Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. | Возрастная психология, Психоанализ | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 10 страница



Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13111

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вначале материнский объект полностью определяется чувством всемогущества и субъективными переживаниями ребенка. Только всемогущий контроль обеспечивает постепенное приближение к реальности и ведет к объективному восприятию объектов. В своей последней книге "Игра и реальность" (Winnicott 1971, 103-110) Винникотт еще более детально останавливается на этом важном переходе от субъективного объекта к объективному и отделяет отношения с объектом от использования объекта.
С установлением объектных отношений объект впервые приобретает значение. Однако объектные отношения остаются исключительно опытом субъекта. На этой стадии объект представляет собой пучок проекций и не принадлежит к воспринимаемой реальности. Младенец еще не воспринимает грудь как отдельный феномен. Он, так сказать, сосет сам по себе, грудь относится к сфере его всемогущего контроля. Тем не менее благодаря объектному катексису происходит расширение эмоциональной сферы, а механизмы проекции и идентификации, перемещающие часть Самости в объект, раздвигают границы Я.
Использование объекта предполагает наличие объектных отношений, и оно привносит новые аспекты, связанные с сущностью и устойчивостью объекта. На стадии использования объекта объект обязательно обладает самостоятельным существованием. В этом и состоит основное различие между отношением и использованием. Младенец черпает силы из "источника не-Я", от которого он зависит.
По мнению Винникотта, переход от объектных отношений к использованию объекта является, пожалуй, одним из наиболее сложных процессов в развитии человека. Речь идет о том, что субъект воспринимает объект в качестве внешнего феномена, а не как нечто спроецированное. Теперь он должен поместить объект вне сферы своего всемогущества, то есть в конечном счете признать его как автономное существо, обладающее собственными правами. В этой фазе, согласно Винникотту, коренятся самые тяжелые в смысле последствий формы неправильного развития.
Шаг в развитии от отношения к объекту к его использованию столь значим и драматичен потому, что с течением времени субъект должен разрушить объект. Эти идеи прозвучали уже в ранних публикациях Винникотта (Winnicott 1950), хотя окончательно разработаны они были только в 1971 году. В этом процессе субъект не разрушает субъективный объект. "Беспредметные" страхи и угроза уничтожения могут воспрепятствовать возникновению субъективного объекта, равно как и объектных отношений, только в том случае, если на самом раннем этапе развития отсутствует поддерживающая функция внешней среды. Процесс деструкции объекта только тогда приобретает центральное значение, когда объект воспринимается объективно, развивает автономию и относится к переживаемой реальности. Общеизвестно, что человек может реагировать на реальность гневом и деструктивными импульсами. Однако важно подчеркнуть, что субъект разрушает объект не только потому, что объект находится вне сферы его всемогущего контроля. Теория Винникотта утверждает нечто большее и предлагает новый подход к проблеме происхождения агрессии. Он считает, что объект может оказаться вне сферы всемогущего контроля субъекта только через разрушение. Деструкция, по его мнению, играет крайне важную роль в возникновении реальности.
Однако воображаемое разрушение ни к чему не приводит. Только тогда, когда объект пережил это разрушение субъектом, субъект может пользоваться объектом. Поскольку объект выживает, субъект может начать жизнь в мире объектов. Это психическое событие тесно связано с поведением матери. Она - первый человек, который проводит ребенка через это первое соприкосновение с деструкцией. Она и есть тот объект, который подвергается нападению и должен быть разрушен. Часто бывает, что мать реагирует обидой и не сдерживает своей ненависти, когда ребенок причиняет ей боль. Поэтому в этой важной сфере опыта все зависит от того, окажется ли мать способна выжить, что, по Винникотту, в этом контексте означает "не мстить". "Способность все снова и снова подвергаться разрушению делает доступной реальность выживающего объекта, усиливает эмоциональные связи и обеспечивает константность объекта. И только после этого объект может использоваться" (Winnicott 1971,109).

Концепция переходного объекта и переходного феномена
В ходе исследования раннего развития ребенка от стадии полной неспособности до растущей способности ребенка воспринимать и признавать реальность, от субъективности и всемогущего контроля до объективности и истинных объектных отношений Винникотт натолкнулся на область, которая расположена между этими двумя полюсами и которой он придает особое значение. Он называет ее промежуточным или - позднее - потенциальным пространством, нейтральной областью опыта, которая позволяет индивиду освободиться от гнета постоянной необходимости соотносить друг с другом внешнюю и внутреннюю реальность. В качестве нейтрального пространства эта область не может быть поставлена под сомнение и в ней нет задачи полностью принимать внешнюю реальность - требование, которое в действительности никогда не может быть полностью осуществлено. Винникотт относит к феноменам этой промежуточной сферы опыта игру, творчество, философию и религию.
Вначале он описывает эту область в раннем детстве в виде переходного объекта и переходного феномена (Wirmicott 1971, 10-36). Они способствуют процессу приближения к объективному опыту и дают начало отношениям между ребенком и миром. К переходным феноменам относится, например, лепет младенца и убаюкивание, переходными объектами могут служить собственные пальцы, уголок одеяла, подушка, плюшевая игрушка и т.д. Они являются первой собственностью ребенка и наделяются особыми свойствами: ребенок воспринимает переходный объект как нечто, принадлежащее ему одному; он страстно любит его, порой плохо с ним обращается, но не позволяет его заменить. Переходный объект должен придать чувство тепла, и ребенок обращается с ним так, словно тот живой и обладает собственной реальностью. Утрата объекта вызывает тревожное возбуждение и печаль. Переходный объект используется в основном при отходе ко сну и позднее, когда ребенок боится утратить объект любви. В целом он служит защите от страхов, прежде всего депрессивных.
Переходный объект тесно связан с возбуждением эрогенных зон рта. Нередко у маленьких детей можно наблюдать, как из аутоэротической деятельности шаг за шагом образуется переходный объект. Момент первого появления переходных феноменов Винникотт относит к периоду между четвертым и двенадцатым месяцами жизни. Это явление в равной мере встречается как у мальчиков, так и у девочек.
Переходный объект связан с частичным объектом матери - как правило, с грудью, - с которым ребенок устанавливает первые отношения. При этом особенно важно, что переходный объект является реальным объектом, то есть не грудью, но тем, что обозначает грудь, символизирует ее. Он представляет собой первое символообра-зование. Используя его, ребенок становится способным усваивать сходства и различия. Если применять концепцию "внутренних объектов" (Klein 1935), то переходный объект не является ни внешним объектом, ни внутренним. Тем не менее ребенок может пользоваться переходным объектом только тогда, когда внутренний объект, грудь, является живым, реальным и достаточно "добрым". Грудь может выступать в качестве внешнего объекта, предоставляя защиту от депрессивных страхов, но только косвенно, через процесс символообразования, представая внутренним объектом. Внутренний объект в свою очередь зависит от поведения внешнего объекта, матери. Благодаря материнской заботе и благоприятному внешнему окружению ребенок приобретает иллюзию, будто грудь является частью его самого, и он обладает магическим контролем над нею. В результате формируется сфера иллюзий, которая наделяет ребенка способностью представлять себе внешнюю реальность и воссоздавать ее, и эта способность коренится в собственных творческих представлениях ребенка. "С психологической точки зрения ребенок сосет грудь, которая принадлежит к его Самости, и мать кормит относящегося к ее Самости младенца" (Wmnicott 1971, 22).
Переходный объект является для ребенка первой не принадлежащей к Самости собственностью, которая создается ребенком, а не отыскивается им. Благодаря ему область иллюзии приобретает свою форму в реальности (см. также статью М. Р. Хана о Винникотте в т. III).

АННА ФРЕЙД И КОНЦЕПЦИЯ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ
Анна Фрейд, младшая дочь Зигмунда Фрейда, начиная с 30-х годов стала оказывать на психоаналитическое движение огромное и неослабевающее влияние. Впервые она обратила на себя внимание в 1926 году книгой "Введение в технику детского анализа", заложив тем самым основы отрасли аналитической психотерапии детей, которая и ныне имеет мировое значение. В работе "Норма и патология в детском возрасте: оценка развития" (1965) ее воззрения в этой области были дополнены и усовершенствованы новыми ценными представлениями. В теоретических положениях Анны Фрейд сказывается ее педагогическое образование, а ее представления о детском анализе включают многочисленные воспитательные моменты; этим ее подход к детскому анализу существенно отличается от подхода Мелани Кляйн, характеризующегося строго психоаналитической направленностью.
Наряду с детским анализом основной интерес Анны Фрейд был обращен к аналитической психологии Я. Она принадлежит к числу первых психоаналитиков, которые отстаивали мнение, что в результате открытия бессознательного психоанализ стал пренебрегать деятельностью Я, сосредоточившись исключительно на деятельности Оно. Она пыталась преодолеть этот разрыв, вплотную занявшись процессами Я, которые выражаются в защите от импульсов влечений. В книге "Я и защитные механизмы" (A. Freud 1936) она представила психоаналитическую теорию с этих позиций, проторив путь для работ генетической, или структуралистской, школы. Под влиянием пробужденного ею интереса появились многочисленные исследовательские работы других авторов.
Хотя Анна Фрейд внесла целый ряд существенных дополнений и поправок к теории раннего развития ребенка (например, она считала, что не следует рассматривать стадии развития либидо в качестве особых единиц и подчеркивала, что оральная и анальная фазы в значительной мере перекрываются), тем не менее она не создала новых гипотез в этой области и ориентировалась, скорее, на теорию сексуальности, которая была разработана ее отцом. В этой связи следует, однако, упомянуть ее концепцию линий развития (A. Freud 1965). Речь здесь идет не о дифференцирующей и классифицирующей теории в метапсихологическом понимании. Анна Фрейд просто хочет дать конкретную и ориентированную на действительность картину развития ребенка и его способностей, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с развитием психического аппарата.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Доверие против базового недоверия; trust v. basic distrust
  • Доэдипов; preoedipal
  • Семинар с Бетти Элис Эриксон. Новые уроки гипноза
  • Развитие эго; ego development
  • Мать; mother
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Эриксон Эрик. Детство и общество.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Четыре стадии развития компании.
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Либидное инфантильное развитие; libidinal infantile development
  • Хейли Джей. Необычайная психотерапия. (Психотерапевтические техники Милтона Эриксона)
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Базисное доверие и недоверие; basic trust and distrust
  • Близость против изоляции; intimacy v. isolation
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Инициатива против вины; initiative v. guilt
  • Аутоэротизм, аугоэротический; auto-erotism, -erotic
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Повышение роли отца в семье
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Эриксон Милтон. Стратегия психотерапии.
  • Вина; guilt
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Латентный период; latency period
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Амбивалентный, доамбивалентный, постамбивалентный
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 'Разговор с руками'
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Целостность Эго; ego integrity



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь