Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20655

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

аналогичными отклонениями страдали и другие вожди коммунистических стран, но по настоящему страдали от их недугов не они, а их народы.
Бывший директор Института общей и судебной психиатрии им. Сербского академик Г.В.Морозов в интервью газете "Совершенно секретно" (N 1,1996) поведал, что его услугами психиатра пользовались многие высокопоставленные лица, в том числе и сам Брежнев, что ему удалось вылечить и "вернуть в строй" одного из первых лиц, у которого были нарушения памяти вследствие атеросклероза. "За это меня наградили золотой медалью'', - похвалился эскулап.
Самое большое место в упомянутой книге Е.И.Чазова занимает описание пациента Л.И.Брежнева и изменений его личности по мере старения. Доктор считает, что патологические изменения в функциях центральной нервной системы Леонида Ильича, которые привели к определенной деградации личности, начались примерно лет за десять до его кончины. В последние семь лет больной лидер вовсе потерял не только нити управления страной, способность к критической оценке ситуации в стране, но и утратил критическое отношение к самому себе. Все это было связано с активным развитием атеросклероза сосудов мозга. Поведение больного колебалось от приступов сентиментальности со слезливостью до приступов агрессивности с руганью и обещаниями отправить врачей лечить трудящихся Сибири. С конца 70-х врач-академик диагностирует распад личности с длительными состояниями невменяемости, астении и депрессии.
Толпа карьеристов, взяточников, бездельников из ближнего окружения постоянно возглашала "величайшему политическому деятелю эпохи" осану, которая легко ложилась в психически искореженном сознании царя-коммуниста на манию величия. В результате он уверовал в собственную непогрешимость и необыкновенную прозорливость. Соратники были хорошо осведомлены о деградации личности "вождя", но подхалимаж давал им возможность сладко жить.
На какой бы ступени иерархической лестницы ни находился старик, высокой или низкой, его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу - "Ненужность".
Можно выделить мужской и женский тип поведения в условиях утраты "собственной потребительной стоимости", когда человек оказывается невостребованным. Но это не означает, что все
37

мужчины ведут себя по "мужскому типу", а женщины - по "женскому". Иногда случается, как на бал-маскарадах: женщины обретают "мужской тип", мужчины - "женский"
Большинство женщин справляются с чудовищем "Ненужность" благодаря своей покорности и находчивости. Семейные прячутся от него в нескончаемости домашних дел. Одинокие объединяются, чтобы стать полезными друг другу и коллективно защищаться. Мужчины же вступают в отчаянное противоборство, часто ища спасение в других фантомах и призраках, которые якобы способны доказать их полезность. Для рядового пенсионера таким призрачным аргументом целесообразности существования может стать получение Грамоты кого угодно - хоть домоуправления, хоть общества защиты кошек от собак. Они самоутверждаются придирками к домашним, выступлениями на собраниях, а если собраний нет, то выкриками на митингах, на крайний случай - в трамвае. Для генерального секретаря опровержением ненужности становится очередное или внеочередное самонаграждение орденом, медалью, лауреатским значком, появлением на телеэкране.
Обуреваемый политическими амбициями лидер вопреки плохому состоянию здоровья пытается пересилить себя, казаться в глазах народа сильным и здоровым. Причем, это интернациональный феномен. Чазов упоминает о ситуации, связанной с визитом в СССР больного Президента Франции Жоржа Помпиду. В этом списке и отягощенный различными старческими недугами Президент США Р.Рейган.
Еще один "мужской способ" продемонстрировать свою "неувядающую молодость" - женщины. Пагубное влияние на судьбу Брежнева, а через него на всю страну, оказывала некая медсестра Н. Медсестра стала коммунистической Мессалиной, а "вождь" -императором Клавдием. Он, как и Клавдий, предавался шумным пирам, подолгу говорил, ему внимали приближенные, не осмеливаясь его перебивать.
И владыки мира, и смерды одинаково шалят в детстве и чудят в старости.
Итак, когда завершается возраст лидера? Проще всего было бы ответить так: "Следует уйти тогда, когда о твоем уходе вздохнут с сожалением, а не с облегчением" или "Лучше уйти на год раньше, чем на час позже". Это афористично, но не вразумительно. Чазов пишет: "Уйди Брежнев с поста лидера в 1976 году (т.е. в возрасте 70-ти лет - В. А.), он оставил бы после себя хорошую память. Один из умных людей из его окружения в шутку сказал на это: "Даже по
38

наградам .
Роман замечательного сатирика сэра Джонатана Свифта
"Путешествия Лемюэля Гулливера" у нас в стране печатался обыч-
но в адаптированном виде как детская сказка, на самом деле, он
написан как политический памфлет. Одно из путешествий герой
романа совершает в страну Лаггнегг, где кроме других достопри
мечательностей, существует небольшая группа людей с удивитель
ным свойством - они бессмертны. В этой стране их называли -
"струльдбругами". Гулливер был поражен, узнав, что по здешним
государственным законам как только струльдбругам исполняется
80 лет, для них наступает гражданская смерть, они считаются не
способными к занятию должностей, "соединенных с доверием или
доходами". Туземцы разъяснили, что их "законы относительно
струльдбругов отличаются большой разумностью,... и всякая дру
гая страна должна была бы в подобных обстоятельствах ввести та-
кие же законы. Иначе эти бессмертные со временем захватили бы в
собственность всю страну и присвоили бы себе всю гражданскую
власть, что вследствие их полной неспособности к управлению,
привело бы к гибели государства".
Вопрос об ограничении срока лидерско-управленческих пол-
номочии не раз становился предметом спора, при этом ссылались и
на Свифта, и на папу римского Павла VI, который лишил кардина
лов, достигших 80-летнего возраста, права голосовать при выборе
нового папы. Авторы книги "Человеческие ресурсы управления"
профессора американский Джон Ивацевич и российский Александр
Лобанов сошлись во мнении, что после 65 лет начинается после
дний этап карьеры, который они называют "стадией отставки"
(М., 1993).
С годами у руководителя вырабатываются готовые алгорит-мы, стереотипные подходы - это необходимые компоненты управленческой деятельности, но когда они начинают превалировать, занимать приоритетное место в решении любых задач, такой руководитель теряет способность творчески решать проблемы, его мышление скованно прежним опытом.
Вывести какое-то точное время окончания управленческой деятельности индивида практически невозможно. Оно различно для разных стран и времен, но оно должно, как правило, разниться от видовой продолжительности жизни не менее, чем на 10-15 лет. Известно, что нет правил без исключений, но они-то и подтверждают правила: и в преклонном возрасте люди способны творчески относиться к работе, но от административной деятельности они долж-
39

ны уйти в отставку.
Возможно, что следует законодательно ограничить верхний возрастной порог лидера, так как это сделано по отношению к нижнему. Конституция РФ устанавливает, что гражданин, не достигший 21 года не может быть избран депутатом Госдумы (ст. 97), тот, кто моложе 35 лет - Президентом России (ст. 81).
Проблемы рационального сочетания во властных структурах, определения оптимального возрастного предела участия в этих структурах стоят сегодня не только перед нашей страной, но и перед всеми странами со стареющим населением.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Еда, традиции и культура
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Польчикова Лариса Николаевна. Проект «Я и моя семья»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии 'Здравствуй, сказка!'
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Марусина Наталия Викторовна. Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Притча «Прогресс и проблемы»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Притча «Решение проблем»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь