Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52345

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Лурия методика исследования кратковременной памяти [Лурия А.Р., 1973]. Экспериментально-психологическая методика, направленная на исследование влияний побочной (интерферирующей) деятельности на удержание запомнившегося материала. Изучает ретроактивную и проактивную интерференцию, возникающие в связи с гомогенной (заучивание другого материала) и гетерогенной (выполнение счетных операций, рисование) деятельностью в интервалах мнестической пробы.
Лучиани синдром [Luciani L., 1907). Триада симптомов при различных поражениях мозжечка: 1) мышечная астения или гипостения (снижение работоспособности мускулатуры); 2) атония (снижение напряжения мускулатуры в покое); 3) астазия (снижение устойчивости произвольных движений). Может наблюдаться и атаксия.
Людотерапия (лат. ludus — игра, греч. therapeia — лечение). Метод психотерапии, основанный на использовании факторов, вызывающих психическое расслабление, снимающих напряжение (игровая терапия в узком смысле слова, музыкотерапия, танцы и т.п.).
Люофобия (лат. lues — сифилис, греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь заразиться сифилисом. Разновидность нозофобии.
Син.: сифилофобия.
Люцидный (лат. lux — свет). В смысле — ненаполненный патологическим содержанием. Например, Л. интервал («светлый промежуток») при МДП, Л. кататония — кататония, протекающая без галлюцинаторно-бредовых переживаний.
Люшера тест выбора цвета [Luscher M., 1948]. Экспериментально-психологическая методика, направленная на исследование личностных свойств. Основана на предположении, что предпочтение того или иного цвета отражает сознательную и бессознательную структуру личности. Предусматривает выбор обследуемым цветовых образцов и построение субъективной иерархии цветовых предпочтений. Обследуемый выбирает из ряда окрашенных в различные цвета квадратов наиболее или наименее для него приятные. Оценка производится по параметрам активности — пассивности и гетероаутономности. Интерпретация предпочтительных цветов в значительной мере представляется гипотетической. По данным одного лишь Л.т.в.ц. нельзя дать целостную характеристику личности. Однако методика улавливает изменения эмоционального состояния обследуемого в динамике. Такого рода данные с помощью методики субъективного восприятия цвета К.А. Рамуля [1966] были получены при дисфориях у больных эпилепсией [Блейхер В.М., Борисов И.В., 1969].
Л.т.в.ц. удачно был применен С.Н. Боковым [1988] при шизофрении, где он показал зависимость тенденции деятельности обследуемых от степени выраженности психического дефекта, снижения уровня мотивации.
Люэс (лат. lues — заразная болезнь, зараза). Сифилис. Нейролюэс — сифилитические поражения нервной системы.


_М_

Магницидиум (лат. magnus — большой, caedo — убиваю). Убийство высокопоставленных лиц.
Мазохизм. Половое извращение, при котором возбуждение и удовлетворение возможны лишь при истязаниях, причинении партнером физической боли, мучений, нанесении оскорблений. По R. Krafft-Ebing [1886], М. характеризуется желанием переносить боль, подчиняться насилию. Противоположен садизму.
Название связано с именем австрийского прозаика конца XIX — начала XX в. Захер-Мазоха, в произведениях которого было подробно описано это половое извращение.
Син.: пассивная алголагния, алгофилия, алгедония.
Мазуркевича теория [Mazurkiewicz J.]. Одна из форм неоджексонианства. В соответствии с механизмами диссолюции рассматриваются чувства и влечения человека, в качестве материального субстрата которых выступает вегетативная нервная система. Инстинкты, влечения являются источником динамики психической жизни. Этапы развития психических функций человека рассматриваются в послойно-эволюционном аспекте, они находят свое отражение в структуре психической деятельности взрослого человека. Последняя представлявляет синтез условно-двигательных прелогических и логических динамизмов. Вегетативная нервная система, по J. Mazurkiewicz является основой, объединяющей все этажи головного мозга, формирование которых соответствует этапам психики.
Примером применения М.т. к психиатрии являются взгляды ее автора на шизофрению. Так, при шизофрении происходит истинная, прогрессирующая, непосредственная диссолюция, при которой в первую очередь поражаются расположенные наиболее высоко в иерархическом отношении отделы головного мозга, тогда как функционирование нижерасположенных этажей (уровней центральной нервной системы) не страдает и может быть даже усиленным. Так, по J. Mazurkiewicz, возникает продуктивная психопатологическая симптоматика (галлюцинации, бред), обусловленная раздражением прелогических структур.
Майера кататимное мышление. См. Кататимия, Мышление кататимное.
Майера психобиологическая терапия [Meyer A.]. Основана на сочетании эргазиологической концепции и психоанализа. Основной метод — объяснение больному, что наблюдающаяся у него симптоматика является результатом подавления бессознательных сексуальных комплексов, обучение его адекватным реакциям на жизненные ситуации. Психобиологическая психотерапия («анализ личности») претендует на роль основного и исключительного метода терапии психических заболеваний, рассматриваемых как последнее заключительное звено в цепи реакций, обусловленных событиями предшествующей жизни.
Майера симптом [Meyer А., 1910]. Расширение зрачков при надавливании на живот в точке Мак-Бурнея. Может наблюдаться при различных психических заболеваниях.
Майера эргазиология (греч. ergasia — работа, действие, деятельность, logos — слово, понятие, учение). [Meyer А., 1908]. Основная концепция созданной Meyer А. в 1915 г. психобиологии, являющейся эклектической прагматической теорией. Человек рассматривается как некое интегрированное единство биологических, социальных и психологических факторов. Нозологический принцип в психиатрии, основанный на изучении этиологии психозов, подменяется проводимым с позиций кондиционализма исследованием условий возникновения так называемых эргастических реакций. Последние рассматриваются как психобиологические нарушения адаптивной реакции личности. Само понятие психического заболевания рассматривается как результат непрерывно текущих эргазий, суммирования и взаимодействия ряда факторов, ни один из которых не является ведущим. Изучение болезни сводится к анализу биографии больного. Различают шесть типов реакций, как бы вбирающих в себя всю психическую патологию: 1) органический; 2) делириозный; 3) аффективный; 4) параноидный; 5) ущербный, регрессивный, протекающий с бредом и галлюцинациями; 6) временные реакции при вытеснении конфликтов. Типы 1-2 соответствуют соматогенным психозам, 3 — циркулярному психозу, 4-5 — шизофрении, 6 — неврозам.
Майер-Гросса ранние симптомы шизофрении [Mayer-Gross W., 1938]. 1) разрыхление ассоциаций; 2) волевые расстройства — снижение активности, неадекватная импульсивность, негативизм, амбивалентность; 3) аномальные аффективные проявления — холодность чувств к близким и друзьям, чувство страха, вспышки раздражения: 4) аутохтонные иллюзии, проявляющиеся трудно обозначаемыми впечатлениями, возникающими при явлениях мистической настроенности и ложных интерпретаций: 5) кататонические симптомы, особая «сдержанность» двигательных и речевых проявлений; 6) галлюцинации, особенно слуховые. Диагностическая значимость этих симптомов значительно возрастает, когда они сочетаются с аутизмом, отрывом от реальности и когда больной не замечает абсурдности некоторых особенностей своего поведения, не видит в них признаков болезни.
Майер-Гросса симптом [Mayer-Gross W., 1928]. Синестетические галлюцинации, возникающие одновременно в нескольких анализаторах. Например, больной видит движущиеся фигуры и слышит их речь, видит цветы и чувствует их запах.
См. Галлюцинации синестетические.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь