Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50878

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия "групповой статус личности", "внутригрупповая динамика" и др., предложил конкретные методики смягчения внутригрупповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. (Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 году Института социометрии и психодрамы – институт Морено.)
Вслед за Морено зарубежные социальные психологи стали рассматривать малую группу, социальную микросреду как основной элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность" абсолютизировалось среднее звено.











Рис.94. Социограмма
По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, т.е. лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А,В,Ю,И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями(Л); взаимоотрицательные отношения (П-С), отсутствие устойчивых социальных связей (К).




Рис. 95. Символика социограммы

Постулировалась полная зависимость личности от выполняемой ею социальной роли, групповых норм, группового давления.
Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии – интеракционизм – выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия – интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Джорджа Герберта Мида (1863–1931) Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 30-х годах понятия "социальная роль", "внутригрупповое взаимодействие" (интеракция) и др.*
*Mead D. Mind. Self and Society Chicago, 1934; The philosophy of the act. Chicago, 1938.

Представители указанного направления (М. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани* и др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления – признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида, общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.
* См.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, 1975.

В последнее время за рубежом широко распространены эмпирические интеракционистские исследования "бытовой" психологии*. Появились аналогичные работы и отечественных авторов.
* См.: Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1992; Xappuc Т. Я хороший, ты хороший. Практическая психология. М., 1993; Берн Э. Игры, в крторые играют люди. Л., 1992; Дизель П., Раньян М. К. Поведение человека в организации. М., 1993, Черноушек М. Психология жизненной среды. 1989; он же. Познай себя и других. М., 1993; Козлов Н. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. М., 1993.

Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е годы XX столетия*. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику соиальной психологии. И уже к концу 20-х годов социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.
* См.: Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921; Блонский П. П. Очерки научной психологии. М., 1921; Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону, 1925; Артемов В. А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 50-х – начале 60-х гг.
Стали проводиться разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования*. Однако достижения отечественной социальной психологии еще не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.
* См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966; Кон И. С. Социология личности. М., 1967; Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971; Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972, Парытин Б. Я. Социальная психология как наука. Л, 1976; Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Ширковина. М., 1975; Коломинский Я. Л. Человек среди людей. М., 1970, Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980, 1988; Еникеев М. И. Социальная психология. М., 1981.

Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:
понятие социальной общности;
особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;
понятие социальной группы, классификация социальных групп;
социально-психологическая организация малых групп;
модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;
общение как средство социального взаимодействия;
межперсональное взаимодействие в процессе общения;
психология больших социальных групп;
психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;
психология социального управления.
Методы социальной психологии: естественный и лабораторный групповой эксперимент, включенное наблюдение, анкетирование, опросы, интервьюирование, контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.



Глава 2. Понятие и виды социальных общностей. Социум как фактор организации индивидуального поведения

§ 1. Понятие социальной общности, общества и социума

Социальная общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия – социального, политического, производственного, культурного или этнического (нации, партии, общественные и производственные организации, культурные общества и т. п.).
Все социальные общности интегрированы в социум. Социум (от лат. socium – общее, совместное) – устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.
Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этос – культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами. На отдельные ситуативные социально значимые обстоятельства индивид реагирует как существо социально детерминированное.
Общество – социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой.
В составе общества различаются групповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Геи лучше запоминают лица
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Имаго; Imago
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Как тренировать мышление
  • Светлана Сачкова. Здоровьесберегающая технология – зрительная гимнастика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь