Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172808

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания. Э. Кюблер-Росс описала его как 5 следующих друг за другом стадий:
1) Отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется надежда на ошибочность диагноза).
2) Гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, крушению надежд и планов).
3) Торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом).
4) Депрессия (чувство безнадежности).
5) Принятие (смирение и ожидание неизбежного финала).
Разумеется, не существует универсальной последовательности стадий, не все эти переживания присущи каждому человеку. Нередко процесс умирания вообще может происходить совсем по-другому. Кроме того, многое зависит от условий, в которых находится больной. Американские психологи отмечают позитивную роль хосписов, создаваемых для умирающих от СПИДа и рака.
Еще раз подчеркнем, что и характер самого процесса умирания, ухода из жизни, определяется главным образом личностью человека. Напомним, что Илья Ильич Обломов, человек с чисто гедонистической направленностью личности, ввиду близкого конца «становился все молчаливее и задумчивее, иногда даже плакал. Он предчувствовал близкую смерть и боялся ее». У людей с эгоистической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние, страх смерти сочетается с нравственными страданиями, показанными Л.Н. Толстым в повести «Смерть Ивана Ильича».
По-другому уходят из жизни люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности. Даже при наличии тяжелой болезни может до конца продолжаться личностный рост. Вспомним М.М. Пришвина, умевшего радоваться жизни до своих последних дней. Гораздо более молодой А. П. Чехов, умиравший от туберкулеза и как врач знавший об этом, в последние годы своей жизни много пишет и, обычно вскользь упоминая в письмах о нездоровье, сетует на периоды, когда из-за этого не может работать. Только в письме к И.А. Бунину в связи с тяжелым физическим состоянием и одиночеством в Ялте он замечает: «Поживаю я недурно, так себе, чувствую старость». Но тут же добавляет: «Впрочем, хочу жениться». Замечательно обращение к М. Горькому: «Вы человек молодой, сильный, выносливый, я бы на Вашем месте в Индию укатил, черт знает куда, я бы еще два факультета прошел. Я бы, да я бы — Вы смеетесь, а мне так обидно, что мне уже 40, что у меня одышка и всякая дрянь, мешающая жить свободно». А в последний месяц своей жизни А.П. Чехов дорабатывает «Вишневый сад» («Мне хочется прибавить еще характеристику действующих лиц»), продолжает заботиться о чужих делах, шутит, пишет сестре: «Меня неистово тянет в Италию».
Только при духовно-нравственной и сущностной направленности личности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти» (Э. Эриксон). Он знает: то, чем он жил и что, несмотря ни на что, остается с ним до конца его дней, — самая высшая из всех возможных ценностей; ничто, никакие страдания не могут перечеркнуть ее.
* * *
Поздняя зрелость — последний отрезок жизненного пути человека. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя зрелость подводит их итоги. Люди с гедонистической направленностью личности, теряя физические возможности, быстро заканчивают свое существование. Для эгоистической направленности свойственно интенсивное психологическое старение, связанное с резким сокращением психологического будущего либо с его полной потерей. В последнем случае поздняя зрелость превращается в дожива-ние. У людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности основное содержание жизни нередко сохраняется; сохраняется и прежний психологический возраст. Если происходит смена ведущей деятельности, она не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства.
Направленность личности в значительной мере определяет и сам конец жизни, процесс умирания человека. При гедонистической направленности характерны отчаяние и страх смерти; для лиц с эгоистической направленностью они часто сопровождаются нравственными страданиями, обесцениванием достигнутого, ощущением пустоты прожитой жизни. Люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью сознают высшую ценность основного содержания своей жизни, которую не могут перечеркнуть ни физические страдания, ни сама смерть.

Литература
Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Избр. психол. тр. М., 1980. Т. 1.
Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.; Л., 1992.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991.
Воспоминания о Сергее Есенине. М., 1965.
Гончаров И.А. Обломов. М., 1954.
Губер П.К. Дон-жуанский список Пушкина. Главы из биографии. СПб., 1990.
Геллико П. Томасина. М., 1992.
Диккенс Ч. Торговый дом Домби и сын // Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 13, 14.
ДорнеманЛ. Женни Маркс. М., 1988.
Зейгарник Б.В, Теория личности К. Левина. М., 1981.
Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
Кон И.С. Дружба. М., 1987.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Кроник А.А., Головаха Е.И., Пажитнов А.Л., Членов М.А. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога. М., 1993.
Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000. № 1.
Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М., 1990.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
Мень А. Перевоплощение и оккультизм // Знание-сила. 1992. № 3.
Навайтис Г. Тайны семейного (не)счастья. М.; Воронеж, 1998.
Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1999.
Новый Завет. М., 1991.
Нуркова В. В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.
Олеша Ю.К. Ни дня без строчки. М., 1989.
Островский А.Н. Волки и овцы // Избр. произв. М., 1965.
Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 1998.
Последний год... М., 1988.
Пришвин М.М. Дневники. М., 1990.
Пришвин М.М. Незабудки. М., 1969.
Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М., 1976.
Психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М., 1990.
Пушкин А. С. Моцарт и Сальери // Собр. соч.: В 3 т. М., 1986. Т. 2.
Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Собр. соч.: В 3 т. М., 1986. Т. 2.
Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста СПб 2000.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995.
Роллан Р. Очарованная душа. М., 1959.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир// Проблемы общей психологии. М., 1973.
Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. М., 1998.
Самоукина Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. 1998. № 6.
Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию // Мысли и размышления о жизни и смерти. М., 1998.
Сергеев М.Д. Подвиг любви бескорыстной. Декабристки. М., 1976.
Смирнова Л.Н. Моя любовь. М., 2000.
Соловьев B.C. Смысл любви // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
Солоухин В.А. Варвара Ивановна // Закон набата. Рассказы. М., 1971.
Стендаль. О любви // Собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 7.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Токарева B.C. Инфузория-туфелька// Перелом. М., 1999.
Толстой Л.Н. Анна Каренина // Собр. соч.: В 22 т. М., 1981-1982. Т. 8-9.
Толстой Л.Н. Дневники // Собр. соч.: В 22 т. М., 1985. Т. 22.
Толстой Л.Н. Война и мир//Собр. соч.: В 22т. М., 1980.Т. 5. М., 1981. Т. 7.
Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича // Собр. соч.: В 22 т. М., 1982. Т. 12.
Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
Чехов А. П. Анна на шее // Собр. соч.: В 12 т. М., 1962. Т. 8.
Чехов А.П. Письма // Собр. соч.: В 12 т. М., 1964. Т. 12.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Экзюпери А. Маленький принц. Планета людей. СПб., 1999.
Эпикур. Эпикур приветствует Менекея // Мысли и размышления о жизни и смерти. М., 1998.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь