|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117054
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке положения заключается в том, что нарушена преемственность поколений, связи и сотрудничества детей разных возрастов. За последние 20 лет наметилось преобладание одновозрастных детских коллективов, где отношения между детьми строятся как горизонтальные. Если раньше отношения между детьми строились по вертикали: в одной дворовой компании были дошкольники, школьники и даже подростки, то сейчас система организации дошкольного воспитания такова, что дети контактируют только в рамках возрастной горизонтали. Так, в детском саду младшую и подготовительную группы выводят на прогулку отдельно, чтобы старшие не обижали младших. В школе первоклассников изолируют от старших детей, специально закрывая коридор. Так реализуется жесткая дифференциация по возрасту на уровне детских неформальных групп, семейного и школьного воспитания. Тем самым нарушается формирование «идеальной формы ближайшего будущего» и направленности ребенка на включенность в новые формы сотрудничества. У подростков второй половины 1990-х гг. возникает новая тенденция — нежелание взрослеть. Подростковый возраст — это маргинальная позиция: я уже не ребенок, но еще и не взрослый. Условием развития является стремление ребенка стать взрослым. Сегодня многие подростки в своих сочинениях пишут: «Я не хочу взрослеть, я хочу остаться таким, как я есть, потому, что я вижу, как живут взрослые, и я не хочу в эту взрослую жизнь, где обман, предательство, ложь». Раньше такого рода мнение не имело широкого распространения. Тенденция не взрослеть, отказ от перехода к новому статусу — свидетельство кризиса детства. Хрестоматийно (3. Фрейд, А. Фрейд, Д. Б. Эльконин) подростковый возраст трактовался как период автономизации от родителей и семьи, стремления уйти во взрослость, возраст протеста и бунта. Сегодня нередко подростки не хотят эмоционально выходить за пределы семьи, не стремятся к автономии. Это отличает современных подростков от подростков 1960-х гг. Если раньше для подростков четко просматривались их жизненные перспективы, то сегодня будущее оказывается весьма неопределенным. Рост подростковых правонарушений, алкогольной, наркотической, эмоциональной зависимости — очевидная неблагоприятная тенденция. По мнению авторов, эти явления свидетельствуют о том, что переживаемый современным обществом кризис находит отражение и в кризисе детства.
Итак, в истории детства существуют стабильные и кризисные периоды. Кризисы детства обусловлены разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, приводящим к обессмысливанию для ребенка видов деятельности, предлагаемых обществом. Отсюда сбои 2 - 6967 34 ■ Возрастная психология. Конспект лекций системы школьного обучения, возникновение псевдошкольной жизни, когда ребенок в дошкольном возрасте погружен в учение, у него отсутствуют игры и другие типичные виды дошкольной деятельности. Авторы ставят перед обществом задачу поиска тех форм сотрудничества и связи между поколениями, которые позволят преодолеть этот кризис. 2.3. Предпосылки возникновения возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины Возрастная психология как отрасль научно-психологического знания формировалась под воздействием ряда факторов, главные из которых: возникновение в обществе интереса к детству как особому периоду в жизненном цикле человека; индустриализация и урбанизация, обусловившие переход к всеобщему общественному образованию; переход к классно-урочной системе; введение всеобщей воинской повинности с необходимостью учета возрастно-психологических особенностей воинского контингента при военной подготовке. В ранние исторические эпохи образование было привилегией избранных, облеченных особым статусом. С развитием науки и ростом производства стало требоваться больше образованных людей. Переход к классно-урочной системе стал своеобразной революцией в системе образования, резко повысившей эффективность обучения. Критерием деления на классы стал хронологический возраст. Возникла необходимость в дифференциации содержания и методов обучения, что обусловило социальный запрос изучения особенностей умственного и личностного развития детей различных возрастов. Наконец, детская психология получила путевку в жизнь благодаря прогрессу биологии. В 1877 г. вышла работа Ч. Дарвина «Наблюдение за поведением человеческого ребенка», ставшая поворотным пунктом в развитии детской психологии. В этой работе английский исследователь впервые сравнивал: онтогенез и филогенез; психику и поведение ребенка с психикой и поведением животных; психику и поведение ребенка и особенности психики первобытного человека. Категория «развитие» стала важнейшей в ряду понятий психологической науки. В психологии всегда было два направления: гуманитарно ориентированная «психология понимания» и естественно-научная психология. Детская психология возникла и развива- Лекция 2. Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина ■ 35 лась в контексте естественно-научного подхода, что и определяет ее достоинства и недостатки. Достоинства — опора на принцип детерминизма, научной доказательности, утверждение идеи непрерывности и всеобщности развития. К недостаткам следует отнести отождествление законов онтогенеза человека с онтогенезом животных и интерпретацию развития как процесса адаптации (приспособления) врожденных видовых свойств к меняющимся условиям среды. Эта тенденция биологизации не преодолена до настоящего времени. Значительным вкладом в создании детской психологии помимо работ Дарвина стали исследования В. Прейера и Г. С. Холла. Физиолог В. Прейер в 1881 г. опубликовал книгу «Душа ребенка», фундаментальный труд о развитии ребенка на протяжении первых лет его жизни [76]. Г. С. Холл обучался в открытой в 1875 г. в Лейпциге первой научной лаборатории Вундта, где впервые были разработаны методы экспериментальной работы. По возвращении в США ученый в 1883 г. в Балтиморе основал первую в мире экспериментальную лабораторию по изучению психического развития ребенка. Эту дату считают рубежной в научном обособлении детской психологии. Г. С. Холлу принадлежит значительная роль в создании в конце XIX в. первого научного журнала и первого научного общества по изучению психического развития детей. Опросы, систематически проводимые в США, многократно выводили ученого на первые места в рейтинге выдающихся психологов мира. В списке заслуг Холла — разработка метода анкетирования. Ведущим экспериментальным методом у Вундта был метод интроспекции, не доступный детям в силу неразвитости рефлексии. Г. С. Холл попытался найти замену этому методу, и попытка оказалась удачной. Метод анкетирования получил в Соединенных Штатах широкое распространение. Тем самым было опровергнуто известное высказывание Вундта о том, что детская психология никогда не станет настоящей наукой, потому что ей недоступен единственный научный метод — интроспекции. Г. С. Холл — автор первой научной концепции развития ребенка — концепции рекапитуляции. И наконец, им создана первая концепция подросткового возраста, названного им «возрастом штурма и натиска», до сих пор имеющая высокий индекс цитирования. Общество было заинтересовано, в первую очередь, в изучении психологии ребенка. Именно поэтому психология развития длительное время оставалась детской психологией. В период 1913-1946 гг. происходила институционализация детской психологии и образование различных направлений, в том числе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского. Лекция 3 Стратегии и методы возрастной психологии 3.1. Методы исследования Научный метод всегда отражает, во-первых, понимание предмета науки, во-вторых, задачи, поставленные исследователем. В истории психологии под предметом психологии понимаются: душа; явления сознания; поведение; деятельность (А. Н. Леонтьев) и ориентировочная деятельность (П. Я. Гальперин). В развитии методов находит отражение смена парадигмы предмета психологии. В истории детской психологии в зависимости от исследовательских задач можно выделить два этапа: описательный и этап выявления причин (детерминант) развития. Описательный этап включает: описание, систематизацию и классификацию фактов и феноменов. Основной метод -— наблюдение. Причинно ориентированный этап направлен на поиски ответа на вопрос: почему и при каких условиях происходит развитие? Ведущий метод — экспериментальный. Существует ряд требований к проведению исследования в области психологии: объективность; надежность; валидность, т. е. полученные данные должны адекватно отражать исследуемые психический процесс или явление; воспроизводимость; репрезентативность выборки и др. Ведущими методами в возрастной психологии, взаимодополняющими друг друга, являются наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения представлен самонаблюдением и объективным наблюдением. Самонаблюдение выступает в форме инст-роспекции, анкетирования, сочинений. Этот метод не применяется в работе с детьми до 10-11 лет, так как: у них еще нет рефлексии; они подвержены внушению, эмоциональное отношение определяет их суждения и высказывания (например, ребенок может преувеличивать красоту близкого для него человека, его рост, силу и т. д.). Метод объективного наблюдения — точное и систематическое наблюдение в течение более-менее длительного времени за особен- Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|