Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 41656

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качества гибкости, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи.
В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции утрачивают качества гибкости, адекватности и прогностичности, детские роли довольно четко выявляются.
Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». Первая роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вторая, внешне совершенно иная роль по своему психологическому содержанию сходна, она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему. Две другие роли по существу описывают степень близости родителей и ребенка. «Беби* отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу, «Примиритель», рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важней-
402
шее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям.
Уже из этих примеров видно, что, преломляясь через семейные отношения, родительская любовь видоизменяется, усложняется.
Некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.
Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок — центр моих интересов», В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.
Воспитание по типу непринятия, отвержения ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоить-ся*. В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.
В других исследованиях внимание уделялось степени свободы ребенка в семье, тому, как родители строят контроль за его поведением. При таком подходе также описаны два крайних типа — чрезмерная опека и излишняя требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки, Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь», В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.
Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения.
Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение воспитателя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая — поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания: 1) теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; 2) холодное разрешающее воспитание, при кото-
403
ром некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы; 3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишнем контролем за его поведением; 4) холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка.
В самое последнее время наметился еще один подход^ исходящий не из двучленной, а из трехчленной модели факторов воспитания. Изложение этого подхода уже приводилось при описании отношений супругов, теперь покажем, как этот подход может быть применен для оценки типов воспитания ребенка. Выделены три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия — антипатия, уважение — пренебрежение, близость — дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом*. Теплое эмоциональное отношение к ребенку, принимающее его личность, поведение, активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание обязанностейt оказание помощи при разумной требовательности.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». При таком стиле воспитания родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, однако мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным вниманием к их повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула воспитания ребенка такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Такой стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется признанием действительных, а иногда мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате родители прихо-
404
дят к идее исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все», при этом имеется в виду> что ребенок не так хорош, как другие дети. В общении с ребенком родители идут по пути предоставления особых привилегий, излишне опекают, затрачивают массу усилий на предохранение от вредных влияний. Родители внимательны к ребенку, их интересы сосредоточены на нем, но как бы не доверяют ребенку, не верят в его возможности и способности.
Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развита В общении с ребенком таким родителям свойственно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения или личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка как бы негласно признается его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире своего ребенка, плохо знают его внутренние переживания.
Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Такое отношение к детям встречается достаточно редкоf формула позиции родителей выражается примерно такими словами: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечать его присутствия, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержки, в помощи.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Быстрова, Кибирева. Русский язык 6 класс в 2 частях
  • неизвестно Математика. Контрольные тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями.
  • Гусева И.Л., Пушкин С.А. и др. Алгебра. 7 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Пушкин С.А. и др. Алгебра. 8 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения - Гусева И.Л., Пушкин С.А. и др.
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Павлова Н.С. Химия. 9 класс. Диагностические работы
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Крайнева Л.Б. Алгебра. 9 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психологические особенности детей трехлетнего возраста.
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал
  • Мальцев А.А., Мальцев Д.А. Математика. 4 класс. Всероссийская проверочная работа. Рабочая тетрадь
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Меркин Г.С. и др. Литература. Учебник для 5 класса. В 2 ч.
  • Гусева И.Л. Математика. 5 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • неизвестно Летние задания по математике. 2 класс.
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
  • неизвестно Летние задания по математике. 1 класс.
  • неизвестно Летние задания по математике. 4 класс.
  • неизвестно Подготовка к итоговой комплексной работе. Математика работа с информацией чтение. 4 класс. Методичка.
  • ВарвенкоТатьяна Геннадьевна. Сценарий логопедической викторины: «Логоцветик».
  • Латчук В.Н. и др. Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса
  • Карташева Г.Д. Алгебра. 8 класс. Практикум. Готовимся к ГИА
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Латчук В.Н. и др. Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности для 11 класса
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Старостина С.А. Переходим во 2 класс
  • Ефремова Е.А. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Баранова М.Т. и др.
  • Меркин Г.С. и др. Литература. Учебник для 5 класса. 1-2 Книга
  • Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Загоровская О.В., Чаплыгина Э.Н. Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Голубь В.Т Русский язык. 3 класс. Тематический контроль знаний учащихся. Зачетная тетрадь.
  • Голубь В.Т. Русский язык. 4 класс. Тематический контроль знаний учащихся. Зачетная тетрадь
  • Мартьянова О.А. История России. 7 класс. Интерактивные дидактические материалы
  • Квартник Т.А. Переходим в 4 класс
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Босова Л.Л. Информатика. Учебник 2012 года для 5 класса
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Родительское собрание по теме «Возрастные особенности детей среднего возраста»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь