Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60382

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Однако результаты исследований в Северной Америке показали, что люди, которые имеют высокую оценку по критериям счастья и заботы о других, являются жертвами опасного самообмана. Такой самообман иногда называют „позитивными иллюзиями", но это еще не факт,
что они действительно являются позитивными. Большинство американцев убеждены в том, что они и их близкие намного красивее всех остальных людей. Они считают, что они и их близкие умнее остальных. Когда они исполняют музыкальное произведение или произносят речь, то думают, что делают это лучше других».
Далай-Лама, который все это время тихо посмеивался, не упустил случая сделать язвительное замечание: «Возможно, европейцы с этим не согласятся».
На что Ричи высказал уже ставшее предсказуемым замечание: «За исключением Франции».
Франсиско нанес ответный укол: «Вообще-то, очень многие европейцы думают то же самое о Соединенных Штатах».
Оуэн вернулся к серьезным вопросам, но снова привел данные, которые вызвали смех в зале: «Это мне известно. Но все же я расскажу вам еще о двух открытиях, сделанных американскими профессорами. Предположим, что Ричи, мой друг Пол, Франсиско и я вместе пишем доклад. Доклад опубликован; мы отправляемся отметить это дело и, сидя за стойкой бара, соглашаемся, что каждый из нас выполнил по двадцать пять процентов работы. Проходит шесть месяцев. Кто-то спрашивает Ричи, какой процент работы выполнил он. Он говорит, что тридцать три процента. Спрашивают Пола, и тот тоже говорит, что тридцать три. Мы с Франсиско тоже выполнили по тридцать три процента. В итоге непонятно, откуда появляются сто тридцать два процента работы. Чем больше проходит времени, тем выше мы оцениваем собственный вклад в общее дело. Через двадцать пять лет мы все помним, что выполнили по семьдесят пять процентов работы!»
Оуэн продолжил: «Но существует еще одна ошибка, совершаемая американцами, которые относятся к этой категории счастливых и позитивно настроенных людей.
Предположим, человеку говорят, что для американских женщин вероятность заболеть раком груди составляет один к девяти. Если вы спросите одну из этих счастливых женщин, что она думает о вероятности заболеть раком груди, она скажет: „У меня она очень низкая". То же самое относится к автомобильным катастрофам и всем болезням. Даже когда вы говорите людям, какова реальная вероятность, они значительно занижают возможность того, что это может произойти с ними. Почему я обращаю на эти данные особое внимание? Да потому что те, кто демонстрирует самые реалистичные оценки, по крайней мере среди североамериканцев, страдают легкой депрессией!»
Оуэн сделал вывод: «Когда сегодня утром Джин говорила о влиянии культуры на самосознание, она отметила, что в американской культуре придается слишком большое значение высокой самооценке. Но, стараясь повысить свою самооценку, мы перестаем правильно воспринимать окружающий мир.
Когда я познакомился с Джин (это было в прошлом декабре), она рассказала мне о недавно опубликованном исследовании жителей Японии. Японцы не совершают таких слишком оптимистичных ошибок, но пока еще неясно, можно ли считать их более счастливыми или более добродетельными».
Далай-Лама развил мысль Оуэна о самооценке: «В буддизме не принято считать самооценку как таковую добродетелью или абсолютным добром. Если у человека преувеличенная самооценка, то это может перерасти в самонадеянность или высокомерие — ментальное загрязнение. В таких случаях рекомендуется использовать противоядие, которое немного понизит мнение человека о себе. С другой стороны, если это приведет к очень низкой самооценке, то вам следует заняться дискурсивными (логически обоснованными) размышлени
ями о ценности и значительности человеческой жизни, о живущей внутри вас природе Будды и о просветленной природе вашего сознания. Размышления о таких вещах повысят уровень самооценки.
Поэтому нас интересует не просто самооценка или абсолютное добро, а поиск реалистичного и сбалансированного уровня самооценки. Повышенная самооценка приводит к резкому повышению уровня ожиданий, что, в свою очередь, делает человека уязвимым для разочарования и неудовлетворенности. Одно тянет за собой другое».
Ричи провел важное различие: «Исследование, о котором говорил Оуэн, действительно показало, что чем позитивнее люди оценивают свои эмоции, тем больше у них подобных иллюзий, однако такое соотношение нельзя считать абсолютным правилом. Небольшой процент людей демонстрирует высокие уровни позитивных эмоций, но не страдает такими иллюзиями. Эти люди могли бы стать интересными объектами для изучения. Вполне возможно, что у них уровень самооценки окажется всего лишь умеренным — не повышенным, — а восприятие мира более точным».
Маттье вернулся к тибетской духовной практике, где, как он сказал, «действительно очень важно культивировать скромность. Если вы спросите мудрого богослова, что он знает, тот ответит: „Я не знаю ничего". Иногда возникают очень интересные ситуации. Помню, однажды два высокочтимых богослова из Тибета прибыли в непальский монастырь к Кхьентсе Ринпоче, одному из самых великих наставников прошлого века. Одного из них попросили прочитать несколько лекций, но он сказал: „Я ничего не знаю". Затем он взглянул на своего друга и добавил: „И он тоже ничего не знает". Представляете, он считал скромность своего спутника чем-то само собой разумеющимся!»
На этом мы объявили перерыв на чай. Во время перерыва Марк завел беседу с Далай-Ламой о возможности провести курс подготовки методам социального и эмоционального обучения для тибетских учителей. Далай-Лама пригласил Марка или одного из его коллег приехать в Дхарамсалу и познакомить со своими методиками тибетских учителей во время их ежегодной переподготовки.
Что является благоприятным и в каких ситуациях?
После перерыва на чай настроение присутствующих изменилось. Если до этого все выступления формально адресовались Далай-Ламе, то для второй половины дня было характерно спонтанное, прямое общение между участниками.
Я начал с вопроса, который возник во время перерыва на чай: «Как нам связать то, что сказала сегодня утром Джин, с тем, что сказал Марк? Как нам организовать уроки для школьников или взрослых таким образом, чтобы учесть культурные различия и обратить их себе на пользу? Марк говорил, что эти программы учат детей тому, что эмоции — это нормально. Однако с буддийской точки зрения эмоции — это нечто ненормальное. Это всего лишь один пример различий между критериями оценки эмоций в разных культурах, на которые указала Джин. Как нам учесть такие различия?»
«Мы не знаем, — ответил Марк. — Принятая в Северной Америке и Европе концепция, согласно которой обсуждение чувств — это хорошее средство, может оказаться эффективной в нашей культуре, но не обязательно в других. Мы должны признать, что эти учебные программы являются в некотором роде искусственной заменой недостатка гармонии.
Я убежден, что все концепции, о которых я говорил этим утром, универсальны по своей сути: идеи самоконт
роля, идентификации внутренних состояний разума, планирования будущего, использования интеллекта отличаются, на мой взгляд, только в мелких деталях. Например, в рамках программы PATHS каждый день помощником учителя назначается новый ребенок, который затем становится перед классом и помогает учителю вести урок. Ребенку могут поручить держать картинки или разыгрывать ролевые ситуации.
В конце урока ребенок получает похвалы. Сначала учитель может сказать: „Ты был хорошим помощником", или „Ты проявил внимательность и дружелюбие", или „Мне нравятся твои туфли". Затем ребенок выбирает двух учеников в классе, от которых он желает услышать похвалу. И наконец, ребенок хвалит себя сам перед всем классом. Все похвалы записываются и отсылаются родителям ребенка; родителей просят добавить к ним еще одну похвалу.
Это типично американская идея, и я не уверен, что ее можно приспособить к азиатским культурам. Если угодно, это не что иное, как попытка „распушить перышки" ребенку, чтобы придать ему дополнительную значимость в собственных глазах. Реализуя эту идею в Нидерландах, Англии и Америке, мы убедились, что родители поддерживают нас с завидным энтузиазмом. Они вывешивают наше письмо на видном месте в доме и говорят: „Наконец-то о нашем ребенке говорят что-то хорошее. Это доставляет ему удовольствие и радует всех нас". Но в других культурах эта идея может показаться неприемлемой или нелепой».
Джин Цай на замеча



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь