Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61460

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ию, которое поначалу кажется очень неприятным, заставляя повторять эти действия снова и снова, пока они не станут привычными. По всей вероятности, этот процесс сопровождается определенными неблагоприятными изменениями в мозге».
Тему подхватил Маттье: «Конечно, все вы знаете рассказы о детях-воинах в Африке, которых силой заставляют кого-нибудь убить, чтобы сломать барьер чувствительности к убийству.
Кроме того, я слышал рассказы обычных людей, которых заставляли работать палачами в концентрационных лагерях. Многие из них говорили, что первое время их постоянно душили слезы, но через несколько недель они становились бесчувственными».
Я тоже рассказал историю о том, как отсутствие эмпатии открывает путь жестокости: «В Калифорнии один мужчина попал в тюрьму за убийство родной матери, ее родителей и пяти студенток Калифорнийского университета. Брат моей жены брал у него интервью в рамках одного исследовательского проекта. Он спросил: „Как вы могли на это пойти? Разве вы не чувствовали никакой жалости к вашим жертвам?" Убийца очень спокойно ответил: „Конечно, нет, ведь если бы я обращал внимание на их страдания, то не смог бы этого сделать". Он не испытывал к ним никаких чувств, и в этом ключ к его жестокости».
Как культивировать эмпатию
Мне осталось подвести итог: «Я считаю, что обучение эмпатии в самом начале жизни — исключительно важный момент учебной программы, которую мы обсуждаем. Его можно сравнить с прививкой от жестокости в последующей жизни».
Далай-Лама перешел к вопросу культивирования эмпатии. Прежде всего он объяснил причину того, почему он так часто предлагал расширить тему нашей дискуссии, чтобы включить в нее представителей животного мира, — и почему он проявил такую заботу о том маленьком жучке на своем кресле.
«Развитие эмпатии, — объяснил он, — начинается с маленьких чувствующих существ, таких как муравьи и насекомые.
Вы должны отнестись к ним с искренним уважением и осознать, что они тоже хотят обрести счастье, испытать удовольствие и быть свободными от боли. Начните с этого, с насекомых, и проявите искреннюю эмпатию к ним, а затем переходите к рептилиям и так далее. За ними последуют другие люди и вы сами.
С другой стороны, если вы убиваете мелких насекомых и отметаете всякую возможность того, что они тоже хотят получать удовольствие и избегать боли, то когда вы перейдете к животным, которые будут все больше и больше походить на нас, вам будет намного легче отказать им в этих правах.
Если вы увидите раненую воющую собаку, вы не ощутите ее боль. Поскольку вы уже научились не обращать внимания на удовольствие и боль насекомых, теперь вам будет намного легче игнорировать страдания птицы, собаки или даже другого человека. Отношение „Я этого не чувствую" просто не даст вам ощутить их боль. Вы не почувствуете эмпатии, пока чужая боль не станет вашей собственной.
Чем больше чувствительности вы будете проявлять к боли и страданиям животных, — продолжил Далай- Лама, — тем более чувствительны вы будете по отношению к другим людям. Только в буддизме все чувствующие существа считаются „материнскими чувствующими существами", от нашего отношения к другим чувствующим существам зависит очень многое».
«Этот принцип встречает сильное противодействие у нас на Западе, — заметил Марк. — Например, в городке, где живу я, в день открытия охотничьего сезона закрывается школа, чтобы каждый мог отправиться на спортивную охоту.
Если я попытаюсь распространить среди детей некоторые из этих идей, мне придется начать настоящую философскую войну с сорока процентами мужского населения в сельской области, где я живу».
«Что уже говорить о рыбалке», — добавил Далай-Лама.
«Я даже не представляю, как вести себя при подобном конфликте ценностей», — особо подчеркнул Марк.
«Возможность добиться в будущем всемирного запрета на спортивную охоту представляется вполне вероят
ной, — предположил Далай-Лама, — но подобный запрет в отношении рыбы или домашней птицы в глобальном масштабе представить почти невозможно».
Как прожить хорошую жизнь?
Оуэн обратил внимание на другой момент, который вернул нас к вопросу о культивировании позитивных эмоций. «Я убежден в том, что, в сущности, мы все время говорим об этике, и убежден в этом даже больше, чем в первый день, перед моим разговором с Его Святейшеством. Эмоции — это лишь малая часть ответа на глобальный вопрос о том, как быть хорошим человеком, как прожить хорошую жизнь, как воспитывать сострадательных, добросердечных и не склонных к насилию людей. Я считаю, что работа Марка имеет огромное значение. Мы говорили о пластичности и о том, что может заставить измениться даже таких стариков, как мы, но единодушно признали, что сделать это труднее. В английском языке есть поговорка: „Старого кобеля новым штукам не выучишь". Возможно, это не совсем так, но я считаю, что методы воздействия, которые использует Марк, являются очень и очень важными.
Я только что составил список основных добродетелей и благотворных состояний разума: правдивость, справедливость, любовь, благожелательность, терпение, сострадание, щедрость, благодарность, терпеливость, храбрость, честность, самопознание. Сюда же можно включить принципы, такие как необходимость относиться к каждому человеку так, словно он ничем не лучше любого другого, и признать, что и ты сам ничем не лучше любого другого. Способы, о которых Марк говорил этим утром, помогут развить в молодых людях способность жить именно такой жизнью. В определенном смысле, все, чем мы здесь занимаемся, представляет собой по
пытку создания философии морали и поощрения светской этики».
Далай-Лама кивнул в знак согласия. Но, как признался он мне позднее, у него все равно осталось определенное беспокойство по поводу того, стоит ли нам вести дискуссию на языке нравственности, поскольку он чувствовал, что описание полезных практик или методик с точки зрения нравственного развития снижает их привлекательность в глазах многих людей. Кое-кого, разумеется, такое развитие привлекает, но таких людей слишком мало. Он чувствовал, что часто люди относятся к нравственности так: «Да, было бы прекрасно стать высоконравственным человеком, но мне вряд ли стоит к этому стремиться». Идея потратить лишние силы на укрепление моральных устоев не столь привлекательна, как, скажем, идея укрепления здоровья.
Поэтому лучше всего формулировать идею нравственного развития с позиции необходимости — никто не скажет, что ему не нужно хорошее здоровье или счастье. Далай-Ламе было известно, что многие люди занимаются йогой не для духовного развития, а для улучшения здоровья. Учитывая эти обстоятельства, лучше всего представлять программу культивирования позитивных эмоций как способ обретения крепкого здоровья и счастья.
На его взгляд, самым лучшим способом привлечь внимание широкой общественности могла бы стать популяризация научных свидетельств или анализ способов культивирования позитивных эмоций и борьбы с деструктивными факторами в эмоциональной жизни без упоминания каких бы то ни было этических, моральных или религиозных канонов. Он беспокоился о том, что даже в контексте нашего диалога мы уделяем слишком большое внимание буддийскому подходу, и это может до определенной степени ограничить возможности применения нашей программы. Он хотел донести до всего человече
ства главную мысль: все мы испытываем деструктивные эмоции, потому что мы люди — и поэтому всем нам необходимо узнать о них как можно больше.
Счастье, добродетель и позитивные иллюзии
В этот момент Оуэн снова переключил наше внимание — на этот раз на открытие, связанное с презентацией Джин Цай, и в частности, на гиперболизированное самомнение, характерное для индивидуалистических культур. Оуэн решил привести данные, которые «могут вызвать у вас беспокойство по поводу западного индивидуалистического подхода к концепции „эго". Философы всех времен без устали обсуждают связь между добродетельностью и счастьем, и в первый день я уже говорил о том, в чем сходятся все: добродетельный человек — это счастливый человек, и подлинное счастье приходит только вместе с добродетелью.
Попытка включить в эту систему элемент духовного здоровья — совершенно новая тенденция в науке. Об этом свидетельствуют критерии духовно здорового человека, разработанные психологами и психиатрами. Списки таких критериев разнообразны, но интересно отметить тот факт, что ни в одном из списков, с которыми я ознакомился во время моих исследований, не присутствует добропорядочность, зато в каждый из них включено правильное понимание себя и мира. Другими словами, духовно здоровым человеком, согласно западным определениям, считается тот, кто не заблуждается, кто видит вещи в правильном свете.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь