Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379643

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Развод
Количество разводов, и без того немалое, последнее время постоянно возрастает. Так, в Канаде отмечается 40% разводов, в США — 50%, исключением не является и Европа (Inglehart, 1990). В период с 1965 по 1985 год количество разводов возросло в четыре раза. По мнению многих психологов, основным фактором, вызывающим рост числа разводов, является возросшая независимость женщин. Хил-лер и Филлибер (Hiller, Philliber, 1978) в своем исследовании обнаружили, что работающие женщины, отличающиеся позитивной «Я»-концепцией и высокой потребностью в достижениях, меньше связывают свой престиж с общественным положением мужа. Не нуждаясь в эмоциональной и экономической поддержке мужа, эти женщины и менее склонны терпеть трудности семейной жизни. Изменение же половых ролей вызывает проблемы у тех мужчин, которые предоставляют большую свободу своим женам и берут на себя значительную часть домашних обязанностей. По данным Келли (Kelly, 1982), инициаторами разводов чаще выступают женщины.
Адаптация к разводу
Иногда развод — единственно возможный способ выхода из тупика, но, к сожалению, он всегда несет с собой неизбежные страдания. В сознании многих людей развод ассоциируется с неудачей, и это порождает у обоих партнеров чувство вины и депрессию. В настоящее время во многих государствах закон о браке определяет развод как процедуру, в которой нет истца и ответчика. В таком случае супруги соглашаются с тем, что в их браке возникли непреодолимые проблемы. Хотя подобный подход исключает обвинение одного из супругов в разводе, он не устраняет чувство вины и депрессию, которые переживают оба впоследствии.
Как уже говорилось в главе 10, депрессия, переживаемая человеком после развода, может быть даже более тяжелой и долгой, чем после смерти супруга. Друзья и родственники разведенного человека редко выражают ему сочувствие и поддержку. Если в случае смерти супруга человеку предоставляется по меньшей мере недельный отпуск, то в случае развода он может отлучиться с работы разве что на несколько часов, чтобы оформить необходимые формальности. Некоторые психологи предлагают ввести особую бракоразводную церемонию, во время которой бывшие супруги могли бы пообещать друг другу сохранять дружеские отношения и оказывать эмоциональную и экономическую поддержку детям, как общим, так и появившимся от последующих браков.
Однако подобную церемонию невозможно даже представить самой несчастной категории разведенных — оставленным и брошенным супругам. О таком способе разрыва отношений иногда говорят как о «подлости», поскольку традиционно в страдающем положении оказывается женщина. Оставшись одна с детьми на руках и с неоплаченными счетами, она сталкивается со множеством экономических и эмоциональных проблем. Впрочем, в последнее время не только мужчины, но и женщины бросают семью. Этот способ разрыва отношений порождает особые проблемы.
Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Разведенным мужчинам приходится преодолевать трудности бытового плана. Если при разводе дети остаются на попечении матери, то мужчина, как правило, переживает чувство утраты. Многие мужчины, чтобы выплатить оговоренные при разводе алименты, вынуждены брать дополнительную работу, в результате чего мало спят и плохо питаются (Hetherington, 1977).
Женщины, выигравшие в результате бракоразводного процесса опекунство над своими детьми, часто негодуют по поводу того, что их бывшие мужья освобождены от всякой ответственности за детей. Они возмущаются, что, в то время как они перегружены всевозможными бытовыми проблемами и ответственностью за детей, их бывшие мужья вольны жить, как им хочется. Однако, по данным Хитэрингтона (Hetherington, 1977), жизнь разведенного мужчины далеко не легка и безоблачна. Многие мужчины завидуют своим бывшим женам, поскольку им остались дом и дети. Они испытывают горечь и приступы враждебности.
Для разведенного человека очень важна поддержка друзей и родственников. Если у него нет близких людей, он может получить такую помощь в специальных группах, в которых собираются недавно разведенные люди — их число обычно составляет восемь-десять человек, — где они обсуждают свои проблемы со специалистом-психологом. Выслушивая рассказы других людей, они не чувствуют себя одинокими в несчастье. Они делятся своими переживаниями и тяготами друг с другом. Преимущества групповой терапии подробно освещены в главе 11.
Дети разведенных родителей
Развод крайне болезненно сказывается на детях. Дети зачастую чувствуют свою ответственность и вину за разрыв родителей. Родители имеют обыкновение спорить о методах воспитания детей, и если дети были свидетелями таких споров, то впоследствии им начинает казаться, что именно их плохое поведение и послужило причиной развода. Дети, принимавшие сторону одного из родителей во время ссор, впоследствии корят себя за это. Часто при разводе родителей ребенок боится, что они откажутся от него. Поэтому родители должны заверить ребенка в своей любви к нему и внятно объяснить, почему они не могут продолжать жить все вместе. Некоторые дети стыдятся развода родителей, воспринимают свою семью как ущербную и страшатся сочувствия окружающих. В результате, стараясь сохранить в секрете факт развода, они отказываются говорить о нем с кем бы то ни было. В тех культурах, где развод — обычное явление, дети не так болезненно относятся к нему. Читая рассказы и романы, посвященные переживаниям детей разведенных родителей, ребенок начинает лучше понимать свои эмоции и переживания.
После развода ребенку приходится привыкать к тому, что один из родителей больше не живет вместе с ним. Период адаптации проходит гораздо сложнее, если родители и после развода продолжают воевать друг с другом. Что касается отдаленных последствий развода для детей, то, несмотря на обилие исследований на эту тему, очень немногие из них дают определенные результаты. Исследование Бэйна (Bane, 1976) подтвердило тот факт, что дети разведенных родителей поначалу испытывают чувство вины, однако оно не выявило различий между детьми из полных и неполных семей в успешности социальной адаптации, в школьной успеваемости и в склонности к асоциальному поведению. Исследование Уоллерстейна (Waller-stein,1987) показало, что среди подростков в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, родители которых развелись десять лет назад, три четверти девочек и половина мальчиков хорошо адаптировались к новым условиям жизни. Однако большинство из них тревожатся о том, как сложатся их отношения с любимым человеком, и боятся предательств со стороны своего будущего партнера.
Согласно результатам исследования, проведенного Хитэрингтоном (Hethe-rington,1972), девочки из неполных семей, живущие с матерью, как правило, испытывают негативные чувства к отцу. Кроме того, большинство из них испытывают трудности в отношениях с противоположным полом, как со сверстниками, так и со старшими мужчинами. По данным Хитэрингтона, такие девочки испытывают напряженность при общении и в отношениях с мужчинами часто неразборчивы. Как уже говорилось ранее в этой главе, развод родителей повышает вероятность будущего развода их ребенка.
Традиционно дети после развода родителей оставались с матерью. Но в настоящее время около миллиона детей живут с отцами. Современная женщина зачастую не склонна ограничивать себя только воспитанием детей, и потому все большее число отцов принимают эти обязанности на себя. Все более распространенным явлением при разводе становится совместная опека, когда ребенок в течение определенного времени живет с каждым из родителей. В тех случаях, когда бывшие супруги проживают неподалеку друг от друга, ребенок может жить с одним из них и в то же время регулярно навещать другого. Как правило, при таком способе раздела ответственности между родителями ребенок легче переживает распад семьи. Когда разведенные родители собираются вступить в новый брак, дети могут создать им определенные проблемы. Тем не менее, несмотря на многие отрицательные последствия развода, многие психологи считают, что он причиняет гораздо меньше вреда ребенку, чем постоянные ссоры и конфликты не любящих друг друга родителей.
Упражнение 12.9
Прочтите нижеприведенный рассказ и объясните, каким образом каждый из поступков родителей способствует адаптации детей к разводу.
Нэнси и Джон пришли к выводу, что их семейная жизнь складывается непоправимо плохо. Они постоянно ссорятся друг с другом, их отношения зашли в тупик. Они пришли к выводу, что а) они должны развестись, причем по обоюдному согласию. Нэнси попросила одну из своих подруг, также разведенную женщину, о том, б) чтобы ее дети пришли к ним домой и рассказали ее детям, как им живется после родительского развода. Джон, в свою очередь, принес интересную детскую повесть, в которой поднимаются эти же проблемы. Супруги объяснили детям, что в) они не должны винить себя в неудавшемся браке родителей. что ответственность за сложившуюся ситуацию несут только взрослые. Нэнси и Джон решили г) устроить небольшой прием, во время которого оба в присутствии друзей и родственников пообещают по-прежнему любить своих детей и заботиться о них и д) попросят близких об эмоциональной поддержке в первые, наиболее трудные, месяцы после развода.
а. _________________________________________
б. _________________________________________
в. ___________________________________________
г. ___________________________________________
д. ___________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Жизнь вне брака
Статус человека, живущего вне брака, может быть временным, промежуточным или постоянным. Для некоторых жизнь в одиночестве — всего-навсего ожидание первого или повторного брака. Можно выделить четыре категории одиноких: люди, никогда не состоявшие в браке, но планирующие его; люди, не состоявшие в браке и не планирующие его; разведенные и. овдовевшие. Большинство разведенных рано или поздно снова вступают в брак, но только половина из овдовевших людей отказываются от своего одиночества.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь