Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Танец выпускников взорвал интернет: Смотреть до конца!



Рауш де Траубенберг Нина Константиновна. Тест Роршаха: Практическое руководство.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 25032

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Цельные образы животных и людей по сравнению с частичными энграммами считаются более целесообразными. Увеличение Hd и Ad подтверждает значение ответов по мелким деталям, сигнализирующее о беспокойстве, выраженном в ассоциативном и перцептивном ограничении. Встречаются также ответы с двойственными образами, относящимися одновременно и к человеку, и к животному; иногда образы человека преподносятся как предметы (НА или Hobj).
Роршах использовал только процентное содержание А; но его последователи систематизировали процентное содержание других энграмм и число категорий. Так, Бек (1967) выдвинул 29 категорий содержаний ответов, опосредованно характеризующих индивидуальные потребности через характеристики умственых
162

способностей и сферы интересов испытуемого. Под категориями Бек подразумевал явные содержания, включая в них и отсылки к развитию либидинального уровня. Другие исследователи (Лин- днер, Филлипс и Смит, 1953) уточнили значение специфических энграмм, но их разработки кажутся поверхностными, поскольку совершенно не учитывают контекст и чересчур похожи на готовую транскрипцию, что, с нашей точки зрения, совершенно неприемлемо для истинного ученого.
Был также предложен показатель тревожности. Он включает ответы Hd и ответы, связанные с анатомией, кровью, сексуальностью. Величина
163

в процентах указывает на повышенную тревожность, если ее значение превышает 12; однако совершенно очевидно, что этот процентный показатель не исчерпывает проявлений тревоги и беспокойства и что он может быть даже ниже пороговой границы у испытуемых с высокой степенью тревожности, так как ее выражения чрезвычайно разнообразны.
Другой фактор, так называемый «коэффициент жизни», был предложен Мириам Орр (1958). В нем учитывается «содержание живости и жизненной энергии, символизирующее интенсивность и силу психической активности»; в норме этот коэффициент равен 50%. Орр предлагает 16 содержаний ответов; данный «психический образ» отражает, по ее мнению, отношения между объектом и идентификациями, причем особенное внимание обращается на исключительной важности потребность в саморепрезентации, бессознательную потребность, предшествующую логическому мышлению.
Во французской практике принято ограничиваться рассмотрением 16-18 категорий ответов. Список содержаний ответов, составленный Н. Канивэ, содержит: элементы, фрагменты, географию, ботанику, пейзаж, Ad, А, анатомию, кровь, пол, Hd, Н, объекты, символы-знаки, науку, искусство-архитектуру, абстракции. Категории расположены в порядке возрастания сложности, от элементов к абстракциям, и не связаны какой бы то ни было определенной теорией содержаний.
Эта классификация кажется нам достаточно разумной и в достаточной степени упорядоченной; тем не менее она не идеальна. Присущий ей недостаток сводится к следующему: принимая ее,
экспериментатор во что бы то ни стало стремится внести предложенный испытуемым образ в одну из заранее готовых рубрик, хотя совершенно ясно, что некоторые ответы не поддаются такому маркированию и что насильственное помещение ответа в схему обедняет тематику испытуемого. Тем не менее эта классификация весьма полезна для выявления доминирующих интересов, особенно при групповых обследованиях и в исследовательских разработках.
Содержание как составная часть перцептивного процесса
Роршах считал, что ряду ответов соответствуют «комплексные интерпретации», причем содержание ответов может быть как явным, так и латентным. В интерпретации протокола (см. посмертную публикацию) Роршах отмечал связь некоторых ответов с темами, выявленными в результате анализа данного испытуемого. Подмеченное взаимоотношение чрезвычайно плодотворно; оно позволило Роршаху провести различение между темами, значимыми вследствие своей повторяемости и выявленными либо в цветовых, либо в светотеневых, либо в кинестетических ответах. Эта интерпретация содержания ответов очень много сообщает об отношениях между формальным и сущностным аспектами восприятия, поскольку ответы F, как правило, не связаны с комплексами.
Мы можем считать, что подобные содержания свидетельствуют о бессознательной озабоченности испытуемого, в особенности это касается «абстракций, интерпретаций средней линии изображения и оси симметрии», силы и уравновешенности «желаний субъекта»; однако это не дает нам права интерпретировать их изолированно, без учета сопутствующих аспектов, таких, как вид восприятия, с одной стороны, и взаимоотношение с другими факторами теста — с другой, а также возможных дополнительных сведений об испытуемом, полученных вне обследования, например, в ходе психоаналитического лечения.
Содержание кинестетических ответов позволяет нам обнаружить «ожидаемые бессознательные установки»; латентное же содержание цветовых ответов выявляет «мощный коэффициент аффекта». Что касается оси симметрии, то она словно бы приводит в движение «эмоции, связанные с комплексами», и если средняя часть изображения интерпретируется как абстракция,
164
сила», «абстрактное изображение желания, которое стремится реализоваться в жизни», то такой ответ может соответствовать проекции в пространстве схемы тела. Данный тезис развит последователями Роршаха и применительно к его методике, и к другим проективным тестам.
Не без оснований можно считать, что Роршах положил начало тематической интерпретации содержаний ответов, хотя он и рассматривал их только лишь в структурном аспекте.
Ф. Минковска (1956), оценивая общую интерпретацию результатов и опираясь в основном на речь испытуемого, на языковое отражение моторных экспрессий, считает вербальное содержание интегрированным в методику: она различает «глиш- роидные» выражения и содержания, которые присущи очень чувствительным, сентиментальным и привязчивым испытуемым, использующим союзы и глаголы, относящиеся к контакту, коммуникации, и выражения «шизоидные», присущие испытуемым, склонным к формальной логике, к формалистическому мышлению, чувствительным к разного рода разделению, распадению, расколу, омертвению. На различении этих двух типов и была построена типология. Эту типологию автор связывал с живописью Ван Гога и Сера.
Клопфер совместно с коллективом ученых предлагает рабочую гипотезу индивидуальных интерпретаций; такого рода гипотезы проистекают как от анализа содержания ответов, так и от анализа структурных данных. Клопфер указывает на проблему «уровня осознания» различных содержаний, сравнивая их с данными анамнеза и поведенческими реакциями. Тщательно проанализировав некоторые содержания, он комментирует их появление в зависимости от используемых защитных механизмов, ограничивающих импульсы и инстинкты: здесь особенное внимание обращает на себя последовательность различных содержаний.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Притча «Вопросы и ответы»
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Михлин А.С, Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы
  • Великанова С.Н. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Кананович И.В. Арбитражный процесс: Вопросы и ответы
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Михлина А.С. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная. Вопросы и ответы. Под редакцией
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Танков В.А. Основы аудита. Вопросы и ответы
  • Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Финансовое право. Вопросы и ответы
  • Соловьев Я.В. ОГЭ 2021. История. Экзаменационный тренажер. 20 вариантов
  • Соловьёв Я.В. ЕГЭ 2020. История. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов
  • Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ 2018. История. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Свиридов О.Ю. Банковское дело. 100 экзаменационных ответов
  • Громова К.А., Вострикова О.В. и др. ЕГЭ 2019. Английский язык. Тренировочные варианты
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс
  • Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. Единый Государственный Экзамен. 2007. Тренировочные типовые задания с ответами
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2018. Русский язык. 36 вариантов заданий + 300 заданий части 2.
  • Фадеева А.А. ЕГЭ 2019. Физика. тренировочные варианты
  • Самойлова Е.А. ЕГЭ 2014. Литература. Тренировочные задания
  • Самойлова Е.А ЕГЭ 2013. Литература. Тренировочные задания
  • Маслова И.Б. ЕГЭ 2019. Русский язык. Тренировочные варианты
  • Герасимова Л.П., Зубко Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву: Ответы на экзаменационные билеты
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. Реальные тесты. Практикум
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2016. Русский язык. Практикум. Реальные тесты
  • Угринович Н.Д., Хлобыстова И.Ю. Информатика. 8 класс. Контрольные работы
  • Угринович Н.Д., Хлобыстова И.Ю. Информатика. 7 класс. Контрольные работы
  • Роршаха тест; rorschach test
  • Сергеев И.Н. 1000 вопросов и ответов. Математика. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы
  • Гырдымова Н.А. и др. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник
  • Фадеева А.А. ЕГЭ 2013. Физика. Тренировочные задания
  • Гроза. ГДЗ (решебник) по английскому языку 11 класс New Millennium English
  • Власова А.П., Евсеева Н.В. и др. Математика. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 23
  • Маркин С.А. ЕГЭ. История. Выполнение задания 24
  • Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ 2017. История. Практикум
  • Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ 2017. История. Практикум
  • Соловьева Ю.А. ЕГЭ 2013. География. Тренировочные задания
  • Мешкова О.В. ЕГЭ. Химия. Универсальный справочник



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь