Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122116

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Адекватная самооценка своего невротического состояния формируется у ребенка в результате доминирования таких ситуаций, когда невротические индивидуальные особенности непосредственно влияют на

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 371
успех значимой для ребенка деятельности. Степень адекватности, являясь относительной величиной, взаимосвязана с общим уровнем социализации и более характерна для подростков.
4. Переоценка невротического состояния. В этой группе встречаются дети как с заниженной, так и повышенной личностной самооценкой.
В генезе отмечается следующее:
а) тревожно-мнительное отношение членов семьи к заболеванию ребен
ка: «он тяжело, по-особому болен». Дети часто не имеют сформированного
личного мнения, установки на лечение у них крайне неустойчивы и пре
допределяются позицией окружающих взрослых. У некоторых детей
имеются установки на лечение сверхкомпенсаторного плана, вызванные от
рицательным отношением сверстников к отклонениям поведения ребенка-
невротика. Это отрицательное отношение выражается в том, что его драз
нят. Таким образом, здесь внутренним мотивом установки на лечение
является самоутверждение подростка среди сверстников;
б) самоутверждение в болезни, извлечение выгоды, привилегированного
положения в групповых структурах общения. Установки на лечение актив
но отрицательны. Ребенок стремится сохранить высокую личностную само
оценку, активно сопротивляется несовместимым с его позицией оценкам
окружающих и искажает с этой целью свой опыт;
в) «разочарование» как следствие неэффективности предыдущих мето
дов лечения. Превалируют пассивно-отрицательные или пассивно-положи
тельные установки на лечение ситуативного характера.
Сформированная самооценка невротического состояния у детей может быть резко изменена или деформирована уже при первом посещении специалиста, когда родители жалуются врачу на поведение детей в их присутствии. Дети, особенно при недостаточном осознании своего невротического состояния, могут быть подавлены этим «потоком» в основном впервые услышанной информации. У некоторых появляется внутреннее отрицание — сопротивление такой позиции родителей. Ребенок-невротик начинает искажать свой опыт, самооценку невротического состояния, что делает психотерапевтический контакт с врачом трудным, а подчас и невозможным.
Исходя из этого, отдельно выслушиваются родители и дети. Не так уж редко старшие подростки самостоятельно обращаются к врачу во избежание в их понимании «диктата» родителей на приеме.
В процессе психотерапии происходит сближение оценки невротического состояния у детей и родителей. В целях получения более точной информации и взаимного контроля на определенном этапе прием ведется уже совместно с предоставлением возможности детям выступить первыми с последующими дополнениями родителей и заключительной коррекцией врача. Это приводит к разрешению или ослаблению диссонанса в отношениях ребенка с родителями по мотивам лечения.
Резюмируя, отметим, что наблюдаются значимые корреляции между развитием личностной самооценки ребенка и его самооценкой невротического состояния. Формирование последней зависит в первую очередь от того, насколько невротическое состояние накладывает отпечаток на возможности общения ребенка-невротика с другими, значимыми для него людьми.
Таким образом, учет особенностей личностной самооценки и самооценки невротического состояния ребенка-невротика позволяет с самого начала психотерапии вскрыть структуру доминирующих мотивов его поведения, увидеть его отношение к лечению и благодаря этому подобрать адекватные средства психотерапевтического воздействия.

372 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
РЕЗЮМЕ
Подводя итоги данной главы, можно заключить, что подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования.
1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.
8. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.
Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.


ГЛАВА 5
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
^биологический и социальный факторы развития человека, переплетаясь друг с другом, приобретают в подростковом и юношеском возрасте специфические формы, оказывающие огромное влияние на судьбу личности.
К биологическому фактору относится так называемый пубертат, или пубертатный период (от латинского pubertas — возмужалость, половая зрелость) с сопутствующими ему гормональными перестройками, сопровождающимися существенными телесными изменениями. К социальному — специфическое положение подростка в социуме, та самая маргиналъностъ, которая многократно описана в научной и художественной литературе и на которую обратил особое внимание К. Левин, определив ее важным фактором, обусловливающим внутреннюю драму личности в этом возрасте.
Пубертатный период (от лат. pubertas — возмужалость, половая зрелость) — период полового созревания.
Маргиналъностъ — пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком «большие», чтобы быть детьми, но еще слишком «малы», чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Александр Марков. Дружба людей и собак регулируется окситоцином
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Повышение роли отца в семье
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Последствия приворота
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Володина Елена Геннадьевна. Физкультурные досуги в детском саду.
  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Наталья Ром. Навыки уверенного человека. - Наталья Ром
  • Объект; object
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Пушкарева Т.Н. Основы и клиническое значение материнской привязанности
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Эрих Фром говорил…
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Федотова Евгения Александровна. Семинар-тренинг «Счастливое детство»
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Последствия отворота
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Короткова Елена Александровна. Музыкотерапия для детей.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь