|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61482
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке кта, что другие хотят быть счастливыми точно так же, как этого хотим мы. Другие не хотят страдать, точно так же как этого не хотим мы. Следовательно, у них точно такие же права, как у нас, потому что у них такие же, как у нас, желания. Такое определение включило бы в себя все главные идеи Всеобщей декларации прав человека».
Как сострадание изменяет мозг Наша дискуссия вернулась к темам вчерашней презентации Ричи Дэвидсона, и Франсиско Варела попробовал связать их с состраданием: «Я обнаружил очень интересную связь с практикой культивирования сострадания путем принятия точки зрения других, когда на первом этапе мы задействуем воображение, чтобы вызвать эмоцию, которая поначалу является для нас неестественной, но потом мы к ней привыкаем и ощущаем ее вполне реально. У нас накапливается все больше свидетельств того, что восприятие и воображение тесно связаны с ментальными функциями. Конечно, здесь можно провести различие, но в процессах создания мысленных образов и процессах восприятия реальной ситуации очень много общего. Следовательно, у людей есть возможность учиться и изменять себя с помощью воображения в физиологическом смысле слова. В этом суть концепции нейроплас- тичности. С точки зрения нейронауки здесь нет ничего удивительного — такая возможность выглядит вполне реальной. Один хороший пример: недавно были разработаны методики для тренеров по горнолыжному спорту, которые будут тренировать спортсменов летом — заставляя их лежать в постели и представлять в воображении, что они мчатся по горным склонам. Исследования показали, что после таких „занятий" спортсмены, ста новясь на лыжи после летнего перерыва, чувствуют себя намного увереннее. Эта методика основана на том же принципе, что и обучение состраданию». Я указал на практическое значение этого открытия: «Если эти методики действительно окажутся эффективными, то разве это не станет свидетельством в пользу возможности неврологических изменений? С точки зрения неврологии такая практика включает выработку привычки, позволяющей изменить нервные цепочки в мозге. В результате цель, к которой мы стремимся — например, достижение невозмутимости и сострадания, — становится фактической реальностью на уровне мозга». Зная, что исследования Ричи были связаны с этой темой, я спросил у него: «Я правильно говорю?» «Да, — сказал Ричи. — В своем давешнем комментарии Маттье совершенно ясно дал это понять. Когда человек только начинает заниматься такой практикой, он генерирует переходное состояние сострадания или другую позитивную эмоцию, которая может появиться и быстро исчезнуть. Но когда он занимается этой практикой постоянно, со всем упорством, такая эмоция становится составляющей настроения или темперамента. Что касается темперамента, то он может служить индикатором более или менее устойчивых изменений части нашего мозга». Франсиско рассказал о своем открытии: оказывается, у квалифицированных музыкантов увеличиваются соответствующие участки мозга. Другими словами, бесконечные часы игры на скрипке меняют количество клеток, участвующих в исполнении музыкальных произведений, и увеличивают их проводимость*. Услышав это, Ричи * Элберт Т., Пантев К., Винбрух К., Рокстрох Б., Тауб Э. Повышенная кортикальная репрезентация пальцев левой руки у музыкантов, играющих на струнных инструментах (Т. Elbert, С. Pantev, С. Wienbruch, В. Rockstroh, and Е. Taub, «Increased Cortical Representation of the Fingers of the Left Hand in String Players». Science 270, 5234 (1995): 305-7). решил рассказать Далай-Ламе об одном исследовании, проведенном среди лондонских таксистов, результаты которого лишь недавно были опубликованы в престижном журнале «Nature»*. «Оказалось, что участки мозга, которые отвечают за способность выбора маршрута, увеличиваются после первых шести месяцев езды по лондонским улицам». Далай-Лама вспомнил классический буддийский текст, где описаны этапы постепенного овладения навыками медитативной практики, и заметил, что эта методика вполне соотносится с приведенным неврологическим объяснением. На первом этапе человек учится поверхностному, рассудочному пониманию слов и их значений — например, слова «сострадание». После длительных тренировок это понимание становится ясным и глубоким — человек приобретает уверенный интеллектуальный навык использования этой концепции и может успешно использовать ее в медитативной практике. Поначалу, чтобы пробудить сострадание, требуются сознательные усилия и мощные стимулы. Но с опытом реальное чувство сострадания начинает появляться естественно и спонтанно, без особого труда, а потом и вовсе не требует никаких усилий. «Эта методика называется методикой познания или мудрости, возникающей из слушания, обдумывания и медитации», — заключил он. Франсиско ответил Далай-Ламе: «В нейробиологичес- ких данных особенно интересен тот факт, что ощущение привычности и легкости является результатом физиологических изменений. Мозг перестраивает сам себя, и благодаря этим изменениям мы становимся другими. Ощущение привычности вызывает устойчивые изменения в мозге». * Магуайр Э.А. и др. Структурные изменения в гиппокампе водителей такси, связанные с навигацией (Е.А. Maguire et al., «Navigation-related Structural Changes in the Hippocampi of Taxi Drivers». Proceedings of the National Academy of Science of the United States of America 97, 9 (2000): 4414-16). Джинпа добавил: «В традиционных буддийских текстах для описания этого процесса используется метафора ткани, пропитанной маслом; после соединения этих двух веществ разделить их практически невозможно». Как культивировать добросердечность «Марк отметил один момент, который я считаю очень важным, — заметил я. — Он сказал, что первоначальное обучение всегда самое легкое; позднейшее обучение требует больших усилий, потому что оно всегда связано с переучиванием. Можем ли мы многому научить детей с чистого листа, чтобы их мозг сразу же начал использовать проводящие пути? Марк, может быть, ты скажешь несколько слов о связи этих уроков в определенном возрасте с развитием областей мозга, о которых говорил Ричи, — предлобных зон, миндалевидного тела, гиппокампа, то есть областей, участвующих в регуляции эмоций. Это те области, которые, по твоим словам, сильнее всего восприимчивы к обучению и усвоению опыта». Марк ответил: «Период раннего и среднего детства характеризуется активным развитием предлобной доли. Мы пока еще не понимаем, как именно это происходит, но этот процесс активизируется как раз тогда, когда в мозге начинает развиваться способность к самоконтролю и использованию вербальных навыков для разговора с самим собой. Именно тогда эти механизмы мозга начинают выходить на передний план. Приведу пример. Вчера вечером я получил электронное письмо от одной учительницы. Недавно мы начали работать с детьми в возрасте от трех с половиной до четырех лет и поэтому модифицируем наши методы, адаптируя их к такой ситуации. Учительница, которая работает с детьми из малоимущих семей по программе „Ры вок на старте", на протяжении нескольких последних недель обучала детей „игре в черепашку". На прошлой неделе она посетила дома трех родителей. Каждый раз родители говорили ей, что дети непроизвольно используют этот прием дома, словно такое поведение является для них совершенно естественным. Одна мать рассказала, что когда она сама расстроилась, ее дочурка, которой три с половиной года, сказала, что ей нужно изобразить черепашку! Я думаю, что ты, Дэн, прав. Это имеет отношение к тому, что Маттье сказал о культуре добросердечности. Он привел пример нежелания убить муху. Если вы убьете муху на глазах у тибетских детей, то ваш поступок их огорчит. Это можно считать примером воспитания добросердечности, которую, говоря по совести, у нас в Америке можно встретить не так часто». «Мне кажется, что мы только что видели пример именно такой добросердечности, — сказал я, — когда Его Святейшество заметил маленького жучка». Всего за несколько минут до этого меня поразило спонтанное проявление такого рода сострадания. Когда Далай-Лама начал говорить, он увидел крошечного жучка, ползущего по ручке его кресла. Он сделал паузу, нагнулся, чтобы рассмотреть его, и бережно смахнул жучка сложенной бумажной салфеткой — чтобы защитить животное, а затем проверил, находится ли жучок в безопасности там, куда он упал, и обнаружил, что тот все еще остался на кресле. Пока Тхуптен Джинпа переводил его замечания, Далай- Лама с помощью той же салфетки поднял жучка и передал его стоявшему рядом молодому монаху, чтобы тот вынес его в сад. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|