Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52347

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Син.: болезнь кленового сиропа, лейциноз, синдром Менкеса.
Менопауза (греч. men — месяц, pausis — прекращение, перерыв). Фаза климактерического периода, наступающая после последнего менструальноподобного кровотечения и характеризующаяся прекращением циклических изменении эндометрия, проявляющихся менструациями. Признак утраты генеративной функции, инволюции половой системы и всего организма.
М. может быть искусственной, вызванной каким-либо вмешательством (экстирпация матки, яичников, кастрация хирургическая или лучевая) и патологической, вследствие опухолевого поражения матки и яичников.
Меностаз (мено + греч. stasis — остановка). Син.: климакс (прекращение месячных).
Менофобия (мено + греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь менструаций и предстоящих в связи с ними неприятных, болевых ощущений.
Менструации (лат. menstruum — длящийся месяц). Физиологические маточные кровотечения, наступающие каждые 28 дней и продолжающиеся 4-5 дней. Следствие циклического отторжения разрыхленной слизистой оболочки матки. Во время М. и иногда перед ними нередко отмечаются дистимические изменения настроения, раздражительность, астенические симптомы, вазовегетативная лабильность. В эти же периоды нередко обостряется или дебютирует психическое заболевание.
Ментальный. 1. (лат. mens — ум, разум). Относящийся к психике, интеллекту (например, ментальный возраст). 2. (лат. mentum — подбородок). Относящийся к подбородку.
Ментизм (лат. mens — ум, разум) [Chaslin P.H., 1914]. Симптом наплыва мыслей, воспоминаний, образов. Характерно непроизвольное возникновение и неподчиняемость воле. Проявление ассоциативного автоматизма.
Син.: наплыв мыслей, мантизм (лат. maпо — течь, непроизвольно литься).
Менцеля синдром [Menzel P., 1891]. Сочетание атаксии и мозжечковых расстройств. Наследственная патология, выявляющаяся в молодом возрасте. Дегенеративный процесс поражает мозжечковые проводящие пути (пирамидные и оливо-мозжечковые). В некоторых случаях наблюдаются параноиды [Keddie M.E., 1969].
Мералгия парестетическая (греч. meros — бедро, algos — боль). Боли и парестезии в области наружной поверхности бедер, усиливающиеся в положении стоя и при ходьбе; возникают вследствие поражения латерального кожного бедренного нерва и наблюдаются при инфекциях, интоксикациях, при беременности.
Мерергазия (греч. meros — часть, ergasia — работа, действие, деятельность) [Meyer A., 1908]. Обозначение парциальных расстройств поведения. М. соответствуют неврозам. См. Майера эргазиология.
Син.: какергазия.
Мерсье синдром I [Morsier G., 1938]. Пароксизмально возникающий симптомокомплекс, состоящий из сложных насильственных движений (верчение вокруг собственной оси, опистотонус, глазодвигательные кризы) и зрительных галлюцинаций (микропсии, фотопсии, лилипут-галлюцинации, изменения окраски окружающих предметов). Наблюдается при поражении левой теменной области различной этиологии (абсцессы и опухоли мозга, арахноидиты, последствия черепно-мозговой травмы), иногда выступает в роли ауры перед припадками джексоновской эпилепсии.
Мерсье синдром II [Morsier G., 1944]. Наблюдается при поражении промежуточного мозга различного генеза: опухолевого, травматического, интоксикационного. Проявляется психическими (снижение памяти, нарушения восприятия, зрительные и обонятельные галлюцинации) расстройствами, а также нарушениями моторики и чувствительности.
Мерсье фронтальная триада [Morsier G., 1954]. Симптомы, характерные для поражения конвекситатных отделов лобных долей головного мозга: фиксационная амнезия, апатия, раздражительность.
Меряченье. Психотические состояния, наблюдавшиеся в дореволюционное время в Восточной Сибири и проявлявшиеся в массовом возникновении (у групп людей) эхокинетических, эхомимических и эхолалических расстройств, а также автоматизированного, беспрекословного выполнения команд, приказаний при формально ясном сознании. Чаще всего М. носило характер психогенных истерических реакций и было связано с чрезмерной внушаемостью и индукцией.
Мескалин. Алкалоид, добываемый из высушенных верхушек мексиканского кактуса (mescal). При пероральном приеме вызывает яркие фантастические переживания — галлюцинаторно-параноидные, явления деперсонализации и дереализации. Относится к галлюциногенам.
Месмеризм. Распространенное во второй половине XVIII в. учение о гипнозе как о животном магнетизме. Его основоположник, австрийский врач швейцарского происхождения F.A. Mesmer [1734-1815], считал, что магниты являются передатчиками особых флюидов психического магнетизма. В дальнейшем он отказался от применения магнитов и считал, что магнетизм присущ всем живым телам. М. был одним из этапов метафизического донаучного периода в истории гипноза, однако он сыграл положительную роль в развитии гипнотической и групповой пспхотерапии.
Мессианизм (от древнеевр. mesiach — мессия, помазанник Бога). Идеи своего избранничества, особого предназначения стать жертвой во имя спасения своего народа, человечества.
Син.: бред альтруистический.
Металлофобия (металл + греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь металлов и металлических предметов.
Метаморфоз сексуальный паранойяльный (греч. metamorphosis — превращение, лат. sexualis — половой, греч. para — возле, рядом, nus, noos — ум, разум) [Krafft-Ebing R.]. Бредовая убежденность в превращении больного в лицо другого пола. Наблюдается при шизофрении.
Метаморфопсии (греч. теtа — за чем-либо, morphe — форма, вид, opsis — зрение). [Weizsecker V.]. Нарушение восприятия формы и величины предметов. Характеризуется искаженным зрительным восприятием различных предметов, их формы, цвета, величины, пространственного расположения, состояния покоя или движения. P. Schilder подчеркивал роль в патогенезе М. лабиринтных, или вестибулярных, расстройств. O. Potzl придавал решающее значение нарушению процесса слияния зрительных восприятий, поступающих из правого и левого глаза, их десинхронизации. Наблюдаются при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга, чаще всего травматического и инфекционного генеза, входят в структуру синдрома Пика, особых состояний М.О. Гуревича. По М.О. Гуревичу [1949], М. относятся к психосенсорным расстройствам.
По М.И. Рыбальскому, М. являются иллюзиями, обусловленными нарушениями сенсорного синтеза (органическими иллюзиями). Различаются ауто- и экзометаморфопсии. При первых больные жалуются на изменение ощущения нормальной величины и формы частей собственного тела; они чаще наблюдаются перед засыпанием, возникают на короткое время (при эпилепсии) или длительно держатся (при сифилисе мозга, опухолях). У больных эпилепсией они могут наблюдаться во время ауры или входить в структуру пароксизмального эквивалента. При вторых отмечается искажение правильности восприятия величины, формы, соотношения частей окружающих больного реальных объектов; они так же, как и аутометаморфопсии, сочетаются с органическим психосиндромом.
Метасимуляции (греч. meta — следование за чем-либо, лат. simulatio — притворство). Вид симуляции. Целенаправленное воспроизведение симптомов только что перенесенного и уже закончившегося психического заболевания. Наиболее часто наблюдается после перенесенных реактивных психозов.
Метатравматический (мета + греч. trauma — ранение, телесное повреждение вследствие ранения). Обусловленный травмой, посттравматический, например, посттравматическая энцефалопатия.
Метемпсихоз (греч. metempsychosis — переселение душ). В психиатрии: бредовая убежденность в том, что больной существовал и раньше в виде других людей, животных. Близка к имевшим хождение религиозно-мистическим представлениям о перевоплощении души после смерти в другое тело — человека, животного, в растения. Ср.: бред вечного существования.
Метод интервью (англ. interview). Метод социально-психологического исследования, заключающийся в сборе первичной информации с помощью непосредственного речевого контакта. Интервью может быть: стандартизированным, в котором употребляются заранее подготовленные формулировки вопросов; нестандартизированным, предполагающим тактическую гибкость беседы, ее изменчивость в связи с ситуацией; полустандартизированным с использованием путеводителя интервью, допускающего отклонения от запрограммированной беседы. М.и. способствует налаживанию контакта между исследователем и исследуемым. Используется и в медицинской психологии. Элементы М.и. и знание его принципов могут оказаться полезными врачу-психиатру при сборе анамнеза.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь