|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26238
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вкратце охарактеризуем виды активности человека через призму принятых в науке критериев. В рамках психологической организации человека активность имеет несколько основополагающих направлений. «Одно состоит в познании внешнего мира, производстве предметов, преобразовании окружающего. Другое направление связано с нахождением смысла своего бытия в мире и многочисленных продуктов, следствий этого бытия» [46, с. 69]. К этим двум направлениям следует добавить еще одно направление, в котором устремляется активность человека как биологического индивида. Активность человека как биологического индивида нацелена на оптимальное приспособление к биологической среде, удержание и завоевание экологической ниши обитания, индивидуальное выживание и оставление плодовитого потомства для продолжения вида. Это направление активности В.А.Петровский называет органической жизнедеятельностью и указывает на ее яркую виталистическую окраску. Помимо жизнедеятельности он выделяет активность, связанную с познавательными и практическими актами человека как социального субъекта предметной деятельности и общения. Психологическое содержание этой активности составляют акты опредмечивания и распредмечивания социальных значений вещей при посредстве орудий предметной и коммуникативной деятельности. Наконец, автономное направление активности образует воспроизводство человеком самого себя как личности посредством приобщения к смыслам и ценностям общечеловеческой культуры [178, с. 8-9]. Каждое из этих направлений психической активности устремлено в соответствующие сферы приложения активности. «Одна из них есть «мир вещей», причинно-следственных отношений, другая есть «мир идей», мир смыслов. Соответственно этому деятельность в «мире вещей» можно назвать деятельностью производства «вещных» продуктов, предметов, измерений, тогда как деятельность в «мире идей» следует назвать деятельностью смыслообразования, производства смыслов» [46, с. 69].
42 У каждого из видов активности свой уровень психической организации, а значит - свой субъект. То же самое можно сказать и про объект на каждом из рассмотренных уровней психической организации активности. Объектом любого из видов активности человека является некоторый сегмент объективной действительности; то, на что непосредственно направлена активность. Однако различные виды активности выявляют различные свойства и отношения объектов и явлений действительности. Один и тот же сегмент реальности раскрывается перед субъектом в совершенно разных свойствах и связях, что зависит от характеристик обращенной к нему активности. Например, такой объект, как книга, для активности биологического индивида может не существовать вовсе, поскольку не удовлетворяет ни одну из органических нужд; в активности социального индивида этот же объект будет явлен в своем предметном всеобщем значении как источник знаний, средство учения и т.д.; относительно активности человека как личности книга может выступить по личностному смыслу как ценность, как личная реликвия, как амулет. При внешнем однообразии объекта различные виды активности человека открывают в нем многообразные свойства. Психическое отражение этих свойств является психологической предпосылкой организации того или иного вида активности. Формы психического отражения зависят от строения человеческой активности и адаптированы к тем свойствам объекта, которые эта активность вскрывает. Поэтому для каждого из видов активности существует своя необходимая и достаточная модальность и сложность психического отражения. Модальность психического отражения презентирует субъекту именно те свойства и связи объективной действительности, которые «считываются» соответствующим видом активности. Строение психики всегда подстраивается под строение активности живого существа и закономерно с ним связано. Рассмотрим подробнее свойства объекта для каждого из выделенных видов активности человека, а также специфические модальности их психического отражения. Активность биологического индивида ориентирована на объекты и явления окружающего мира как на «концентры» биологически значимых свойств. Объекты окружающей действительность ранжируются на простейшие категории: биологически полезные, биологически опасные и биологические нейтральные. Биологически нейтральные объекты как бы игнорируются, в то время как биологически значимые объекты являются непосред- 43 ственными стимулами активности. Они-то и составляют основное содержание психического отражения. Избирательная направленность активности на биотические связи и свойства окружающей действительности - это общая особенность активности животных и биологического индивида. Как пишет Д.А.Леонтьев, «животное способно воспринять лишь объекты, окрашенные для него биологическим смыслом» [144, с. 247]. На более высоких ступенях эволюционной лестницы живые организмы приобретают способность откликаться не только на объекты с непосредственным биологическим смыслом, но также на условия, индицирующие приближение или удаление этих объектов. Биологический смысл становится относительно устойчивым и независимым от перцептивного поля ситуации, что способствует развитию сложных форм ориентировки и поведения. Антропоидные приматы, например, могут временно отвлечься от биологического смысла ситуации, но лишь для того, чтобы впоследствии все-таки заполучить вожделенный объект с биологическим смыслом [135]. При всем при этом активность остается полностью подчиненной биологической сообразности. «Всякая деятельность, осуществляющая непосредственные биологические, инстинктивные отношения животных к окружающей их природе, характеризуется тем, что она всегда направлена на предметы биологической потребности и побуждается этими предметами. У животных не существует деятельности, которая не отвечала бы той или другой прямой биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологический смысл - смысл предмета, удовлетворяющего данную его потребность, и которая не была бы направлена своим последним звеном непосредственно на этот предмет» [134, с. 227]. В этом - принципиальное совпадение активности биологического индивида с активностью животных. Но есть и существенное отличие активности биологического индивида от активности животных. Оно коренится в том, что у человека непосредственные биологические нужды под влиянием социальной среды трансформируются в органические потребности [75]. Отличие биологической нужды от органической потребности в том, что предметы и способы удовлетворения органической потребности носят социальный характер. Другими словами, удовлетворение низших биологических потребностей человека опосредовано социальным смысловым опытом, который зафиксирован в ценностях, предметных значениях средств удовлетво- 44 рения потребностей, культурных образцах потребительского поведения. Именно поэтому биологические потребности в условиях человеческой психики не являются верховными инстанциями смысловой регуляции поведения, а всего лишь промежуточным звеном в цепи реализации смысловой необходимости. Возможна ситуация, когда у человека присутствует биологическая нужда, но отсутствует соответствующая ей органическая потребность. Например, нет органической потребности в пище, но зато есть биологическая нужда организма в притоке питательных веществ [83, с. 21]. Необходимо отметить, что потребности одомашненных, прирученных животных также подвергаются трансформации по предмету и способу удовлетворения. Это обусловлено тем, что человек навязывает таким животным «антропоморфную» логику удовлетворения биологических нужд. Итак, индивидная активность разворачивается в пространстве отношений «организм - среда». В этом пространстве активностью человека «правит» биологический смысл, который жестко предустанавливает витальную значимость тех или иных условий для поддержания целостности и функционирования индивида. В качестве объекта активности социального индивида выступает предметный мир, в котором каждый объект и явление обладают собственным общественным значением. В общественном значении закодирован способ использования объекта в деятельности человека в соответствии с его культурным назначением. Активность человека как социального индивида подстраивается под общественные значения объектов культуры. «При этом, - констатирует С.Л.Рубинштейн, - уже элементарное действие с предметом регулируется не просто непосредственно, чувственно данными свойствами этого предмета как материальной вещи - его величиной, сопротивляемостью давлению и т.п., а теми его свойствами, выявляемыми практикой действия и познания, которые существенны для него как объекта (и орудия) человеческой деятельности. Таким образом, уже в афферентации простых предметных действий выступает их «смысловой характер» [186, с. 250]. Наконец, личностный уровень активности предполагает разверстку отношений в системе «личность - жизненный мир». Здесь активность человека опосредована смыслами жизненного мира, которые в идеальной форме конституируют личностно-смысло-вую регуляцию активности. В этой связи предмет личностной активности - это та грань или то свойство объекта действительно- 45 сти, которые имеют для субъекта индивидуальный жизненный смысл. Предмет деятельности - это объект или явление жизненного мира личности, взятые в совокупности с их жизненным смыслом для индивидуального или коллективного субъекта. Если жизненный смысл предмета коллективной деятельности зафиксирован в общественном значении, то жизненный смысл предмета индивидуальной деятельности явлен в особом «сверхчувственном» качестве - личностном смысле. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|