Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54636

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

членов и совместный, а не просто опосредствующий, характер деятельности. Можно сказать, что с момента употребления Платоновым этого понятия, началось и развилось целое направление социально-психологических исследований совместной деятельности, теоретическое определение которой и ее отличие от индивидуальной,с одной стороны, и от общения, с другой, было дано Ломовым, а основные принципы исследования и структура организации определены — уже в 80-ых годах Журавлевым [38, 39].
Платонов подверг специальному анализу понятие совместимости (отличное от сплоченности) и социально-психологически определил ее как способность группы стать самоуправляющимся коллективом. Под руководством Платонова было проведено эмпирическое изучение 17 видов (от семьи до воинского коллектива) групп и реализована идея об органической связи коллектива и личности.
«Социально-психологический метод изучения личности, — писал он, — должен учитывать, как она проявляется в коллективной деятельности и отражается в коллективном сознании в виде коллективного мнения о ней в целом и о ее отдельных свойствах» [70, с. 157]. Опираясь на это общее положение и работы Бодале-ва по восприятию и познанию людьми друг друга, он предложил понятие «характеристика» личности, в которой как социально-психологическом явлении отражаются «глубина или поверхность, широта или односторонность, достоверность (объективность) или ошибочность» [там же, с. 159], а также предвзятость и субъективизм, возникающие в процессе общения человека с человеком. Понятие характеристики хорошо вписывалось в терминологию советского кадрового и специально партийного обихода. Процесс обобщения разных характеристик человека членами группы он разделил на ряд стадий — стихийно-обыденную, целенаправленную и организационную и на этом основании предложил свой оригинальный метод обобщения независимых характеристик, который вошел в практику отечественной психологии. По мере сближения социальной психологии с психологическими проблемами управления он начал использоваться для оценки личности руководителя.
В этот же период ленинградские психологи разрабатывают углубленный вариант известного метода экспертных оценок, широко применяемого в зарубежной психологии, включая в него комплекс характеристик личности и по объективным результа-
431
там трудовой деятельности (прошлой и настоящей), и собственно экспертным суждениям и по результатам специальных тестовых (экзаменационных) задач [37]. В характеристику личности закладываются и деловые, профессиональные, и коммуникативные, и собственно личностные качества, а ее надежность достигается целым рядом методологических, методических и собственно математических процедур. Таким образом, от методологических дискуссий о том, включать ли личность в предмет социальной психологии и какое именно место она в нем занимает, социальные психологи перешли к конкретным исследованиям социальной психологии личности.
§ 3. Состояние социальной психологии в 80-90-ые годы
Основным аргументом в обосновании специфики данного периода развития социальной психологии является, во-первых, конкретная реализация системного подхода, позволившая строить единую социально-психологическую науку, уравновешивать нарастающую тенденцию к дифференциации психологических исследований их интеграцией, во-вторых, обращение к категории субъекта как методологическому ориентиру конкретных исследований (Абульханова-Славская, Брушлинский, Ломов, Уледов и др.). Актуализация и разработка Рубинштейном категории субъекта как философско-психологической оказала решающее влияние на развитие отечественной психологии в целом и социальной психологии в частности.
Тенденция к дифференциации предмета социальной психологии проявляется в дифференциации последней, имеющей ряд направлений, которые одними авторами характеризуются как прикладные (Уледов и др.), другими — как теоретико-прикладные (Ломов и др.). К числу ее ветвей относятся политическая психология (первоначально связанная с практикой и задачами партийной работы), экономическая, управленческая, юридическая или правовая и т. д. Особое направление представляет собой проблематика образа жизни, которая постепенно расширяет горизонт и предмет исследования социальных психологов, первоначально ограничивавшихся видением групп и личности только в труде: в поле зрения попадают проблемы быта, семьи, специфики национальных отношений, что впоследствии приводит к выделению специальной области этнической психологии.
432
В настоящее время актуальной становится проблема конфликтов не только в коллективе, но в семье, в политике и т. д.
Происходит дифференциация социальной психологии на теоретическую, или, точнее, исследовательскую и прикладную [76, 101].
Среди прикладных или теоретико-практических проблем социальной психологии данного периода могут быть названы две основных — это проблема социально-психологических аспектов социалистического соревнования и социально-психологического климата трудового или производственного коллектива. Как справедливо отмечает Казаков, уже начиная с 30 годов проблема социалистического соревнования изучалась, во-первых, в единстве с проблемой развития коллективов. Во-вторых, «будучи комплексными, эти исследования носили характер социального эксперимента, поскольку исследователи активно включались в организацию социалистического соревнования на предприятии, работая в тесном контакте с администрацией и партийной организацией, вносили свои коррективы в этот процесс» [30, с. 7].
Широкое эмпирическое исследование социалистического соревнования было осуществлено лабораторией социальной психологии Института психологии АН СССР (под руководством Шорохо-вой) на ряде предприятий Главмосмонтажспецстроя в течение 1975-1980 г.г. Теоретические гипотезы этого исследования были изложены еще в 1977 г. [95], а обобщающие результаты в статье [115]. Как отмечает Шорохова, исследования сосредоточились вокруг трех основных проблем: соревнующиеся личности, соревнующиеся коллективы и, наконец, системы управления соревнованием. Было обнаружено, что природа соревнования органически включает в себя следующие социально-психологические аспекты. Во-первых, взаимодействие людей, их общение в процессе деятельности являются важнейшими социально-психологическими факторами ее регуляции. Во-вторых, отношения соревнования отражаются в сознании людей, осознаются ими и «преломляются» через социально-психологические особенности коллектива и личности. Сущность соревнования проявляется через его конкретные организационные формы. Обнаружилось, что некоторые формы соревнования могут «не приживаться» в отдельных коллективах, поскольку они не соответствуют их социально-психологическим особенностям. И это явилось доказательством реалистичности исследований. Были разработаны дифференциальные подходы к практическому внедрению тех или иных форм соревнования. В
433
исследовании смоделированы социально-психологические показатели подведения итогов социалистического соревнования, которые отвечали определенным теоретическим принципам, и проведено сопоставление с традиционными критериями, т. е. применяющимися в практике производства (в частности, принятой на Карачаровском механическом заводе). Такое сопоставление предпринято с целью, во-первых, выявления эффективности социалистического соревнования, ранее ориентированного в производственной практике только на выполнение планов, во-вторых, для повышения этой эффективности на основе предварительного знания соревнующимися других существенных критериев, согласно которым будут подводиться итоги соревнования (Шорохова, Зотова, Левина, Платонов). В результате сформулирован ряд положений, касающихся системы подведения итогов социалистического соревнования. Одним из важных моментов было выявление напряженности труда соревнующихся, что практически касалось социально-психологических аспектов производительности труда и было включено в рекомендации организаторам соревнования. В эти рекомендации включены также важнейшие принципы: сравнения разных коллективов, а также базового, исходного и достигнутого в соревновании уровня, что позволило разработать методику, внедренную на предприятиях и организациях Главмонтажспецстроя, адекватную для подведения итогов и участия в соревновании не только передовых предприятий, но и предприятий, не имеющих высокой технической оснащенности.
Эмпирические исследования второй крупнейшей теоретико-практической проблемы — социально-психологического климата также фактически начались еще в предыдущий период [72; 89, с. 24-30; 93 и др.]. В 80-ых годах появляются крупные индивидуальные и коллективные монографии [13, 61, 82].
К началу 80-х годов в психологии не сложилось единого подхода к объяснению сущности этого явления, но выделились два основных направления его изучения: 1. более или менее полный эмпирический набор признаков психологического климата и 2. обобщенные подходы к определению его сущности. Шорохова в этот же период дифференцирует понятия «социально-психологический климат» и «психологический климат», связывая первый преимущественно со стойким настроением коллектива, от которого зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед ним. А психологический климат, по ее мнению, от-
434



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь