|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50403
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке При исследовании межличностных отношений ребенка в малой группе значительными диагностическими возможностями обладают ролевые игры.
В последнее время в психодиагностике широко распространилось применение разнообразных личностных опросников (MMPI и др.) с хорошо разработанной методикой их реализации. Следует, однако, учитывать, что ни один тест и ни одна тестовая методика не могут служить основанием для категорических психодиагностических выводов. Основным методологическим принципом психодиагностики является принцип комплексности. ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗДЕЛ V. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности и особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Однако ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как "психология народов", "инстинкты масс" и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречаются уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Фейербаха и Гегеля. В середине XIX в. социальная психология выделяется в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 году Штейнталем и Лацарусом "Журнала по этнической психологии и языкознанию". Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце прошлого и в начале текущего века пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард – подражательностью*, Лебон – психическим заражением**, Мак-Дугалл – инстинктами***. * См.: ТарЭ Г. Законы подражания. СПб, 1890, Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903. ** См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. *** См.: Мак- Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916. Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях (Преступник и преступление. М., 1906; Сравнительная преступность М., 1907). По концепции Г. Тарда (1843–1904), общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную "оппозицию", конфликтность в социальном взаимодействии. Г. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Г. Тарда стали различаться два вида наследственности – естественная и социальная. Другой французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1841–1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения (см.: Психология народов и масс. СПб., 1896). Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Э. Дюркгейм выдвинул феномен "коллективных представлений" (Индивидуальные и коллективные представления, 1898), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием. В отличие от "социальной атомизации" Г. Тарда (считавшего индивида "клеткой общества"), Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей. Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Э. Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Э. Дюркгейм назвал аномией (от франц. anomie – отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе (см.: Социология преступности. М., 1966). Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии, утвердив первичность социального фактора в формировании личности. На рубеже XIX и XX вв. английский психолог У. Мак-Дугалл (1871–1838) предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания. В 1908 году была издана книга Мак-Дугалла "Введение в социальную психологию". Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки. В 20-х годах XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии – зарождается экспериментальная социальная психология. Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида – восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации – конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам). Вслед за Меде американский психолог Гордон Олпорт (1897–1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. На основе его исследований были сделаны практически эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела и др.* Социальная психология стала интенсивно развиваться как прикладная наука. В США стали проводиться широкие исследования по проблемам управления, психологической совместимости, уменьшения напряженности между предпринимателями и рабочими и т. п. * Allport G. Social Psychology. Boston, 1924 Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Якобу (Джекобу) Морено (1892–1974). Морено разработал метод социометрии – систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Выявляя личностные симпатии и антипатии, Морено графически отображал эти взаимоотношения в виде социограмм (рис. 94, 95). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|