|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60975
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Далай-Лама объяснил с обычной улыбкой на лице: «Я боялся, что могу нечаянно положить на него руку и получить порцию плохой кармы там, где ее не ожидаешь. Даже такой жучок может передать вам карму. Похоже,
что у жучка была сломана ножка, и он находился не в самой лучшей форме, и поэтому мы решили уберечь его от риска получить еще больше повреждений. Возможно, причина просто в том, что у меня сейчас хорошее настроение! Если бы я был в скверном настроении...» Он сделал шаловливый жест, словно показывал, как давит жучка, чем вызвал дружный смех присутствующих. «Мне кажется, — заметил я, — это Оуэн сказал, что когда у людей хорошее настроение, у них проявляется склонность к альтруизму. Вы только что это доказали». Эта ремарка, в свою очередь, вызвала смех у Далай-Ламы. «После того как настроение становится чертой характера, человек всегда находится в хорошем настроении», — добавил Ричи. «Следовательно, вопрос в том, — спросил я, — как воспитывать детей, чтобы они всегда находились только в хорошем настроении и совершали добрые поступки?» Марк привел пример: «Я иногда рассказываю учителям притчу о двух братьях. Один из них вечно был чем- то недоволен, в то время как другой казался удовлетворенным всем. Рождественским утром они получили подарки и играли с ними в детской комнате. Вечно недовольный ребенок получил новый компьютер, несколько игр и маленького робота, но когда отец спросил его, рад ли он подаркам, тот ответил: „Нет. Теперь все дети станут мне завидовать, а потом у игрушек сядут батарейки, и мне придется покупать новые", после чего перечислил много других причин для недовольства. Что до второго маленького мальчика, то он получил в подарок на Рождество кучу конского навоза. Когда отец поднялся к нему в комнату, то увидел, что сын с удовольствием играет с навозом. Отец спросил: „Чему ты так радуешься?" Сын ответил: „Раз тут есть навоз, значит, где-то рядом должна быть лошадь!" И поэтому мы стараемся убедить учителей в пользе оптимистичного отношения к жизни, которое они должны воспитывать у своих учеников. Интересно отметить, что такая жизнерадостность является очень важным качеством в буддийской модели». Как противодействовать жестокости Пол Экман переключил наше внимание на то, как мозг обучается негативному поведению: «Труднее всего человеку дается самое первое проявление настоящей жестокости. Но, продолжая совершать жестокие поступки, он, по всей видимости, изменяет свой мозг таким образом, что жестокость становится чертой характера. И тогда он начинает демонстрировать жестокость, не задумываясь и не испытывая никаких сомнений. Таких примеров более чем достаточно. Когда мы сталкиваемся с жестоким человеком, не знающим сострадания, и этот человек собирается поступить жестоко по отношению к нам, что мы можем сделать? Как нам отвлечь этого человека от жестокости?» «Это зависит от контекста, — заметил Далай-Лама. — В любой конкретной ситуации возникает вопрос: способны ли вы действительно что-то сделать? Если вы считаете, что такая возможность есть, тогда в первую очередь следует подумать о мирных способах. Вы можете использовать логику или другие мягкие меры воздействия, чтобы убедить человека не совершать жестокий поступок. Вы, конечно, поняли, что я снова говорю с позиции буддизма. Существуют четыре вида просветленных действий, которые последовательно рекомендуются бодхи- сатвам. Первый вид — это умиротворение: вы пытаетесь нормализовать ситуацию словами, логическими доводами, утешениями или подобными средствами из вашего арсенала. Если ничего не получается, можно испробо- быстро?" Тренер ответил: „Я разделяю лошадей на три группы. Первая группа — те, которые очень быстро учатся. Стоит мне только показать им хлыст, как они начинают бежать очень быстро. Это самые лучшие лошади. Ко второй группе относятся лошади, которых мне приходится хлестать снова и снова, иначе они не станут бежать быстро. Но с третьей группой работать очень трудно. Даже если я буду постоянно использовать хлыст, такая лошадь ляжет и будет лежать — но не встанет и не побежит". Будда спросил его: „И что ты делаешь с такими лошадьми?" Тренер ответил: „Я даже не пытаюсь ничего с ними сделать". Будда сказал, что с обучением людей дело обстоит точно так же. Только некоторые из них поддаются обучению; очень многих научить просто невозможно. Он может провести их по пути не дальше, чем позволит их предыдущая карма, но больше ничем не может им помочь». Ричи Дэвидсон привел данные, указывающие на то, что все же можно надеяться оказать хотя бы какую-то помощь даже самым безнадежным, например преступникам-психопатам: «В Соединенных Штатах ученые обследовали группу психопатов, изолированных от общества за жестокие преступления. Одна из характерных особенностей психопатов заключается в том, что когда у них появляется возможность получить награду или вещь, которая им нравится, то они настолько сильно концентрируют внимание на этих вещах — на объекте своего вожделения, — что уделяют недостаточно внимания возможным негативным последствиям действий, которые они могут совершить, чтобы получить то, чего хотят. Однако было установлено, что если научить их выдерживать паузу — развить способность к терпению, — то они начинают уделять больше внимания возможным не гативным последствиям, и в их состоянии происходит заметное улучшение. У преступников, заключенных в тюрьму, такого улучшения можно добиться за довольно короткий период времени. Эти данные позволяют надеяться на эффективность определенных методик, которые мы пока еще не применяем систематически, но которые стоит опробовать даже на закоренелых преступниках, очень трудно поддающихся обучению». Эмпатия и доброжелательное хладнокровие как противоядия от жестокости Маттье вернулся к вопросу Пола о том, как лучше всего вести себя с жестоким человеком. «Чтобы хлопнуть в ладоши, нужны две руки. Если у человека нет никакого желания конфликтовать, то с ним гораздо труднее завязать драку. Судить только по текстам и биографиям трудно, но в тибетской истории можно найти множество историй о медитаторах и отшельниках, которые сталкивались с бандитами и даже с дикими животными. Когда бандиты неожиданно оказывались рядом с человеком, который демонстрировал исключительную безмятежность и доброжелательное хладнокровие, их первоначальные намерения резко менялись, словно в котел кипящих эмоций наливали холодную воду. Подобных историй очень много, и некоторые из них, несомненно, правдивы». Джин Цай задала вопрос Полу: «Удалось ли вам обнаружить какие-нибудь свидетельства того, что определенные выражения лица или положения тела действуют обезоруживающе на людей, которые ведут себя агрессивно?» После короткого обдумывания Пол сделал вывод, что прямых свидетельств этому нет. «Похоже, что на агрес сивных людей признаки страдания или страха не действуют — они деперсонализируют жертву, лишают ее индивидуальности. С ними трудно что-то сделать, поскольку они не осознают, что объектом их действий является такой же человек, как они сами. Люди, которые по долгу службы обязаны проявлять жестокость, сообщают, что их не трогает боль других людей; при этом удивительно, что они очень любят свои семьи. В это трудно поверить, но так говорят они сами. Следовательно, у пластичности мозга есть и негативная сторона: человек может научиться не считать других людей людьми». Это напомнило мне о данных обследования людей, которые работали палачами. Я сказал: «Исследования людей, которые работали на диктаторские режимы в Латинской Америке и Греции, показывают, что процесс их превращения в мучителей — это процесс последовательного, методичного внушения: сначала их учат видеть в жертвах злодеев, а не людей. Самый первый шаг — заглушить в них отношение к другому человеку как к личности. После этого их очень медленно подготавливают к занят Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|