Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28244

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Многие исследователи говорят о влиянии родительской модели в формировании отношений в семье. Ребенок учится у родителя того же пола мужской/женской роли; образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера по супружеству. В качестве других факторов выделяют: влияние модели брата и сестры; внешние влияния (вне семьи); врожденные характерологические особенности каждого из супругов.
Согласно модели брата и сестры происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера. Роль определяется положением (порядок и пол) среди братьев и сестер. Удачным считается такое сочетание, когда роли супругов дополняют друг друга. Например, муж был старшим братом сестры, а жена имела старшего брата, либо наоборот. Но удовлетворение в супружестве будет только в том случае, если партнеры были удовлетворены своим положением в родительской семье, иначе такое сочетание может вызвать проигрывание детских конфликтов и напряженностей. Разногласия и противоречия могут возникнуть в семье, где и муж и жена были старшими среди братьев и сестер. В таком случае они оба претендуют на главенствующую роль и плохо сотрудничают друг с другом. Но это еще не значит, что они не могут жить в мире и согласии. Они могут построить свою жизнь так, чтобы не соприкасаться в сферах влияния, например, работа в разных областях, свобода в личной жизни, параллельное воспитание детей.
Большое внимание в супружеской терапии уделяется личностным особенностям партнеров, их влиянию на поведение в браке, их сочетаемости. Существует следующая классификация типов личности с точки зрения реакции супругов:
1. Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.
2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, мечтает о крепкой любви, важное значение для него имеют сентиментальные символы.
3. Родительский партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его, когда другой занимает детскую позицию.
4. Детский партнер: привносит в супружество некоторую спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.
5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться относительно чувств своего партнера.
6. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы жизни.
7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер относился с уважением к этим его требованиям.
Проблемы брачно-семейных отношений связаны и с умением супругов преодолевать кризисные ситуации в семье.
Объективные процессы развития взаимодействия супругов связаны с кризисными моментами. Первый из них — первые 1-2 года семейной жизни, которые обычно обозначают как «кризис идеалов», крушение иллюзий добрачного периода.
Второй кризис отношений приходится на время рождения ребенка. Перестройка бюджета семьи, увеличение семейно-бытовых нагрузок требуют от супругов готовности сообща находить оптимальный выход из возникших трудностей.
Третий кризисный период в отношениях — уход взрослых детей из семьи. Обычно супружеские отношения в таких случаях нарушаются в детоцентрической семье. Зацикленность супругов только на родительских обязанностях при уходе взрослых детей из семьи приводит к тому, что супруги переживают чувство опустошения и своеобразного «одиночества вдвоем».
Преодоление кризисных периодов в семейном взаимодействии не должно идти по неверному пути бесплодных «разборок», оскорблений. Следует справедливо отнестись к инициатору или причине конфликта, спокойно и терпеливо найти средства снятия возникшего напряжения. Более того, снятие конфликта в дальнейшем улучшает отношения, увеличивает близость и согласие супругов.
В целом, как показали многочисленные опросы горожан, в нашем социально напряженном мире семья, любовь супругов — «единственное убежище», «единственное место, где я нужен», «жизнь и счастье», «источник веры, надежды и оптимизма» — именно такие оценки даны 97% респондентов (1992 г.).
Вирджиния Сатир в книге «Как строить себя и свою семью» дает несколько полезных советов по организации отношений в семье. Вот они. Каждый член семьи:
должен иметь свое жизненное пространство;
должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому;
влияет на остальных и сам подвержен влиянию других;
может оказаться в центре воздействия со стороны других членов. Это все в порядке вещей. Важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими;
выполняет несколько ролей в семье (жена, мать, бабушка и т. д.).
А «шесть смертных грехов» могут свести радость совместной жизни на нет:
1. Когда вы ждете слишком многого от партнера, делая его ответственным за собственное счастье.
2. Неправильно относитесь к сексуальности партнера.
3. Завидуете успехам партнера.
4. Несерьезно относитесь к заботам и проблемам партнера.
5. Забывчивостью и пренебрежительным отношением даете понять партнеру: ты уже не очень много для меня значишь.
6. Даете понять партнеру: ты больше меня не привлекаешь.

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т. п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.
Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым — «вырасти», подняться на новую ступень в своем развитии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Практикум по практической психологии.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Джемс. Психология.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов.
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь