Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27897

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Многие исследователи говорят о влиянии родительской модели в формировании отношений в семье. Ребенок учится у родителя того же пола мужской/женской роли; образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера по супружеству. В качестве других факторов выделяют: влияние модели брата и сестры; внешние влияния (вне семьи); врожденные характерологические особенности каждого из супругов.
Согласно модели брата и сестры происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера. Роль определяется положением (порядок и пол) среди братьев и сестер. Удачным считается такое сочетание, когда роли супругов дополняют друг друга. Например, муж был старшим братом сестры, а жена имела старшего брата, либо наоборот. Но удовлетворение в супружестве будет только в том случае, если партнеры были удовлетворены своим положением в родительской семье, иначе такое сочетание может вызвать проигрывание детских конфликтов и напряженностей. Разногласия и противоречия могут возникнуть в семье, где и муж и жена были старшими среди братьев и сестер. В таком случае они оба претендуют на главенствующую роль и плохо сотрудничают друг с другом. Но это еще не значит, что они не могут жить в мире и согласии. Они могут построить свою жизнь так, чтобы не соприкасаться в сферах влияния, например, работа в разных областях, свобода в личной жизни, параллельное воспитание детей.
Большое внимание в супружеской терапии уделяется личностным особенностям партнеров, их влиянию на поведение в браке, их сочетаемости. Существует следующая классификация типов личности с точки зрения реакции супругов:
1. Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.
2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, мечтает о крепкой любви, важное значение для него имеют сентиментальные символы.
3. Родительский партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его, когда другой занимает детскую позицию.
4. Детский партнер: привносит в супружество некоторую спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.
5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться относительно чувств своего партнера.
6. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы жизни.
7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер относился с уважением к этим его требованиям.
Проблемы брачно-семейных отношений связаны и с умением супругов преодолевать кризисные ситуации в семье.
Объективные процессы развития взаимодействия супругов связаны с кризисными моментами. Первый из них — первые 1-2 года семейной жизни, которые обычно обозначают как «кризис идеалов», крушение иллюзий добрачного периода.
Второй кризис отношений приходится на время рождения ребенка. Перестройка бюджета семьи, увеличение семейно-бытовых нагрузок требуют от супругов готовности сообща находить оптимальный выход из возникших трудностей.
Третий кризисный период в отношениях — уход взрослых детей из семьи. Обычно супружеские отношения в таких случаях нарушаются в детоцентрической семье. Зацикленность супругов только на родительских обязанностях при уходе взрослых детей из семьи приводит к тому, что супруги переживают чувство опустошения и своеобразного «одиночества вдвоем».
Преодоление кризисных периодов в семейном взаимодействии не должно идти по неверному пути бесплодных «разборок», оскорблений. Следует справедливо отнестись к инициатору или причине конфликта, спокойно и терпеливо найти средства снятия возникшего напряжения. Более того, снятие конфликта в дальнейшем улучшает отношения, увеличивает близость и согласие супругов.
В целом, как показали многочисленные опросы горожан, в нашем социально напряженном мире семья, любовь супругов — «единственное убежище», «единственное место, где я нужен», «жизнь и счастье», «источник веры, надежды и оптимизма» — именно такие оценки даны 97% респондентов (1992 г.).
Вирджиния Сатир в книге «Как строить себя и свою семью» дает несколько полезных советов по организации отношений в семье. Вот они. Каждый член семьи:
должен иметь свое жизненное пространство;
должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому;
влияет на остальных и сам подвержен влиянию других;
может оказаться в центре воздействия со стороны других членов. Это все в порядке вещей. Важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими;
выполняет несколько ролей в семье (жена, мать, бабушка и т. д.).
А «шесть смертных грехов» могут свести радость совместной жизни на нет:
1. Когда вы ждете слишком многого от партнера, делая его ответственным за собственное счастье.
2. Неправильно относитесь к сексуальности партнера.
3. Завидуете успехам партнера.
4. Несерьезно относитесь к заботам и проблемам партнера.
5. Забывчивостью и пренебрежительным отношением даете понять партнеру: ты уже не очень много для меня значишь.
6. Даете понять партнеру: ты больше меня не привлекаешь.

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т. п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.
Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым — «вырасти», подняться на новую ступень в своем развитии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Гадание по имени
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Характер; character
  • Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Обсессивный характер; obsessional character
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Психология лидерства
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Заговор от лени произносим - гармонию в жизнь вносим
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера
  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Петровская Алла. В поисках «кукловода»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Генитальныи характер; genital charachter
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Эрих Фром говорил…
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Притча «Путь сильнее человека»
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Уничтожение личности; characteras-sassination
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Невроз характера; charakter neurosis
  • Кравченко В.И. Графология: характер по почерку
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Психология запахов
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Коэн С. Садомазохистское возбуждение: расстройство характера и перверсия
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 7-е



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь