым важным в жизни является не успех, а аутентичность (возможность быть собой). Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|