Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27900

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от семьи, ухода на пенсию, резкой смены профессии, изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (или ролевые) и внутреннего роста.
С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребенка, глава семьи и от него зависит судьба жены и детей. Или — умирает близкий человек, и оказывается — он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.
Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче — ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он — олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжелый кризис: дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней — зачем они, непонятно.
Итак, кризисы — явление закономерное и необходимое для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раньше. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об ответственности за себя: как «вписаться» в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебе природой, родителями и усвоенной культурой, как организовать свое внутреннее «хозяйство», в том числе и наиболее тонкое — психологическое, особенно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьи, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологические процессы, которые мы вслед за Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре: 1. Испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение. 2. Реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву. 3. Обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира. 4. Обеспечить личностный рост — прогресс личностной структуры — стать психологически совершеннее. Осуществление совокупности этих целей — в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.
Первый тип кризиса связан с кризисом удовольствия и часто включает как разрешающий механизм психологическую защиту. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это — ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а виноград-то зелен), проекция (это не я — это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренно-ненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств — типичные варианты психологической защиты — включения механизмов искажения реальности. Когда на человека «сваливаются» грозные обстоятельства, ему становится настолько тяжело, что он как бы замирает и отстраняется. Не принимает и не допускает, что это происходит с ним, именно с ним. Эта фаза неприятия характерна для реакции на экстремальные факторы. Биологически это оправдано. У животных многих видов реакция каталептической неподвижности при опасности (прикинуться мертвым) распространена. Нечто подобное, но без внешних выражений происходит в этой фазе и с человеком. Рациональный смысл — авось пронесет. Здесь психика защищается от непосильных переживаний. К сожалению, этот тип реакции у многих людей возникает на значительно менее сильную стимуляцию. Человек включает фильтры и не видит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которые он видеть не хочет. В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себе. Он не видит себя и обстоятельства без сильных, угодных ему, искажений. Это ведет к другим типам кризисов. Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу. Выход из этого кризиса — только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вдруг прозревает и начинает ощущать свою неадекватность. В частности, с этой целью проводятся групповые психологические тренинги коммуникативной способности.
Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятствие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но это поведение уже, в принципе, желательного результата дать не может: сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец, человек как бы «залипает» на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.
Выход из кризиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякую деятельность, осознать степень соответствия поведенческому смыслу; поискать подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, проверить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еще раз вернуться к другим формам адекватного поведения. Тут возможен инсайт (озарение) — «а ларчик просто открывался». Надо попробовать достигнуть желаемого, осознать затраченный ресурс (время, энергия и другие ценности), свободно решить отказаться или продолжить, все время возвращаться к чувству: я могу этого не делать. И самое главное при этом типе кризиса — не подменять реальность, видеть ее такой, какая она есть, запастись терпением, модифицировать свои способности, ни в коем случае не сползти к неадекватным действиям, а искать реальный способ разрешающего поведения: внутреннее поведение нужно точно согласовать с реальностью и помнить, но максимально спокойно, о времени.
Третий тип кризиса — ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он — двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.
Ценность — это то, что и мое и одновременно взято из общечеловеческой культуры. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, «как должно быть» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергетически значимым мотивом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Гадание по имени
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Характер; character
  • Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Обсессивный характер; obsessional character
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Психология лидерства
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Заговор от лени произносим - гармонию в жизнь вносим
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера
  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Петровская Алла. В поисках «кукловода»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Генитальныи характер; genital charachter
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Эрих Фром говорил…
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Притча «Путь сильнее человека»
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Уничтожение личности; characteras-sassination
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Невроз характера; charakter neurosis
  • Кравченко В.И. Графология: характер по почерку
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Психология запахов
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Коэн С. Садомазохистское возбуждение: расстройство характера и перверсия
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 7-е



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь