|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54636
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке членов и совместный, а не просто опосредствующий, характер деятельности. Можно сказать, что с момента употребления Платоновым этого понятия, началось и развилось целое направление социально-психологических исследований совместной деятельности, теоретическое определение которой и ее отличие от индивидуальной,с одной стороны, и от общения, с другой, было дано Ломовым, а основные принципы исследования и структура организации определены — уже в 80-ых годах Журавлевым [38, 39].
Платонов подверг специальному анализу понятие совместимости (отличное от сплоченности) и социально-психологически определил ее как способность группы стать самоуправляющимся коллективом. Под руководством Платонова было проведено эмпирическое изучение 17 видов (от семьи до воинского коллектива) групп и реализована идея об органической связи коллектива и личности. «Социально-психологический метод изучения личности, — писал он, — должен учитывать, как она проявляется в коллективной деятельности и отражается в коллективном сознании в виде коллективного мнения о ней в целом и о ее отдельных свойствах» [70, с. 157]. Опираясь на это общее положение и работы Бодале-ва по восприятию и познанию людьми друг друга, он предложил понятие «характеристика» личности, в которой как социально-психологическом явлении отражаются «глубина или поверхность, широта или односторонность, достоверность (объективность) или ошибочность» [там же, с. 159], а также предвзятость и субъективизм, возникающие в процессе общения человека с человеком. Понятие характеристики хорошо вписывалось в терминологию советского кадрового и специально партийного обихода. Процесс обобщения разных характеристик человека членами группы он разделил на ряд стадий — стихийно-обыденную, целенаправленную и организационную и на этом основании предложил свой оригинальный метод обобщения независимых характеристик, который вошел в практику отечественной психологии. По мере сближения социальной психологии с психологическими проблемами управления он начал использоваться для оценки личности руководителя. В этот же период ленинградские психологи разрабатывают углубленный вариант известного метода экспертных оценок, широко применяемого в зарубежной психологии, включая в него комплекс характеристик личности и по объективным результа- 431 там трудовой деятельности (прошлой и настоящей), и собственно экспертным суждениям и по результатам специальных тестовых (экзаменационных) задач [37]. В характеристику личности закладываются и деловые, профессиональные, и коммуникативные, и собственно личностные качества, а ее надежность достигается целым рядом методологических, методических и собственно математических процедур. Таким образом, от методологических дискуссий о том, включать ли личность в предмет социальной психологии и какое именно место она в нем занимает, социальные психологи перешли к конкретным исследованиям социальной психологии личности. § 3. Состояние социальной психологии в 80-90-ые годы Основным аргументом в обосновании специфики данного периода развития социальной психологии является, во-первых, конкретная реализация системного подхода, позволившая строить единую социально-психологическую науку, уравновешивать нарастающую тенденцию к дифференциации психологических исследований их интеграцией, во-вторых, обращение к категории субъекта как методологическому ориентиру конкретных исследований (Абульханова-Славская, Брушлинский, Ломов, Уледов и др.). Актуализация и разработка Рубинштейном категории субъекта как философско-психологической оказала решающее влияние на развитие отечественной психологии в целом и социальной психологии в частности. Тенденция к дифференциации предмета социальной психологии проявляется в дифференциации последней, имеющей ряд направлений, которые одними авторами характеризуются как прикладные (Уледов и др.), другими — как теоретико-прикладные (Ломов и др.). К числу ее ветвей относятся политическая психология (первоначально связанная с практикой и задачами партийной работы), экономическая, управленческая, юридическая или правовая и т. д. Особое направление представляет собой проблематика образа жизни, которая постепенно расширяет горизонт и предмет исследования социальных психологов, первоначально ограничивавшихся видением групп и личности только в труде: в поле зрения попадают проблемы быта, семьи, специфики национальных отношений, что впоследствии приводит к выделению специальной области этнической психологии. 432 В настоящее время актуальной становится проблема конфликтов не только в коллективе, но в семье, в политике и т. д. Происходит дифференциация социальной психологии на теоретическую, или, точнее, исследовательскую и прикладную [76, 101]. Среди прикладных или теоретико-практических проблем социальной психологии данного периода могут быть названы две основных — это проблема социально-психологических аспектов социалистического соревнования и социально-психологического климата трудового или производственного коллектива. Как справедливо отмечает Казаков, уже начиная с 30 годов проблема социалистического соревнования изучалась, во-первых, в единстве с проблемой развития коллективов. Во-вторых, «будучи комплексными, эти исследования носили характер социального эксперимента, поскольку исследователи активно включались в организацию социалистического соревнования на предприятии, работая в тесном контакте с администрацией и партийной организацией, вносили свои коррективы в этот процесс» [30, с. 7]. Широкое эмпирическое исследование социалистического соревнования было осуществлено лабораторией социальной психологии Института психологии АН СССР (под руководством Шорохо-вой) на ряде предприятий Главмосмонтажспецстроя в течение 1975-1980 г.г. Теоретические гипотезы этого исследования были изложены еще в 1977 г. [95], а обобщающие результаты в статье [115]. Как отмечает Шорохова, исследования сосредоточились вокруг трех основных проблем: соревнующиеся личности, соревнующиеся коллективы и, наконец, системы управления соревнованием. Было обнаружено, что природа соревнования органически включает в себя следующие социально-психологические аспекты. Во-первых, взаимодействие людей, их общение в процессе деятельности являются важнейшими социально-психологическими факторами ее регуляции. Во-вторых, отношения соревнования отражаются в сознании людей, осознаются ими и «преломляются» через социально-психологические особенности коллектива и личности. Сущность соревнования проявляется через его конкретные организационные формы. Обнаружилось, что некоторые формы соревнования могут «не приживаться» в отдельных коллективах, поскольку они не соответствуют их социально-психологическим особенностям. И это явилось доказательством реалистичности исследований. Были разработаны дифференциальные подходы к практическому внедрению тех или иных форм соревнования. В 433 исследовании смоделированы социально-психологические показатели подведения итогов социалистического соревнования, которые отвечали определенным теоретическим принципам, и проведено сопоставление с традиционными критериями, т. е. применяющимися в практике производства (в частности, принятой на Карачаровском механическом заводе). Такое сопоставление предпринято с целью, во-первых, выявления эффективности социалистического соревнования, ранее ориентированного в производственной практике только на выполнение планов, во-вторых, для повышения этой эффективности на основе предварительного знания соревнующимися других существенных критериев, согласно которым будут подводиться итоги соревнования (Шорохова, Зотова, Левина, Платонов). В результате сформулирован ряд положений, касающихся системы подведения итогов социалистического соревнования. Одним из важных моментов было выявление напряженности труда соревнующихся, что практически касалось социально-психологических аспектов производительности труда и было включено в рекомендации организаторам соревнования. В эти рекомендации включены также важнейшие принципы: сравнения разных коллективов, а также базового, исходного и достигнутого в соревновании уровня, что позволило разработать методику, внедренную на предприятиях и организациях Главмонтажспецстроя, адекватную для подведения итогов и участия в соревновании не только передовых предприятий, но и предприятий, не имеющих высокой технической оснащенности. Эмпирические исследования второй крупнейшей теоретико-практической проблемы — социально-психологического климата также фактически начались еще в предыдущий период [72; 89, с. 24-30; 93 и др.]. В 80-ых годах появляются крупные индивидуальные и коллективные монографии [13, 61, 82]. К началу 80-х годов в психологии не сложилось единого подхода к объяснению сущности этого явления, но выделились два основных направления его изучения: 1. более или менее полный эмпирический набор признаков психологического климата и 2. обобщенные подходы к определению его сущности. Шорохова в этот же период дифференцирует понятия «социально-психологический климат» и «психологический климат», связывая первый преимущественно со стойким настроением коллектива, от которого зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед ним. А психологический климат, по ее мнению, от- 434 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|