Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57011
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Трудности могут возникать в любой из сфер семейной жизни — в сфере супружеских отношений, детско-родительских, сиблинго-вых отношений, в сфере взаимодействия семьи с социумом, в хозяйственно - бытовой сфере, в интимно - сексуальной и репродуктив -ной сфере и т. д.
Трудности и стрессы, переживаемые семьей, проверяют семейную систему на прочность, жизнестойкость и способность восстанавливать силы после перенесенного напряжения. Но, накапливаясь и перекрывая друг друга, семейные трудности могут деструктивно влиять на внутрисемейный климат, приводить семью к ситуации риска для ее благополучия и здоровья. Семейные трудности рассматриваются как определенные ситуации или события в жизни семьи, значимые для ее членов, угрожающие потерей или уничтожением какой-либо ценности, создающие неблагоприятный и приводящий к уязвимости фон семейных отношений. Семейный стресс — это переживание общего напряжения и негативных чувств разными членами семьи в ответ на требования социальной среды (ситуации), превышающие возможности членов семьи и создающие угрозу утраты семейных ценностей. Существует особая группа стрессов и трудностей семейной жиз -ни, обусловленных семейной цикличностью, — это стрессы и трудности, возникающие в обычных условиях в каждой семье, связанные с развитием и прохождением семьей основных этапов жизненного цикла. Понятие «жизненный цикл семьи» ввели в 1948 г. Е. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стажа брака. В настоящее время существует немало вариантов деления жизненного цикла семьи на этапы и периоды. Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что в качестве основных при- 33 знаков разграничения этапов жизненного цикла семьи называются: факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Е. Дюваль, 1948); изменение места детей в семейной структуре (Р. Нойберг, 1972); задачи, соответствующие данному периоду (Э. К. Васильева, 1975); типичные проблемы развития семьи (А. В. Черников, 2000); развитие отношений супругов (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис, 1999); кризисы семейной жизни (М. Джеймс, 1989); личностный рост каждого члена семейного коллектива (В. Сатир, 1992). При переходе с одного этапа семейного развития на другой из -менениям подвергаются структура семьи, семейные ресурсы и возможности, качество семейных отношений, диапазон ответственности, обязанностей, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов жизненного цикла. Происходящие изменения затрагивают всю внутреннюю жизнедеятельность семейной системы, требуют мобилизации внутренних ресурсов, отражаются на внутрисемейном кли -мате, на эмоциональном, психологическом самочувствии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и переживаются членами семьи как трудные, стрессовые. В психологии такие трудности семьи принято обозначать как нормативные — с одной стороны, они приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение (Э. Г. Эйдемиллер, 2000; Т. Л. Крюкова, 2003). Каждый из этапов жизненного цикла семьи характеризуется специфическими стрессами и трудностями, возникающими как следствие нормативных изменений в семейной структуре. Поэтому исследователей интересовали именно нормативные трудности, испытываемые членами «условно благополучной» полной семьи на трех этапах жизненного цикла: 1) молодая семья без детей; 2) семья с детьми-подростками; 3) семья на стадии «пустого гнезда». Каковы же основные, наиболее частые и значимые для благополучия семьи, жизненные трудности на каждом из трех этапов ее жизненного цикла? 34 В молодой семье процесс формирования внутрисемейных и вне -семейных отношений, сближения ценностных ориентации, представлений супругов протекает весьма интенсивно и напряженно. В адаптационный период наиболее чувствительными к супружескому конфликту являются следующие сферы общения: отношения с родственниками и друзьями, взаимная ревность, нарушения ролевых ожиданий, доминирование супругов, отношение к материальной основе семьи. На данном этапе жизненного цикла семейными трудностями могут являться установление границ эмоциональной близости, выработка совместного семейного «кодекса», становление ролевой структуры молодой семьи, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, решение жилищного и имущественного вопросов, налаживание взаимоотношений с родственниками супруга. Немаловажны и структурно-ролевой аспект и процессы лидерства, установления социальной власти — они тоже провоцируют возникновение трудностей в молодой семье. Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое, по сравнению с добрачной независимостью и свободой, кажется вынужденной необходимостью. Проблемы могут возникать из-за таких характеристик ролевой структуры, как распределение ролей между супругами, степень идентификации с ролью при противоречивых требованиях к ее выполнению, из-за невозможности совместить несколько ролей, сверхидентификация с тем распределением ролей, которое сложилось в семье их родителей. В семье с детьми-подростками нагрузка каждого члена семьи возрастает, и семья более всего подвержена стрессу. Стрессы и трудности супругов-родителей на данном этапе семейного развития весьма разнообразны. Середина жизненного цикла семьи — это время избыточных требований к супругам-родителям и со стороны общества, и со стороны внутрисемейных отношений. Необходимо быть не только хорошими супругами, адекватными родителями, заботливыми детьми своих пожилых родителей, но и ответственными и успешными работниками, чутко реагировать на изменения в обществе. Изменениям, стрессам и трудностям подвергается сфера супружеских отношений. Свободное время для себя и партнера заметно ограничивается и посвящается множеству обязанностей (общественных, бытовых, профессиональных). Для того чтобы находить 35 фазы личного, индивидуального восстановления сил, приходится ограничивать время супружеских отношений в пользу индивидуальной активности и вести себя более эгоцентрично, тем самым эко -номя и сохраняя личное свободное пространство. Сфера детско-родительских отношений также подвергается существенным изменениям. Подростковый возраст характеризуется особым всплеском конфликтов между родителями и детьми. При этом причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших подростков наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь». Трудность может представлять обостряющаяся у подростка потребность в независимости, которая обычно ведет к некоторому конфликту внутри семьи, а также необходимость пересмотра родительского отношения и стиля воспитательных воздействий к подросшему ребенку, усиливающееся чувство беспокойства и тревоги за него. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|