|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54521
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке разные возрастные периоды; формирование навыков правильного
использования различных методов и выработку умения самостоя- тельно организовывать психолого-педагогическое исследование с целью решения конкретных учебно-воспитательных задач. Первое (семинарское) занятие посвящается основным методо- логическим принципам психологического исследования в области возрастной и педагогической психологии. Рассмотренные в курсе общей психологии методологические принципы построения психо- логического исследования остаются неизменными в любой отрас- ли психологии, в том числе в возрастной и педагогической. На дан- ном занятии прежде всего необходимо раскрыть связь между предметом науки и содержанием методологических принципов ис- следования. Раскрывая содержание принципа детерминизма, необходимо обратить внимание на специфику детерминант психического раз- вития ребенка, показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности. Анализируя принцип детерми- низма в плане соотношения внешних и внутренних условий пси- хической деятельности, в качестве важнейших факторов, через которые преломляются обучающие и воспитывающие воздействия, следует рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психи- ческого развития ребенка на каждом возрастном этапе. Так, из- вестно, что в каждый из возрастных периодов рефлекторная дея- тельность имеет свои особенности: преобладание безусловно-реф- лекторной деятельности в первые полгода жизни, формирование условных рефлексов на слово в преддошкольном возрасте, обра- зование систем условных рефлексов, связанных с предметной дея- тельностью у дошкольника и т. д. Согласно рефлекторной теории психической деятельности «психические явления возникают в про- цессе взаимодействия индивида, его мозга с внешним миром, взаи- модействия, начинающегося с воздействия внешнего мира на мозг»'. Значит, особенности рефлекторной деятельности в тот или. иной возрастной период также детерминированы внешними воз- действиями на ребенка: особенностями общения с ним, организа- цией его предметной и учебной деятельности и др. Реализация принципа детерминизма при изучении ребенка и предполагает создание в исследовании условий, обеспечивающих учет особен- ностей как внешних воздействий, так и рефлекторной деятельно- сти, характерной для того или иного возрастного периода. Наконец, третьим аспектом принципа детерминизма, который можно выделить в связи со спецификой предмета возрастной и педагогической психологии, является влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. Оно выражается в поло- жительных и отрицательных эффектах (последние особо рассмат- риваются педагогической психологией при анализе проблем пере- учивания и перевоспитания). В содержании принципа единства психики и деятельности так- же можно выделить ряд центральных с точки зрения возрастной и педагогической психологии аспектов. Во-первых, это связь психического развития ребенка и веду' щей деятельности, т. е. такой деятельности, которая обусловлива- ет важнейшие изменения в психических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Доказательства влияния деятельности на проявления психики ребенка получены в иссле- дованиях Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. Например, при изучении игровой деятельности дошкольников было установлено, что произвольная регуляция поведения в игре намного выше, чем вне ее. Во-вторых, принцип единства психики и деятельности в рам- ках педагогической психологии трансформируется в принцип изу- чения детей в процессе их обучения и воспитания. «Надо изучать детей,—писал С. Л. Рубинштейн,—обучая их ... самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их передел- ки»'. В многочисленных исследованиях, например, мышления школьников было доказано, что в зависимости от содержания, це- лей, специально организованной системы воздействий на те или иные стороны мышления наиболее целенаправленно развиваются и соответствующие свойства мышления. В-третьих, принцип единства психики и деятельности обязы- вает для полной и адекватной оценки уровня психического раз- вития ребенка фиксировать и анализировать поведение и дейст- вия ребенка в рамках трех типов деятельности: а) ведущей, б) за- рождающейся в ведущей новой, более прогрессивной формы дея- тельности, в) сохраняющейся наряду с ведущей «прошедшей» фор- мы деятельности. В традиционном содержании принципа объективности в воз- растной и педагогической психологии также выделяется ряд моментов: а) учет социально-экономических, исторических и этно-- психологических различий при сравнении детей по уровню психи- ческого развития, содержательным характеристикам личности, обу- чаемости и т. д., б) максимально возможная эквивалентность экспериментальной и контрольной групп при исследовании эффек- тивности новых методов обучения и воспитания, резервов психиче- ского развития и т. д., в) построение методик исследования в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в каждом возрастном периоде. При анализе экспериментального материала необходимо об- ратить особое внимание на поведение и деятельность ребенка и их регуляторы, рассматривая личность ребенка как единое це- лое. Традиционное содержание принципа развития, заключающееся в требовании изучать любые психические явления как процесс, в возрастной и педагогической психологии дополняется требованием 36 Рубинштейн С, Л, Бытие и сознание.—М., 1967.—С. 9. 'Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.—М., 1976.—с. 16. 37 рассматривать изучаемое явление в системе трех координат: ак- тогенеза (развития процесса или возникновения явления в ответ на воздействие конкретного раздражителя), онтогенеза и историо- генеза. Такой подход позволит учесть феномен акселерации, что особенно важно при сравнительном анализе развития психики детей, обследованных в разные годы. При рассмотрении принципа развития важно показать, что для его реализации в исследованиях по возрастной и педагогической психологии необходимо иметь четкое представление, с одной сто- роны, о психических особенностях возраста, предшествующего изучаемому, с другой — о тенденциях развития на последующих возрастных ступенях. Реализовать принцип развития—это значит построить исследование с учетом тех изменений в психике ребен- ка, которые формируются в рассматриваемый возрастной период. Это, как правило, оказывается возможным в том случае, если в исследовании создаются условия, выявляющие как актуальный уровень психического развития, так и зону ближайшего развития, т. е. потенциальные возможности. На этом же занятии целесообразно рассмотреть вопрос о един- стве методологии, методов и методик исследования. Методологи- ческие принципы психологического исследования являются осно- вополагающими для изучения психического развития ребенка с позиций диалектико-материалистического понимания психики. По- этому при подборе методов учитывается степень, в которой тот или иной метод удовлетворяет методологическим принципам. Не- достатки одного метода могут быть компенсированы включением в исследование других методов, обеспечивающих изучение психи- ки с позиций диалектико-материалистического подхода. Так, если исследователь ограничивается только методом наблюдения, недо- статками которого, как известно, являются пассивность наблюда- теля, невозможность установить точную причину явления, невос- производимость наблюдения, ограниченные возможности количе- ственной обработки, появляется опасность нарушения принципа объективности. Поэтому уже при планировании исследования ме- тодологические принципы выступают основным критерием подбора методов и их сочетания. Методика как инструмент осуществления того или иного ме- тода опосредствована конкретными задачами исследования. И если этап планирования можно соотнести с теоретической разработ- кой замысла исследования, то подбор методик является этапом работы по определению конкретных средств для проведения ис- следования. Один и тот же метод может быть воплощен через множество методик, каждая из которых, как правило, применима для довольно узкого круга задач. Так, если в исследовании пред- полагается использовать метод беседы, то программа беседы в зависимости от ее целей будет различной. Это будет конкретная беседа на определенную тему, с конкретной целью. И эту беседу можно рассматривать как методику. Если метод наблюдения ис- пользуется в одном случае для изучения проявлений темперамен- 38 та а в другом—для изучения организаторских способностей, то программа наблюдения в каждом из этих исследований будет подчинена цели исследования и представлять собой конкретную методику. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|