Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21044

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное
служила толчком для исс!едований гол чандс кого натуралиста Кампера (1772 - 89), применившего геометрический метод для измерения интеллекта Соответствующие части скелетов человека, соба ки, орла и пингвина обладают, по Камперу, поразительным сходством Животный мир един, несмотря на все различия Кампер описывает систему трансформации, по которой можно изменить лошадь в девушку, корову в аиста, а аиста в карпа Для тою, чтобы трансформировать, например, корову в птицу, достаточно выпрямить тело коровы, заменить передние ноги на крылья и удлинить шею И ничего больше1 Таинство родства живых существ выступает на первый план в этой игре метаморфоз
Плавность перехода между человеком и животным еще более очевидна при использовании геометрического метода Кампера с измерениями лицевого угла относительно линии, соединяющей лоб с верхней губой С возрастанием величины этою yi ла происходит трансформация одно1 о лица в другое, в результате возникает ряд профилей сильно отличающихся друг от друга существ Перед нами полная шкала эволюции Кампер дополнил метод Ле Брюна собственными наблюдениями, проводя измерения черепов людей и животных, в т ч из Азии и Африки, а также слепков с древних статуй
Для большей точности измерений Кампер применял специальное приспособление Он установил, что лицевой угол возрастает с 42 градусов у хвостатых обезьян до 58 у орангутанов У африканцев он составляет 70 градусов, у европейцев 80 -90, у римских статуй — 90, у греческих — 100 Вне этих пределов голова деформирована Теорию
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии у9

Петрус Кампер Трансформация коровы о птицу и Лошади в' человека 1791 (Париж Национальная Бпбтотека )
60
Свободное тело
лицевых углов в дальнейшем разрабатывал Лава-тер (1741 — 1801), уделявший много внимания "линиям анимальности". В своих измерениях он, правда, двигался в направлении, противоположном Камперу Постепенно выпрямляя линию лицевого угла, он построил эволюциионный ряд от лягушки до Аполлона Бельведерского.

Между различными категориями человека и животных нет противоречий, скорее есть постепенный и прямой переход. Аршмальность присуща человеческому телу, от нее невозможно избавиться и бесполезно изгонять как демона.
Одна и та же телесность может проявляться в различных формах. Основополагающим принципом является наличие души, через которую индивидуум получает соответствующее тело. Душа, полностью забывшая свое духовное происхождение, становится животным. Понятно, что граница духовности души отделяет человеческие ценности от звериного царства, разум от инстинктов.
Такая логика, объединяющая человека с животным, помогает увидеть эту границу в человеческой душе. Зверь внутри самого человека, это не дающий ему покоя двойник, его филогенетическое зеркало. .
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 61
В 19-м веке ученые пытались объяснить работу человеческого организма на основе сходства функций органов людей и животных. Основатель френологии Галль утверждал, что единственное отличие человека от других органических существ состоит в большем количестве органов. В этом смысле мозг животного остается мозгом человека, .за вычетом некоторых частей. Идеи Галля нашли признание сначала среди философов-позитивистов и в интеллектуальных салонах, а затем и среди консьержек и полисменов. Такой успех связан с массовым ростом населения в больших городах и бюрократизацией общества в конце прошлого века. Страх личности потерять свою уникальность находит выход в создании типологий, попытках "расшифровать" тело, разложить его на части.
В этот период появляется множество работ по физиогномике, френологии и физиологии. Исследование внутреннего мира человека в общем не слишком отличается от подходов людей в древности. Снова возрастает интерес к анимальности, особенно при изучении тех, кто сочетает в себе признаки человека и животных: сумасшедших, женщин, приматов, детей. Филогенез становится онтогенезом.
Например, д-р Морель говорит о феномене дегенерации у преступников и душевнобольных. У них отмечаются аномалии и задержки развития внутренних органов, что позволило поставить вопрос об атавизме. Морель утверждал, что это явление отражает общую тенденцию организмов стремиться к регрессу.
Чезаре Ломброзо, основатель криминальной антропологии, также утверждал, что "феномены атавизма образуют ядро криминального типа личное-
62
Свободное те го
ти, т к преступление представляет собой пробуж дение примитивного человека" (25)
Вопросами де1енерации интересовались как ан-трополо!и, так и психиатры Психиатрия, тогда еще новая наука, стала использовать физиогномику как

Голова отцеубийцы Мартина, казненного в Париже Ви чонт Атчас фрсночогпи 1831
Хрестоматия по теаесно ориентированной терапии 63
диа! ностический инструмент Органическая природа страстей,внешне проявляющихся в разных физиогномических конфшурациях, предполагала взаимную связь физических и моральных элементов, тела и души Физиогномика, таким образом, вернулась с собственным древним истокам, к медицине
Но так или иначе все мы антрополо!и и психиатры, писатели и полицейские, ревнивые любовники и художники-любигели, — своими методами развиваем древнюю идею о тесном взаимодействии форм, характеров, способностей и страстей в нашем вечно живом мире
2.3. Выражение эмоций и тело
Следует признать с самого начала, что не общаться невозможно в принципе. Даже полное молчание что-то говорит нам о человеке, о его отношениях с миром. В терапевтической работе внимание обычно сконцентрировано на симптомах, выражаемых в словах; в биоэнергетике информация о пациенте дополняется невербальными признаками эмоционального стресса.
Первым ученым, обратившим серьезное внимание на невербальные средства коммуникации, был Чарльз Дарвин. Его замечательная книга "Выражение эмоций у человека и животных" может служить пособием по психологии и этологии. Я хотел бы привести краткую цитату из этой книги:
"Выразительные движения лица и тела крайне важны для нашего благополучия. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком; она одобрительно улыбается или неодобрительно хмурится, направляя его на правильный путь... Выразительные движения придают живость и энергию нашим словам; они часто выявляют наши мысли гораздо в большей степени, чем слова, которые могут солгать. Свободное выражение эмоции вовне усиливает ее,., наоборот, подавление внешних признаков эмоции ее смягчает."
Это было написано в 1872 году, за четверть века до того, как Фрейд стал изучать бессознательное.
*Боаделла Д. Печатается по- D.Boadella "Lifestreams — An Introduction to Biosynthesis".London,1987. Перевод с англ. Г Ченцовой
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 65
Развивая психоанализ, он открыл описанный Дар-вином фундаментальный принцип. Например, Фрейд достаточно быстро признал, что одно лишь воспоминание о детском опыте не имеет терапевтического эффекта, если не пережита связанная с ним эмоция. С помощью вербальных техник Фрейд старался разбудить аффективную память своих больных, но многие из них не смогли испытать так долго сдерживаемые эмоции. Что-то мешало им, а именно, сопротивление выздоровлению, по Фрейду
Одним из первых аналитиков, начавших разбираться в сопротивлении, был Вильгельм Райх. Его книга "Анализ характера" стала классикой. Он первым разработал подробную карту защитных систем, создаваемых невротиками, чтобы загородиться от окружающего мира и избежать столкновения с собственными чувствами. Райх основал теорию биоэнергетики; с 1935г. он исследует мышечное напряжение в телах своих пациентов.
Независимо от Райха, Якобсен и Шульце публикуют труды о системах релаксации. Рудольф Лабан развивает целую систему выразительного движения, вдохнувшую жизнь в школьное обучение танцам и физкультуре. С 1966 в Институте Лабана изучают подходы двигательной терапии детей и взрослых, страдающих эмоциональными расстройствами.
Однако подход Райха гораздо более глубок и динамичен, возможно, из-за его психиатрической ориентации. Райха беспокоило, что его пациенты ведут себя, как полумертвые, их нормальная деятельность блокирована на всех уровнях. У них расстроена сексуальная сфера, профессиональная активность; их физическим процессам недостает
3 Зак. 2736
II
66



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Погодин И.А. О высокомерии псевдогуманизма в практике клинически ориентированной психотерапии
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Прист С. Теории сознания.
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Главный Редактор. Умеем ли мы слушать свое тело?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Диалогово-феноменологический подхода в психотерапии. Погодин И.А. Ресурсы и ограничения классической концепции цикла контакта
  • Секстерапия. Психотерапевт в костюме Евы
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Игра «Разотождествление».
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Притча «Чем можно владеть?»
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Погодин И.А. Контакт в психотерапии: инновации диалогово-феноменологического подхода
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь