Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46629

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Зависимости. Никто не станет отрицать, что жажда табака, алкоголя или препаратов опиума — это приобретенная страсть, которая может быть очень интенсивной. Вот что пишет алкоголик, проходящий лечение:
«Эти пароксизмы страстного желания наступают через регулярные промежутки времени (три недели) и длятся в течение нескольких дней Это не жеманная слабость и не предмет для зубоскальства В отсутствие "жидкости" я физически и психически заболеваю Изо рта течет слюна, желудок и кишечник, кажется, сводят судороги, тошнит, я становлюсь желчным, впадаю в беспричинную нервную хандру»15
Можно сказать, что такой физиологический голод, искусственно вызванный наркотиками, — неправильный пример. Новые работы по зависимостям показывают, что их механизм, в основном, психологический. Так, обезьяны и люди, получавшие опиаты по медицинским показаниям, привыкали и сильно страдали от их «отмены», но после излечения не демонстрировали желания снова употреблять наркотики. С другой стороны, настоящие зависимые даже после лечения, когда все симптомы отмены исчезли, в огромном большинстве случаев возвращаются к своей зависимости. Это происходит не вследствие физиологического голода, а только потому, что сформировалась подсистема личности, которая справляется с жизненными фрустрациями при помощи наркотиков. Таким образом, «сидящий на игле» — это человек, сформировавший приобретенную и автономную мотивационную структуру16.
3. Круговые механизмы. Каждый наблюдал, как ребенок почти бесконечно повторяет одно и то же действие. Добродушные родители поднимают ложку, вновь и вновь бросаемую малышом. От этой игры родители устают гораздо раньше малыша. Такая же нескончаемость свойственна детской болтовне, манипулированию и игре. Каждая активность дает «обратную связь» в сенсорные отделы, тем самым поддерживая «круговой рефлекс»17. Признаться, этот пример иллюстрирует только временную функцио-
14 Так, Д О Хебб считает, что «открытые группы клеток в мозге» могут обеспечивать некоторое длительное воспроизведение активности (НеЪЪ D The organization of behavior N Y Wiley, 1949) Морган говорит о «центральных мотивационных состояниях» (Morgan С Т Physiological psychology N Y McGraw-Hill, 1943 Ch 22) Дж Ч Экклз утверждает, что старое научение никогда не утрачивается, но может быть реорганизовано таким образом, что уже не проявляется в поведенческих паттернах, к которым раньше «принадлежало» (Eccles J С The neurophysiological basis of mind Oxford Clarendon, 1953) Олдз вводит понятие самостимуляции в объяснение «долговременной продолжительности» (Olds J The growth and structure of motives Glencoe (111 ) Free Press, 1956)
Близкую линию рассуждений предлагает У С Мак- Каллох (McCulloch W S A hierarchy of values determined by the topology of nervous nets // Bull Math Biophysics 1945 Vol 7 P 89) Этот автор утверждает, что нервная система не линейна, кортикальные нейроны организованы в круг Импульс не возбудит моторный нейрон, пока не пройдет по всему кругу и соответственно не модифицируется Во всех этих рассуждениях мы замечаем общую идею кортикального отражательного контура Этот принцип может оказаться объяснением нервной основы персеверативной функциональной автономии
15 Inmate WE Beyond the door of delusion N Y Macmillan, 1932 P 281
16 Lindesmith A R Opiate addiction Bloommgton (Ind ) Prmcipia Press, 1947, Wilker A Opiate addiction Physiological and neurophysiological aspects m relation to clinical problems Springfield (111 ) Charles С Thomas, 1953
17 Holt E В Animal drive and the learning process N Y Holt, Rmehart and Winston, 1931 Ch 7,8 На более высоком уровне анализа Ф Г Олпорт поднимает вопрос, не обладают ли все «структуры событий» (по присущей им природе) качеством самоподдержания на физическом, психологическом и социальном уровнях (Allport F H Theories of perception and the concept of structure N Y Wiley, 1955 Ch 21)
312 Структура и развитие личности
нальную автономию. Однако он демонстрирует важность наличия некоторого нервного аппарата для поддержания паттернов активности без необходимости прослеживать каждый акт до мотива-влечения.
4. Персеверация задания. Многие эксперименты показывают, что незавершенные задания повышают напряжение, удерживающее человека за работой, пока задача не завершена (неважно, сколько времени она занимает). Даже тривиальная задача может потребовать значительного времени. Попросите испытуемого провести час, придумывая и записывая все возможные слова, начинающиеся с буквы «С». Когда он покинет кабинет экспериментатора, даже во сне и, быть может, на следующий день он будет устойчиво продолжать, не желая того, вспоминать новые слова на «С»18. Здесь функциональная автономия также имеет короткую протяженность, но суть в том, что для объяснения временно находящейся в разгаре самоподдерживающейся динамической системы не требуется гипотеза о самоутверждении, соперничестве или любой другой базовой потребности.
Гештальт-психологи говорят о «тенденции завершения» (Gestaltdrang), которая продолжает действовать вплоть до завершения задачи. Известно, что запоминание незавершенных задач лучше, чем завершенных19. Любое незаконченное задание давит в направлении продолжения работы над ним.
Вудвортс первоначально говорил о «привычках, становящихся влечениями». Это утверждение приемлемо только отчасти. Будучи однажды выученными, большинство привычек становятся просто инструментальными навыками. Мы пользуемся своей пишущей машинкой, автомобилем или языковыми привычками только для обслуживания своих активных мотивов. Однако «привычки, стремящиеся вверх» высоко динамичны. Ребенка, только учащегося говорить и ходить, похоже, влечет к совершенствованию этих умений. Подросток не имеет покоя, пока не доведет до совершенства свое умение кататься на коньках, танцевать или водить машину. Конечно, некоторые умения никогда реально не становятся совершенными. Концертирующего пианиста ежедневно влечет к многочасовым занятиям. Мы можем заключить так: влекущей силой обладают не совершенный талант или автоматическая привычка, а, скорее, несовершенный талант и привычка в процессе становления.
5. Знакомство и рутина. Джон Дьюи писал: «Суть рутины — настаивать на своем собственном продолжении. Нарушение ее — это осквернение прав. Отклонение от нее — проступок»20.
Как мы видели, бесконечное повторение имеет свойство навязчивости, особенно в детстве. Если вы рассказываете историю маленькому ребенку, он не позволит вам вносить вариации при повторном рассказе. Всегда лучше знакомые игровые предметы, пища, семейные обычаи. Поездки, например, в летний лагерь, часто вызывают острую тоску по дому. Как указывает Пиаже, детская моральность — это, главным образом, моральность обычая, послушания и рутины21.
Читатель может возразить, что знакомая обстановка — это только условное подкрепление, которое будет удовлетворять наши влечения. Так, наша обычная кровать связана с освежающим сном; она нравится нам, потому что она является «вто-
18 Kendigl Studies m perseveration// Journal of Psychology 1936 Vol 3 P 223-264
19 Zeigarmk В Uber das Behalten von erledigten und unerledigten Handlungen // Psychologische Forschung 1927 Bd 9 S 1-5
20DeweyJ Human nature and conduct N Y Holt, Rmehart and Winston, 1922 P 78 21 Piaget J The moral judgement of the child N Y Harcourt, Brace, 1932
Трансформация мотивов 313
ричным подкрепителем» отдыха. Но это объяснение неудовлетворительно. Удовольствие, идущее от знакомой постели, — это не удовольствие сна, а удовольствие простой знакомости. Ребенок находит не больше удовлетворения голода в знакомой пище, чем в новой, но хочет знакомой. А какое влечение удовлетворяется точным повторением рассказа?
Динамизм рутины можно обнаружить, когда влечения отсутствуют или встречают на пути препятствия. Например, иногда случается, что мы попадаем в новый город и теряем чувство направления. Мы думаем, что восток — это север, или что север — это юг. Это состояние «перевернутости» досадно и явно не удовлетворяет влечений, но оно сохраняется. Быстро устанавливается система координат, становящаяся для нас рутиной и почти не поддающаяся коррекции. Мы не хотим этого, но не можем избавиться от нее.
В серии экспериментов Маслоу показал, что у людей быстро развиваются предпочтения к произведениям искусства и даже к иностранным именам, которые они раньше встречали Они считают, что русское имя, раз-другой встречавшееся им раньше, более благозвучно, и нравится им больше, чем совершенно новое русское имя22
Предположим, вы присутствуете на конференции, где есть утренние и дневные сессии. Не обнаружите ли вы, что все участники днем садятся на те же места, которые занимали утром? И если конференция продолжается несколько дней, пространственная привычка устанавливается прочно. Эта рутинизация не удовлетворяет влечений, если только желание однообразия (знакомости) само не является влечением.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Свобода выбора истощает психику
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Притча «Притча-в-действии»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Побороть страх и неуверенность
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Кирилл Стасевич. Почему люди убивают по приказу. Эсксперимент Милгрэма
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Грир Мэри К. Карл Юнг и Таро.
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Два конверта»
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Отворот от любовницы - последствия для жены
  • Почему люди повторяют одни и те же глупости?
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Неразлучные подружки»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Типология; Typology; Typologie
  • Приворот с замком
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Хьелл Л., Зиглер Д. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь