Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61470

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Далай-Лама объяснил с обычной улыбкой на лице: «Я боялся, что могу нечаянно положить на него руку и получить порцию плохой кармы там, где ее не ожидаешь. Даже такой жучок может передать вам карму. Похоже,
что у жучка была сломана ножка, и он находился не в самой лучшей форме, и поэтому мы решили уберечь его от риска получить еще больше повреждений. Возможно, причина просто в том, что у меня сейчас хорошее настроение! Если бы я был в скверном настроении...» Он сделал шаловливый жест, словно показывал, как давит жучка, чем вызвал дружный смех присутствующих.
«Мне кажется, — заметил я, — это Оуэн сказал, что когда у людей хорошее настроение, у них проявляется склонность к альтруизму. Вы только что это доказали». Эта ремарка, в свою очередь, вызвала смех у Далай-Ламы.
«После того как настроение становится чертой характера, человек всегда находится в хорошем настроении», — добавил Ричи.
«Следовательно, вопрос в том, — спросил я, — как воспитывать детей, чтобы они всегда находились только в хорошем настроении и совершали добрые поступки?»
Марк привел пример: «Я иногда рассказываю учителям притчу о двух братьях. Один из них вечно был чем- то недоволен, в то время как другой казался удовлетворенным всем. Рождественским утром они получили подарки и играли с ними в детской комнате. Вечно недовольный ребенок получил новый компьютер, несколько игр и маленького робота, но когда отец спросил его, рад ли он подаркам, тот ответил: „Нет. Теперь все дети станут мне завидовать, а потом у игрушек сядут батарейки, и мне придется покупать новые", после чего перечислил много других причин для недовольства.
Что до второго маленького мальчика, то он получил в подарок на Рождество кучу конского навоза. Когда отец поднялся к нему в комнату, то увидел, что сын с удовольствием играет с навозом. Отец спросил: „Чему ты так радуешься?" Сын ответил: „Раз тут есть навоз, значит, где-то рядом должна быть лошадь!" И поэтому мы стараемся убедить учителей в пользе оптимистичного
отношения к жизни, которое они должны воспитывать у своих учеников. Интересно отметить, что такая жизнерадостность является очень важным качеством в буддийской модели».
Как противодействовать жестокости
Пол Экман переключил наше внимание на то, как мозг обучается негативному поведению: «Труднее всего человеку дается самое первое проявление настоящей жестокости. Но, продолжая совершать жестокие поступки, он, по всей видимости, изменяет свой мозг таким образом, что жестокость становится чертой характера. И тогда он начинает демонстрировать жестокость, не задумываясь и не испытывая никаких сомнений. Таких примеров более чем достаточно.
Когда мы сталкиваемся с жестоким человеком, не знающим сострадания, и этот человек собирается поступить жестоко по отношению к нам, что мы можем сделать? Как нам отвлечь этого человека от жестокости?»
«Это зависит от контекста, — заметил Далай-Лама. — В любой конкретной ситуации возникает вопрос: способны ли вы действительно что-то сделать? Если вы считаете, что такая возможность есть, тогда в первую очередь следует подумать о мирных способах. Вы можете использовать логику или другие мягкие меры воздействия, чтобы убедить человека не совершать жестокий поступок.
Вы, конечно, поняли, что я снова говорю с позиции буддизма. Существуют четыре вида просветленных действий, которые последовательно рекомендуются бодхи- сатвам. Первый вид — это умиротворение: вы пытаетесь нормализовать ситуацию словами, логическими доводами, утешениями или подобными средствами из вашего арсенала. Если ничего не получается, можно испробо-
быстро?" Тренер ответил: „Я разделяю лошадей на три группы. Первая группа — те, которые очень быстро учатся. Стоит мне только показать им хлыст, как они начинают бежать очень быстро. Это самые лучшие лошади. Ко второй группе относятся лошади, которых мне приходится хлестать снова и снова, иначе они не станут бежать быстро. Но с третьей группой работать очень трудно. Даже если я буду постоянно использовать хлыст, такая лошадь ляжет и будет лежать — но не встанет и не побежит".
Будда спросил его: „И что ты делаешь с такими лошадьми?" Тренер ответил: „Я даже не пытаюсь ничего с ними сделать". Будда сказал, что с обучением людей дело обстоит точно так же. Только некоторые из них поддаются обучению; очень многих научить просто невозможно. Он может провести их по пути не дальше, чем позволит их предыдущая карма, но больше ничем не может им помочь».
Ричи Дэвидсон привел данные, указывающие на то, что все же можно надеяться оказать хотя бы какую-то помощь даже самым безнадежным, например преступникам-психопатам: «В Соединенных Штатах ученые обследовали группу психопатов, изолированных от общества за жестокие преступления.
Одна из характерных особенностей психопатов заключается в том, что когда у них появляется возможность получить награду или вещь, которая им нравится, то они настолько сильно концентрируют внимание на этих вещах — на объекте своего вожделения, — что уделяют недостаточно внимания возможным негативным последствиям действий, которые они могут совершить, чтобы получить то, чего хотят.
Однако было установлено, что если научить их выдерживать паузу — развить способность к терпению, — то они начинают уделять больше внимания возможным не
гативным последствиям, и в их состоянии происходит заметное улучшение. У преступников, заключенных в тюрьму, такого улучшения можно добиться за довольно короткий период времени.
Эти данные позволяют надеяться на эффективность определенных методик, которые мы пока еще не применяем систематически, но которые стоит опробовать даже на закоренелых преступниках, очень трудно поддающихся обучению».
Эмпатия и доброжелательное хладнокровие
как противоядия от жестокости
Маттье вернулся к вопросу Пола о том, как лучше всего вести себя с жестоким человеком. «Чтобы хлопнуть в ладоши, нужны две руки. Если у человека нет никакого желания конфликтовать, то с ним гораздо труднее завязать драку. Судить только по текстам и биографиям трудно, но в тибетской истории можно найти множество историй о медитаторах и отшельниках, которые сталкивались с бандитами и даже с дикими животными. Когда бандиты неожиданно оказывались рядом с человеком, который демонстрировал исключительную безмятежность и доброжелательное хладнокровие, их первоначальные намерения резко менялись, словно в котел кипящих эмоций наливали холодную воду. Подобных историй очень много, и некоторые из них, несомненно, правдивы».
Джин Цай задала вопрос Полу: «Удалось ли вам обнаружить какие-нибудь свидетельства того, что определенные выражения лица или положения тела действуют обезоруживающе на людей, которые ведут себя агрессивно?»
После короткого обдумывания Пол сделал вывод, что прямых свидетельств этому нет. «Похоже, что на агрес
сивных людей признаки страдания или страха не действуют — они деперсонализируют жертву, лишают ее индивидуальности. С ними трудно что-то сделать, поскольку они не осознают, что объектом их действий является такой же человек, как они сами. Люди, которые по долгу службы обязаны проявлять жестокость, сообщают, что их не трогает боль других людей; при этом удивительно, что они очень любят свои семьи. В это трудно поверить, но так говорят они сами.
Следовательно, у пластичности мозга есть и негативная сторона: человек может научиться не считать других людей людьми».
Это напомнило мне о данных обследования людей, которые работали палачами. Я сказал: «Исследования людей, которые работали на диктаторские режимы в Латинской Америке и Греции, показывают, что процесс их превращения в мучителей — это процесс последовательного, методичного внушения: сначала их учат видеть в жертвах злодеев, а не людей. Самый первый шаг — заглушить в них отношение к другому человеку как к личности. После этого их очень медленно подготавливают к занят



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь