Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47105

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Однако вся логика «вторичного подкрепления» действительно подтверждает, как говорят Доллард и Миллер, что «выученные влечения должны ослабляться в отсутствие подкрепления»18, а окончательное подкрепление может проходить только путем снижения напряжения первичных влечений.
В экспериментах с животными свидетельства экспериментального угашения (за исключением избегающего обусловливания) несомненны. Но не так обстоит дело со свидетельствами утраты приобретенных интересов взрослого человека. Мы не утрачиваем свою любовь к коврику в столовой просто из-за того, что уже сорок лет не смотрим на него во время еды. Мы не утрачиваем своей любви к рыбалке только потому, что наш отец уже не удовлетворяет наши первичные влечения. Мы не прекращаем экономить деньги из-за того, что они не превращаются в съедобные «виноградины». Мы не отказываемся от своего интереса к музыке из-за того, что у нас больше нет родителя или учителя, который давал бы нам позитивные или негативные подкрепления. Постаревшая женщина не теряет своего хорошего вкуса в одежде, когда одежда перестает быть средством привлечения подходящего мужа. Отставной моряк по-прежнему страстно любит море, хотя уже пятьдесят лет оно не является источником его заработка.
2. Второе возражение не столько специальное, сколько связанное со здравым смыслом. Правдоподобно ли предположение, что нынешние интересы личности — это остатки прошлого удовлетворения? Эта теория фактически утверждает, что я сейчас люблю рыбалку, потому что много лет тому назад мой отец поддерживал меня. Это утверждение имеет некоторый смысл в качестве исторического, но не функционального факта. «Энергия» моей страсти к рыбалке, находящаяся здесь и сейчас, простирается в будущее (я надеюсь пойти на рыбалку в следующую среду), а не в прошлое. Взрослые мотивы — это бесконечно разнообразные, самоподдерживающиеся, современные системы. Они — не ископаемые.
3. Наконец (и это самое фатальное), многие мотивы не имеют обнаруживаемой связи с первичными влечениями. Легко опознать голод, жажду, секс, усталость, кислородный голод как мотивы, вырастающие из изменений тканей тела, из недостатка или избытка стимуляции нервных окончаний. Но у многих сложных мотивов взрослых нет никакой видимой связи ни с этими влечениями, ни с «инстинктивными энергиями» Фрейда. Психолог (сторонник теорий S—R или психоаналитик) может утверждать, что интересы взрослого прослеживаются до его предпочитаемых неизменных энергий, но он не способен доказать, что это так. Взрослый может хотеть быть филателистом, ученым, путешественником, филантропом, священником; он желает поддержать ООН, обеспечить возможности для своих детей, осуществить то, за что несет ответственность. Ни один из этих интересов нельзя прямо проследить до влечений.
Невролог Гольдштейн сказал, что влечения управляют только больным человеком. Только психически больной человек одержим своими потребностями в пище,
17 Hull С L Principles of behavior N Y Appleton-Century-Crofts, 1943 P 101, см также обсуждение в WoodworthR S Dynamics of behavior N Y Holt, Rmehart and Winston, 1958 P 113
18 DollardJ, Miller N E Personality and psychotherapy N Y McGraw-Hill, 1950 P 88
Развитие мотивов 297
комфорте, выделении, сексуальном удовлетворении. Нормальные люди отводят этим влечениям их место, но более заинтересованы тем, что Гольдштейн называет «самоактуализацией». Это понятие охватывает системы основных интересов взрослых19.
Теории изменяющихся мотивов
В противоположность теориям реактивности мы теперь исследуем то, что Вуд-вортс называет «теориями первичности поведения»20. Эти теории настаивают на том, что большая часть наших повседневных действий не служит удовлетворению базовых влечений. Наше поведение большей частью связано с текущими, исследовательскими, приспособительными отношениями с окружением. Хороший пример этого — детская игра. Это всепоглощающий мотив для ребенка. Даже когда его первичные влечения довольно сильны, ребенок продолжает играть. Чтобы прекратить играть, ребенок должен быть очень и очень голоден. Только тогда, когда влечения достигают высокой степени интенсивности (он оказывается очень голодным, или очень усталым, или очень хочет в туалет), игра временно (но только временно) прерывается.
Кажется, что мотивы этого типа (в отличие от первичных влечений) невозможно насытить. Подаренная игрушка может надоесть, но от этого ребенок не перестает действовать (как при «снижении напряжения»), а обращается к новой исследовательской и игровой активности. Взрослый также первично мотивирован оставаться в контакте со своим окружением через манипулирование, наблюдение, исследование, болтовню.
Никто не отрицает, что органические влечения являются важными факторами в мотивации. Вопрос в том, могут ли они объяснить все, что человек делает с тем, чем он располагает. Сочетание интересов и умений музыканта заметно мотивирует его, то же самое касается ученого, няни, исследователя. Каждый черпает энергию из своего собственного стиля взаимодействия со своим миром. Говорят, что теория влечений занимается существенным в мотивации, но ей не удается охватить «бесценное несущественное».
Исследовательская тенденция. Много лет специалисты по психологии животных не замечали потенциальную значимость непрерывного исследовательского поведения животных. Они были слишком заняты изучением первичных влечений голода, жажды, секса, утомления. Однако в последние годы была замечена существенная разница между этой исследовательской тенденцией и другими влечениями21.
Исследование — непрерывная активность, основа большой части научения. Оно не насыщается по типу «снижения напряжения». Этот факт ведет нас к заключению, что «эстетические» влечения и влечения к «активности» — это, собственно, совсем не влечения, и они должны быть отнесены к совершенно другой категории мотивации.
Компетентность. Для обозначения всего, что ребенок делает, когда не находится под непосредственным влиянием дискомфорта, сильных влечений или опас-
19 Goldstein К Organismic approach to the problem of motivation // New York Academy of Sciences 1947 Vol 9 P 218-250
20 Woodworth R S Dynamics of behavior N Y Holt, Rmehart and Winston, 1958 Ch 5
21 Обсуждение этого вопроса см Ryan T A Drives, tasks and the initiation of behavior // American Journal of Psychology 1958 Vol 71 P 74-93, Ansbacher H R (Ed) Symposium on expansion and exploration//Journal of Individual Psychology 1958 Vol 14 P 103—127, обзор экспериментальной литературы см Berlyne D E Conflict, arousal, and curiosity N Y McGraw-Hill, 1960
298 Структура и развитие личности
ности, Р.У.Уайт предлагает понятие «компетентность»22. Свободная от конфликтов активность включает исследование, манипулирование, наблюдение, слушание, таскание-толкание-бросание предметов, бег, лазание, «делание» вещей, имитирование родителей, взаимодействие с товарищами по игре. Ни одна из этих спонтанных активностей не «снижает напряжение», как и исследовательская активность. Уайт говорит: «Как только ребенок начинает играть в своей кроватке, он знает, что гипотеза снижения напряжения неверна». Этот автор добавляет, что фрейдистская доктрина, считающая возраст от шести до тринадцати лет «латентным периодом», на самом деле — курьезный миф. Развитие ребенка в этот период далеко от «латен-тности». Он стремительно приобретает компетентность. «Миф» вырастает из допущения, что ведущий мотив в жизни — сексуальный (в широком смысле), а в течение этого периода, согласно Фрейду, не происходит разительных изменений в психосексуальном развитии.
Большую часть компетентности, к которой стремится ребенок, он ищет в социальной области. Он желает внимания, он хочет любви, и он получает удовольствие от игры с другими детьми. В этих случаях он, несомненно, отчасти научается через вознаграждения или отвержения со стороны других. Но в большинстве несоциальных дел ребенок (как и взрослый) — лучший судья собственных успехов. Он знает, что повышает его самооценку, что травмирует его как неудача или радует как достойный результат, что соответствует его собственному образу себя. Следовательно, если теория подкрепления имеет объяснительную ценность, это должно рассматриваться в значительной степени в понятиях самовознаграждения и самонаказания.
Когда мы обращаемся к взрослости, понятие компетентности столь же необходимо нам, как и в детстве. Большая часть того, что делает взрослый, проистекает из его арсенала личных умений и интересов. Как и у ребенка, у него есть множество биологических потребностей (в еде, убежище, сексе), которые могут соединяться с его интересами или отвлекаться от них. Но они не могут объяснить устойчивую побудительную силу эстетической, интеллектуальной, религиозной или экономической активности.
Мы не можем полностью выводить интересы нормального здорового взрослого человека из того способа, которым индивид справляется со своими младенческими инстинктивными проблемами (как считает теория сублимации и защиты эго Фрейда), но мы не должны отрицать, что многие из страстных интересов взрослого возраста могут содержать некоторую примесь агрессивных или символических сексуальных сил. В самом деле, чем более «страстным» (навязчивым) является интерес, тем больше мы можем полагать, что он внушен бессознательным сексуальным или агрессивным давлением. Но в норме центральные мотивы взрослого возраста коренятся в более спокойной разновидности интересов — в интересе, подразумевающем компетентность.
22 ДрУгие авторы предлагали другие названия превосходство (А Адлер), функциональное удовольствие (Ш Бюлер), господство (Р Вудвортс и У Н Томас), влечение и активность (Дж Мэрфи, О Клиннеберг), первичная эго-автономия (X Хартман) Уайт в двух статьях доказывает, что теория влечений не может адекватно объяснить здоровое развитие нормальной личности (White R W Adler and the future of ego psychology //Journal of Individual Psychology 1957 Vol 13 P 112-124, White R W Motivation reconsidered the concept of competence//Psychological Review 1959 Vol 66 P 297—333)
Читатель может спросить «Если компетентность является доминирующей постоянной потребностью, почему она перечислена среди теорий изменяющихся мотивов9» Ответ состоит в том, что в понятии компетентности мы должны учитывать непрерывное изменение специфических мотивов и целей Быть компетентным во взрослом возрасте означает иметь совершенно отличную от детской целевую ориентацию Этого нет в теориях фиксированных и классифицированных мотивов
Развитие мотивов 299



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь