Фрейд 3игмунд. Зловещее

Категория: Библиотека » Фрейд Зигмунд | Просмотров: 10828



Сочинитель может создать себе и такой мир, который менее фантастичен, нежели мир сказочный, однако же отличается от реального допущением в него каких-нибудь высших духовных сущностей, демонов или духов умерших. До тех пор, пока подобные фигуры остаются в рамках, очерченных предпосылками данной поэтической реальности, все зловещее, которое могло бы быть связано с ними, отпадает. Души дантова Ада или привидения в шекспировских "Гамлете", "Макбете", "Юлии Цезаре" могут быть достаточно мрачными и устрашающими, но зловещего в них, по сути, столь же мало, как и в радостном мире богов Гомера. Мы подлаживаем свое суждение под условия этой вымышленной поэтом реальности и рассматриваем души, духов и призраков так, как если бы они были полноправными живыми существами, какими являемся мы сами в материальной реальности. Это также такой случай, в котором всякая зловещесть испаряется.

Иначе обстоит дело, когда сочинитель по видимости поставил себя на почву обыденной реальности. Тогда он принимает также и все те условия, которые имеют значение для возникновения зловещего чувства в реальной жизни, и все то, что действует зловеще в жизни, действует таким же образом и в его сочинении. Но в этом случае сочинитель может и значительно увеличить и преумножить зловещее в сравнении с той его мерой, что возможна в жизни, позволяя произойти таким событиям, которые в действительности не могли бы быть пережиты, или могли бы, но крайне редко. Тогда он в каком-то смысле предает нас там, где речь идет о наших суевериях, почитаемых за преодоленные, он обманывает нас, обещая нам сначала обыденную действительность, а затем все-таки выходя за ее пределы. Мы реагируем на его вымыслы так, как реагировали бы на собственные переживания; когда же мы замечаем обман, уже слишком поздно, писатель достиг уже своей цели, однако я должен сказать, что ему не удалось добиться чистого эффекта. Мы остаемся с чувством неудовлетворенности, как бы злясь на попытку обмануть себя; я это особенно явственно ощутил после прочтения рассказа Шницлера "Die Weissagung" и схожих произведений, заигрывающих с чудесным. В распоряжении у писателя есть тогда еще одно средство, при помощи которого он может избавить нас от этого недовольства и одновременно увеличить свои шансы на успех. Оно состоит в том, что в течение долгого времени он не позволяет нам разгадать, какие же, собственно, предпосылки он избрал для изображаемого им мира, или же в том, что вплоть до конца книги он с искусством и лукавством избегает подобного решающего разъяснения. В целом же, здесь реализуется следующий указанный выше случай: вымысел созидает новые возможности для возникновения зловещего чувства, которые в жизни отпали бы.

Строго говоря, все эти усложнения относятся лишь к тому зловещему, которое возникает из преодоленного. Зловещее, восходящее к вытесненным комплексам, более резистентно; в литературе, если отвлечься от одного условия, оно остается столь же зловещим, как и в жизни. Другой род зловещего, восходящий к преодоленному, выказывает этот свой характер как в жизни, так и в литературе, размещающихся на почве материальной реальности, однако может его утратить в вымышленных, созданных поэтом реальностях.

Ясно, что вольности сочинителя и вместе с ними привилегии, которыми пользуется вымысел в том, что касается порождения и сдерживания зловещего чувства, не исчерпываются вышеизложенным. По отношению к жизни мы, в общем, ведем себя пассивно и подвергаемся воздействию со стороны материального. Но для писателя мы особенно податливы: тем настроением, в которое он нас погружает, теми ожиданиями, которые он в нас пробуждает, он может отвести в сторону течение наших чувственных процессов и направить их в иное русло, и он может на одном и том же материале достигнуть зачастую весьма разнородных эффектов. Все это давно известно и, по-видимому, было глубоко осмыслено профессиональными эстетиками. Нас занесло в эту исследовательскую область почти непреднамеренно, мы поддались искушению разъяснить то противоречие, в которое известные примеры вступают с нашим выведением зловещего. К некоторым из этих примеров мы бы поэтому и хотели сейчас вернуться.

Выше мы задались вопросом, почему отрубленная рука в "Сокровище Рампсинита" не действует так же зловеще, как в гауфовской сказке "История об отрубленной руке". Вопрос этот кажется нам еще значительнее теперь, когда мы распознали большую резистентность зловещего, проистекающего из вытесненных комплексов. Ответ дать легко. Он гласит: в геродотовском рассказе мы сосредоточены не на чувствах царевны, но на выдающейся хитрости "мастера-вора". Царевна при этом могла и не быть избавлена от зловещего чувства, мы даже склонны считать, что она вообще лишилась чувств, однако сами мы не ощущаем ничего зловещего, поскольку ставим себя не на ее место, но на место другого. Иные средства, избавляющие нас от впечатления чего-то зловещего, задействованы в нестроевском фарсе "Der Zerrissene": беглец, считающий себя убийцей, видит, как из каждого люка, крышку которого он поднимает, ему навстречу встает призрак его мнимой жертвы, и в отчаянии восклицает: "Да ведь я все-таки прикончил лишь одного!" К чему это устрашающее умножение? Мы знаем предварительные условия этой сцены, не разделяем заблуждения "Растерзанного", и потому то, что должно быть зловещим для него, на нас действует с безудержным комизмом. Даже "настоящее" привидение, как в рассказе О. Уайльда "Кентервильское привидение", должно расстаться со всеми своими притязаниями на то, чтобы возбуждать в нас по крайней мере боязнь, когда писатель начинает забавляться тем, что иронизирует и подтрунивает над ним. Столь независимы от выбора материала могут быть в мире вымысла эмоциональные эффекты. В мире сказок чувства страха, а стало быть и зловещие чувства, вообще не должны пробуждаться. Мы это понимаем, и потому закрываем глаза на все то, что могло бы дать повод для чего-то в этом роде.

Об одиночестве, безмолвии и темноте мы не можем сказать ничего, кроме того, что это действительно такие факторы, с которыми связан не совсем угасший у большинства людей детский страх. Психоаналитическое исследование проблемы этих факторов можно найти в другой работе.




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Успенский П. ПСИХОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова
  • Символ; Symbol
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Притча «Я ничего не могу сказать»
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Валяева Ольга. Эмоциональное выгорание мамы
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Наталья Москалева. Когда неудовлетворенность в отношениях оказывается сексуальной зависимостью
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Редактор. Природоохранительная акция в ДОУ
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Притча «Любовный недуг»
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Притча «Это моё»
  • Стюард Крис, Уилкинсон Майкл. "Ораторское искусство (притворись его знатоком)".
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Образ; Image; Bild
  • Зимин В.А. Катастрофическое изменение и кризис воображения
  • Макаренко Э.В. Сценарий жизни.
  • Психоаналитические афоризмы IX. - Франсуаза Дольто
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Что такое Любовь?»
  • Просоциальное поведение: что им движет? Мотивация просоциальности
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь