Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60390

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ние Марка рассказала историю о себе: «Когда я заканчивала среднюю школу, на торжественной церемонии директор по очереди вызывал каждого выпускника. Пока директор оглашал достижения ученика, тот стоял в свете прожекторов. Все мои евро- американские друзья буквально излучали счастье, когда
поднимались на сцену; они улыбались собравшимся и выслушивали похвалы директора, касающиеся их выдающихся успехов по какому-либо предмету или поступления в такой-либо престижный колледж.
Когда подошла моя очередь и директор принялся перечислять мои достижения, я наклонила голову и стала рассматривать свои туфли. Такое поведение казалось мне правильным. Я вела себя скромно, как этому учили меня мои родители. Затем до меня дошло, что мои американские друзья могут подумать, что я уставилась в пол, потому что испытывала огорчение вместо гордости. Поняв это, я поняла, то подняла голову и начала улыбаться, но все равно мои друзья потом сказали мне, что мое поведение было для них непонятным. Вот вам пример культурного различия».
Далай-Лама чесал голову и тихо посмеивался.
Но Марк решил поставить вопрос культурных различий в широкой перспективе: «Все это, опять же, мелкие, непринципиальные отличия; но по мере распространения нашей модели на другие культуры нам придется обязательно их учитывать».
Педагогическая деятельность в Америке приучила Марка внимательно относиться к вопросам культурных различий. И все же, когда он приезжал в страны с другой культурой, например в Нидерланды или в Соединенное Королевство, то часто сталкивался с тем, что поначалу педагоги отвергали его школьные программы как «слишком американские», заявляя, что они не вписываются в рамки их национальной культуры. Марк предлагал им модифицировать программы, приспособить их к особенностям культуры, но когда через несколько месяцев возвращался в страну, то обычно обнаруживал, что учителя используют его методики без каких-либо изменений — объясняя это тем, что они прекрасно работают. Этот приятный сюрприз заставил Марка почувство
вать, что стремление Далай-Ламы постоянно подчеркивать общность человеческого опыта не только говорит о его тонком этическом чутье, но и может принести практическую пользу.
Похвала, доброта и эффективное обучение
Во время кулуарных обсуждений кто-то из ученых предложил Марку включить в программу PATHS новшество, которое он сейчас вынес на обсуждение. Предлагалось отмечать и альтруистические поступки и хвалить за них, вместо того чтобы просто хвалить детей за то, как они выглядят, и так далее. «Это очень интересная идея, — сказал он. — Когда я вернусь домой, мы обязательно попробуем ввести такие похвалы в некоторых классах».
Далай-Лама предложил: «Поощрение детей похвалой — это один из самых эффективных способов коррекции поведения. Например, если вы похвалите ребенка, прежде чем начнете* указывать ему на сделанные ошибки, и скажете: „Ты такой умный, что сумеешь это исправить", то таким способом вы сможете укрепить в нем уверенность в своих силах».
Этот момент стал самым большим сюрпризом дня для Марка, который ожидал, что Далай-Лама станет возражать против похвал, поскольку они повышают самомнение ребенка и раздувают его «эго» — или, по меньшей мере, заставляют его концентрировать внимание на самом себе. Но, как теперь понял Марк, Далай-Лама признавал необходимость развития у детей здорового чувства уверенности и ощущения того, что их усилия оценены по достоинству.
Далай-Лама продолжил свою мысль о позитивном стимулировании: «Когда укротители разучивают цирковые номера с животными — скажем, со львами или с тигра
ми, касатками, то они добиваются успеха не просто битьем. Они всегда используют позитивное стимулирование, например дают касаткам рыбу. Люди не так сильны физически, но у них очень сильно развит ум, и поэтому лучше всего изменять людей с помощью искренней доброты. Похвала делает ребенка счастливым и пробуждает энтузиазм. Возможно, я говорю это потому, что за всю жизнь не провел в обществе детей ни одного целого дня! Если бы мне пришлось провести с ними целый школьный день, то, возможно, они бы оглохли от моих оплеух!» Он жестами показал, как бы стал это делать, и расхохотался.
«В таком случае, — посоветовал я, — не помешало бы вспомнить про черепашку».
Он снова расхохотался, затем сложил руки на груди, имитируя черепашку, и сказал: «В тибетском языке есть пословица: „Если ты сердишься, укуси себя за кулак"».
Ричи добавил: «Вообще-то, Ваше Святейшество, все это подтверждено достоверными научными данными, свидетельствующими, что обучение проходит эффективнее, если вместо наказания применять позитивное стимулирование. Поощрение хороших результатов гораздо лучше стимулирует запоминание материала, чем наказание».
Его поддержал Пол: «Еще одно исследование в этой области, проведенное лет тридцать назад, показало, что если учительница на уроке улыбается, то ученики запоминают больше из того, что она говорит. Это подтверждает ваши слова об обучении с помощью доброты и в контексте добра. Мне кажется, это еще одна универсальная идея».
Я рассказал еще об одном открытии ученых: «Загрязняющие эмоции мешают воспринимать и понимать информацию. Чем больше негативных эмоций переживает ребенок, тем хуже он учится. В какой-то степени вне
530 - - ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЭМОЦИИ-
дрение этих программ в школах помогает преподавателям в их работе. Оценка результатов программ, подобных программе Марка, показала, что после нескольких лет такого обучения академическая успеваемость детей значительно повышается».
Как сказал мне впоследствии Далай-Лама, это открытие подтвердило его убеждения. Он считает, что главная цель знаний — сужение пропасти между нашим восприятием и реальностью.. В то же время невежество и неспособность воспринимать реальность такой, какой она есть, — главные препятствия на пути к осуществлению наших надежд. Благодаря знаниям мы можем подойти к реальности совсем близко и таким образом решить наши проблемы. Но многие деструктивные эмоции, которые мы обсуждали уже несколько дней, мешают нам правильно воспринимать реальность. Вот поэтому Далай- Лама подчеркивал необходимость включить в общую концепцию образования идею о том, что очищение ума — это одно из важнейших условий успешного обучения.
Изменение повестки дня
Пол вернул нас к обсуждению трудностей, которые могут возникнуть при дефиците общения между родителем и ребенком: «Насколько ваши методики эффективны при работе с эмоционально неполноценными детьми из очень неблагополучных семей — скажем, тех, где родители подвержены депрессии или не терпят физических контактов?»
Марк ответил: «Давайте годумаем об этом с точки зрения здравоохранения. У некоторых детей за плечами долгая история травм и проблем, а у других — любящие родители. Нормальным детям эти программы только помогают укреплять иммунитет, яснее видеть суть своих проблем и лучше формулировать свое понимание эмо
ций. Они не помогают решать поведенческие проблемы, потому что у таких детей их нет.
Наилучших результатов мы добиваемся в работе с детьми, у которых есть эмоциональные проблемы средней степени тяжести, — но не в патологических случаях». Далее Марк сказал, что детям в состоянии депрессии больше всего помогают программы социального и эмоционального обучения, но детям, чье поведение является совершенно неуправляемым, или тем, у кого есть очень серьезные проблемы с интеллектуальным здоровьем, работы по таким программам недостаточно. Кроме того, наши программы слабо помогают детям с расстройством внимания — в некоторых случаях это связано с органическими повреждениями, как, например, у детей с синдромом «пьяного зачатия». «Таким детям очень трудно учиться на опыте, — подвел итог Марк. — Поэтому возможности наших программ далеко не безграничны».
Затем Марк затронул государственную политику подготовки учителей. «Учителя проходят четырехлетнее обучение в колледже, но от них не требуют прохождения курса, в рамках кот



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь