|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54746
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «включенного труда», отнесенное к одному человеку и его рабочему месту, взятым как «целостный производственный микроорганизм» [31, с. 4]. Совместность труда он далее анализировал по линиям — технологических, экономических связей и собственно социальных связей. Основным замыслом такого аналитического подхода было желание показать превращение совместного труда в коллективный. Однако, первоначально разделив технологические, экономические и социальные связи, Китов затем в какой-то мере их отождествил. Опираясь на марксову концепцию труда, он затем не смог перевести ее ни в экономическую, ни в социальную концепцию труда при социализме, смешав таким образом характеристики совместности, свойственные трудовой деятельности вообще и конкретно-исторические, специфически капиталистические или социалистические характеристики совместного труда, а также конкретные характеристики специальной новой бригадной формы организации труда. Эта работа, выполненная на стыке социальной и экономической психологии, несомненно содействовала дальнейшему развитию последней, но показала огромную сложность анализа изменяющейся социальной действительности, если такой анализ осуществляется силами самих психологов и относится к собственно социальным и экономическим отношениям.
Близкая по своему характеру попытка такого анализа, однако ограниченная только проблемой марксового понимания кооперации, была предпринята позднее, а качественно новый уровень синтеза был достигнут на основе определения коллектива как субъекта совместной деятельности [91, с.20]. Образование единого целого — существенный признак совместной деятельности — было определено как «объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей». Далее в качестве признаков выделялись «разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками», координация индивидуальных деятельностей, необходимость в управлении индивидуальными деятельностями, наличие для ее участников единого конечного результата и, наконец, «единое пространственно-временное пребывание и функционирование участников СД». Комплекс характеристик совместной деятельности Журавлев выделяет, отправляясь от традиционной психологической структуры деятельности (т. е. от принятой в психологии теоретической модели, включающей цели(задачи), мотивы, результат), а затем, 439 предпринимая попытку вскрыть специфику взаимодействия между ее участниками, он предлагает в качестве своеобразной единицы социально-психологического анализа типологию социально-психологического взаимодействия. Завершает эту модель сопоставление особенностей совместной деятельности с особенностями ее коллективного субъекта. К числу последних Журавлев относит «целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта.» С позиций настоящего времени можно оценить методологическую перспективность того хода мысли, при котором Журавлев двигался как бы во встречном направлении, отправляясь с одной стороны, от объективных социальных характеристик совместной деятельности, с другой — от принятой в психологии теоретической модели любой деятельности, и получая на пересечении или «в фокусе» этих двух систем определений социально-психологические характеристики взаимодействия. Однако, представленная им модель системного анализа, которая фактически была последним итогом теоретико-эмпирической работы коллектива, являлась, с одной стороны, результатом достигнутой ранее ступени — выделения совместной деятельности как системообразующей (или системообразующего фактора) трудового коллектива, с другой — позволила автору не только сосредоточиться на построении «идеального объекта» или модели, но отнестись ко всему состоянию разработки проблемы в данный момент в социальной психологии, вывести ее на новые рубежи и открыть ей новые перспективы. Журавлев с самого начала вскрывает те противоречия, которые возникли в социально-психологической науке из-за того, что феномен межличностных отношений оказался главным предметом исследования в изучении психологии коллектива [27, с. 54]. Он отмечает, далее, что усилиями двух основных социально-психологических коллективов — ленинградского (под руководством Кузьмина) и московского (под руководством Платонова и Шоро-ховой) основной предмет исследования переместился из сферы межличностных отношений в сферу совместной трудовой деятельности. Журавлев показывает, что с позиций системного подхода изучение коллектива должно быть многоплановым, т. е. учитывать и его соотношение с обществом, и с другими коллективами, 440 и личностью и т. д. А совместная деятельность является его интегральным системообразующим фактором, в котором концентрируются основные социально-психологические феномены. Понятие субъекта совместной деятельности, введенное на предыдущем этапе исследования, позволяет автору подойти к раскрытию разных типов совместной деятельности или разных типов взаимосвязи и взаимозависимости ее участников, которые он, в свою очередь, отличает от форм организации совместной деятельности (пространственно-временных и операциональных) и технологических. Здесь дается имплицитная критика позиции Китова, который отвел технологическим связям едва ли не решающую роль, во всяком случае эквивалентную экономическим и социальным отношениям. Однако, подчеркивание ведущего воздействия экономических и производственных факторов на социальную психологию не должно умалять ее обратного влияния на экономические и организационно-управленческие отношения в коллективе.Журавлев считает, что «исследования последних лет, выполненные в лаборатории социальной психологии Института психологии АН СССР, убедительно показали, что прямые линейные связи между вышеперечисленными показателями (межличностные отношения, общение, социально-психологический климат — Авторы.) наблюдаются только до определенной зоны их развития, после достижения которой положительные социально-психологические феномены начинают отрицательно влиять на показатели организации и результаты трудовой деятельности коллектива» [там же, с. 58]. Зависимости, отвечающие принципу линейного детерминизма, наблюдаются, как правило, при изучении социально-психологических явлений в небольших искусственно созданных (лабораторных) группах, поэтому их никак нельзя переносить на естественные реальные группы. Журавлев формулирует и ряд других принципиальных для развития социальной психологии положений:отражательные характеристики социально-пихологических явлений изучены гораздо лучше, чем их регуляторная роль, исходя из чего следует ставить вопрос о взаимной детерминации экономических, организационно-управленческих и психологических факторов. При изучении развития коллектива недостаточно учитывается системный подход, не реализуется многоплановость исследования, в результате проблема развития коллектива в социальной психологии уже длительный период времени «не сдвигается с места». Для преодоления расхождений в определении стадий 441 формирования коллектива Журавлев предлагает дифференцировать его развитие по уровням от его развития (динамики) по этапам, считая, что новый этап может не быть более высоким уровнем. Кроме того, он выдвигает принципиальное положение, что определение уровня развития коллективов не может осуществляться только с опорой на их социально-психологические критерии и характеристики, а должно включать всю совокупность экономических, организационно-управленческих и др. параметров, а само развитие коллективов осуществляется через смену его разных оснований. В заключение Журавлев выдвигает задачи, которые составили перспективу психологических исследований трудовых коллективов: сведение воедино моделей, построенных на разных основаниях, и реализация системного подхода к совокупности факторов, образующих целостность; необходимость положить в основу определения коллектива свойств, присущих совместной деятельности и коллективному субъекту; построение типологии коллективов по характеру присущей им целостности. Важно подчеркнуть, что принцип субъекта, реализованный в единстве с принципом системности исследования, позволил Журавлеву, с одной стороны, исходить из целостности как основного качества субъекта и вместе с тем, с другой, не просто постулировать целостность как некий априорный признак, а выявлять процессы интеграции и дифференциации, происходящие в реальном бытии коллектива, предпринимать попытки определять стадии его развития по преобладанию этих явлений, а также искать качественную определенность интеграции и дифференциации на каждой из них. Таким образом, можно сказать, что исследователям этого направления, возглавляемого Журавлевым, удалось дифференцировать сущность трудового коллектива (и совокупность определений этой сущности через категории субъекта и совместной деятельности) и способ его существования, т. е. динамику и собственно развитие, связанные с изменяющимся характером социальных условий, промышленности, форм организации труда и т. д. Удалось достичь высокого уровня теоретического анализа при сохранении его ориентации на сложность реального объекта исследования. К началу 90-х годов это направление оформилось в динамическую концепцию совместной деятельности: последняя рассматривалась как ведущее основание коллективообразования и одновременно дифференцировалась по многим основаниям в соответствии 442 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|