|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50409
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Только высококвалифицированные профессиональные психологи могут получать научно достоверные результаты психодиагностических исследований. Их деятельность подчиняется строгим этическим требованиям и стандартам (см. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации. Вестник образования, 1995, № 7). Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны иметь на это право – обладать лицензиями. Используемые ими методики должны соответствовать необходимым профессиональным стандартам. Сертифицированными психодиагностическими методиками обладают только аттестованные психодиагносты. Никто не может быть подвержен принудительному психологическому тестированию. Каждый гражданин имеет право на соблюдение тайны его психодиагностического обследования. Испытуемый имеет право настаивать на применении эквивалентной методики выявления его психических свойств. Сообщение результатов психодиагностического обследования не должно вызывать негативных психических реакций у обследуемого лица.
Методы и методики психодиагностики. Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, Существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. (Так, например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность.) Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач. Психодиагностическая методика – способ решения частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами. По операциональной классификации диагностических методик различаются методики объективные и субъективные. Объективные методики в минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя. Субъективные методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста. К объективным психодиагностическим методикам относятся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с выбором ответа и тесты-опросники. К субъективным методикам относятся различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных ориентациях испытуемого. Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными методиками. Методы психодиагностики не сводятся к психологическому тестированию. К ним относятся также методы стандартизированного аналитического наблюдения, включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, контент-анализ (анализ содержания текста с выявлением частоты появления определенных высказываний, фактов – единиц анализа), психодиагностическая беседа, анкетные опросы, ролевые игры, метод экспертных оценок и др. В процессе реализации всех психодиагностических методов существенное значение имеет принятие нормативных решений сравнение выявленного уровня психического свойства с социокультурным нормативом. Однако ведущим методом психодиагностики является метод тестов. Этот метод позволяет стандартизировать условия и результаты диагностического обследования, обеспечивает его надежность, оперативность и экономичность, возможность компьютеризации. Хорошо проработанные тесты обеспечивают их психологическую адекватность, оптимальный уровень сложности, индивидуальную дифференцированность. Однако внешняя легкость тестового обследования нередко сопровождается его профанацией. Модные тесты начинают использоваться на все случаи жизни, из результатов их применения делаются всеобщие категоричные выводы, игнорируется надежность, валидность и репрезентативность применяемого теста. Надежность теста – его помехоустойчивость, независимость его результата от воздействия случайных факторов: информационно-социальных обстоятельств, психического состояния обследуемого лица, физических условий обследования. Даже высоконадежные тесты подвержены некоторому влиянию этих факторов, имеют определенную "стандартную ошибку измерения" (Se), которая выявляется специальными корреляционными методами, сравнением результата применения теста при первом и последующем тестировании. Показатель надежности теста (R) должен быть достаточно высоким (0,8 – 0,9). Сам показатель надежности теста применим только к стабильным психическим свойствам индивида. Такие динамические характеристики, как установки личности, исследуются более сложными методами. Валидность теста – соответствие теста измеряемому психическому свойству, независимость получаемых результатов от других психических свойств данного индивида. При выявлении валидности теста используется критерий валидности – независимый от теста внешний источник информации о наличии данного свойства и его развитости у данного индивида (данные наблюдения, экспертных оценок и др.). Валидность теста выявляется в лабораторных условиях системой сложных статистически достоверных методов. Величина выборки стандартизации теста называется репрезентативностью теста – она определяет возможность использования этого теста применительно к данной популяции испытуемых (определенной категории обследуемых лиц). Тест, стандартизированный на студентах, а тем более – на специалистах, будет не репрезентативным в отношении учащихся средней школы. Валидность теста связана как с его репрезентативностью, так и с его достоверностью – защищенностью теста от мотивационных искажений (особенно при использовании выборочных тестов). В тестах-опросниках предусматриваются специальные "шкалы лжи". Используются и другие "ловушки" недостоверности. В аттестационной ситуации, когда тестирование проводится администрацией, использование тестовых опросников, не снабженных шкалами лжи, нецелесообразно. Психометрические характеристики теста разрабатываются высококвалифицированными психодиагностами в специальных исследовательских учреждениях. Только высококвалифицированный психолог-тестолог способен пересчитать тестовые нормы и психометрические индексы надежности и валидности теста применительно к собственной выборке с учетом национально-культурной и социальной специфики обследуемой популяции, выяснить, как тест работает в данной конкретной ситуации. И здесь на помощь ему приходит компьютерная техника. В нашей стране разработан пакет программ ТЕСТАН (научная фирма "Гуманитарные технологии") для психометрического анализа тестов. Тестовые методики. Методика шкалирования. Испытуемому предлагается дать ранговую оценку какому-либо событию, явлению или своим личностным качествам. Разновидностями этих методик являются "Семантический дифференциал" (Ч. Осгуда) и "Тест конструктов" (Келли), "Тест цветовых предпочтений" (Люшера), методика КИСС (Соловьева–Федотова). В методике КИСС используются схематические изображения разных лиц, а испытуемому дается задание: "Проранжируй эти изображения лиц по степени их сходства с отцом, матерью, учителем и т. п." Полученная ранговая решетка конструктов может быть обработана на компьютере. Методика сравнений по сходству (методика сортировки) показывает дифференцированность системы понятий испытуемого, уровень сформированности этих понятий (когнитивная диагностика). Разновидностью этой методики является "Каузометрия" (Головахи–Кроника). Называя наиболее важные события из своей жизни и устанавливая причинные связи между ними, испытуемый дает материал для выстраивания линии его жизни. При наличии компьютерной программы "Life Line" испытуемому предъявляются для оценки пары событий, и компьютер выстраивает каузальный график на своем дисплее. Все методики шкалирования относятся к субъективному способу тестирования и требуют высокого профессионализма их пользователей. Проективные методики – рисунок, рассказ, ролевая игра. Проективные методики, так же как и методики шкалирования, относятся к субъективной разновидности тестирования и требуют высокоразвитой профессиональной интуиции исследователя и специальной подготовки. Название этих методик происходит от фрейдовского понятия "проекция" – перенос внутреннего мира во внешний мир в системе определенных символов, наделение других людей качествами, неприемлемыми для самого индивида. Проективные методики берут свое начало от теста словесных ассоциаций, предложенного К. Юнгом. Предполагалось, что быстрые словесные ассоциации выявляют подсознательные влечения индивида, его скрытый внутренний мир. В дальнейшем Германом Роршахом была выявлена связь с устойчивыми подсознательными структурами предпочитаемых индивидом фантастических образов ("Психодиагностика", 1921). Предъявляя испытуемому десять чернильных пятен (пять черно-белых и пять цветных), Г. Роршах предлагал им рассказать, что они ему напоминают. Ответы испытуемых, ассоциативные образы, возникавшие у них, позволяли Роршаху судить о психических особенностях испытуемых, об их страхах и тревогах, внутренних конфликтах. В 1935 г. был разработан Тест тематической апперцепции (Морган и Мюрей), чаще называемый аббревиатурой – ТАТ. В этом тесте испытуемому предлагается определенная картинка, по которой он должен составить короткий рассказ. Изображения лиц и фигур на картинке нечеткие, что расширяет вариативные возможности их интерпретации. Восприятие человеком явлений действительности апперцептивно – к воспринимаемым объектам люди относятся со своих устойчивых личностных позиций. Эти позиции и выявляются тестом ТАТ. Изображая преимущественно фрустрационные события, ТАТ выявляет конфликтные особенности испытуемой личности. К этому тесту примыкает фрустрационный тест Розенцвейга (1964). Существуют также разнообразные графические проективные методики: "нарисуй дерево", "нарисуй животное", "нарисуй человека" и др. Исследователь осуществляет психоаналитическую интерпретацию этих рисунков. Однако при этом следует применять и другие методы диагностического исследования. Предложенная Хоментаускасом методика "Рисунок семьи" (1987) позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Однако все проективные методики обладают высокой вероятностью появления артефактов – возникновения инструментальных ошибок и ошибок психодиагноста. Их использование целесообразно сочетать с методом экспертных оценок. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|