Кормьер Ш. Хакни Г. Концептуализация проблем и постановка целей

Категория: Статьи » Психология | Просмотров: 2150

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Комментарий: Глава из книги Кормьер Ш., Хакни Г. «Стратегии и интервенции психологического консультирования», которая готовится к выходу в свет в издательстве Наумов и Наумова

Аннотация

Статья рассматривает природу проблем клиента и постановку целей как реалистичных предпосылок решения проблем. Через признание и постановку целей консультант начинает понимать направление, в котором будет развиваться консультирование.

Теперь следует рассмотреть такие важные вопросы консультирования, как природа проблем клиента и постановка практических целей для разрешения этих проблем. За этим стоят философские вопросы, потому что существуют разные способы определения человеческих проблем. Мы не сможем ответить на эти философские вопросы за вас. В действительности, возможно, на эти ответы уйдет большая часть вашей профессиональной карьеры. Здесь представлена точка зрения, которой мы придерживаемся в данное время. Мы находим это полезным, потому что наш подход предполагает сфокусировать внимание не только на наших клиентах, но и на том мире, в который они возвращаются по окончании консультативной сессии,– мире, в котором их проблемы реальны.

МИР КЛИЕНТА

Что приводит клиентов на консультирование? Ответ на этот вопрос (более чем на любой другой) раскрывает вашу роль консультанта. Это обезоруживающе простой вопрос, но не из тех, к которым можно относиться легко. Мы начинаем со следующего ответа: клиенты приходят на консультирование, столкнувшись с проблемами, которые они в одиночку не способны понять или разрешить, или когда их собственные стратегии совладания с проблемой перестают работать.

У всех людей есть определенные базовые потребности. Сюда входят потребности в безопасности, питании, выживании, принадлежности к общности людей, любви и самоуважении. В своей классической статье Джурард (Jourard, 1963, pp. 33–38) дает этим потребностям следующие полезные для консультирования, определения.

1. Потребности выживания. Все люди заботятся о самосохранении и безопасности, включая физиологическую и физическую безопасность. Хотя люди не всегда могут распознавать угрозы своей физиологической безопасности, они все же распознают свои реакции на эти угрозы: растущую тревогу, неточное или ограниченное восприятие окружающего мира и все более неадекватное поведение.

2. Физические потребности – это потребность в питании, крыше над головой, материальном доходе, отсутствии боли, отдыхе и восстановлении затраченной энергии. Если эти потребности остаются неудовлетворенными или искажаются (как, например, при переедании или мигренях), реакцией на это становится невозможность получить удовлетворение от осуществления других потребностей (например, страдающему мигренями трудно удовлетворять потребности в любви и сексе). В качестве другого примера можно привести случаи с клиентами, чьи физические потребности не удовлетворяются в результате катастрофы (природной или дела рук человека). Они настолько сосредоточены на выживании и основных физиологических нуждах, что потребности более высокого уровня, такие как привязанность, честолюбивые притязания, психическое здоровье, свобода и т. п., перекрываются базовой, почти инстинктивной, заботой о безопасности и выживании.

3. Потребность в любви и сексе. Эти потребности на глубоко личном уровне связаны с другим человеком. Люди осознают значение этих потребностей в ходе развития и часто понимают, насколько они сильны, только когда переживают потерю близких отношений. Если эти потребности не удовлетворяются, люди начинаются сомневаться в своей способности любить и быть любимыми, находиться и в других, более широких, отношениях или в своей способности давать что-то другому человеку и получать что-то от него. Когда такая потеря случается, нетрудно понять, почему авторы теорий горя обсуждают потерю как отвержение.

4. Потребности в статусе, успехе и самоуважении. Эти потребности мотивируют людей на достижения в глазах окружающих, на завоевание уважения, доверия или восхищения. Если эти потребности не удовлетворяются, людям не хватает самоуважения и уверенности, или они «переигрывают», демонстрируя преувеличенное и искусственное самоуважение и самоуверенность.

5. Потребность в психическом здоровье. Когда эта потребность удовлетворяется, люди чувствуют себя правильно функционирующими. Если она не удовлетворяется, люди перестают быть самими собой, они разочарованы, дезориентированы и склонны впадать в отчаяние.

6. Потребность в свободе. Это потребность чувствовать себя независимым и способным делать собственный выбор либо отказываться от выбора. Если эта потребность не удовлетворяется, люди чувствуют себя ограниченными какими-то рамками и недооцененными или неоцененными.

7. Потребность принимать вызов. Это потребность в том, чтобы быть активным, ориентироваться на будущее, обретать новые возможности. Если эта потребность не удовлетворяется, люди страдают от скуки, бессмысленности существования или внутренней пустоты.

8. Потребность в когнитивной ясности. Это стремление к решению конфликтов ценностей, идей и призваний в человеческой жизни, потребность в том, чтобы прожить свою жизнь достойно и честно.

Возможно, вы бы что-то добавили к этому списку в соответствии с вашими взглядами на человеческий опыт. Как бы то ни было, для всех человеческих существ потребности – часть их жизни. То, что у человека есть потребность, не выделяет его как необычного, неполноценного или имеющего еще какой-то недостаток. С другой стороны, люди не всегда хорошо распознают (воспринимают) испытываемые потребности, и у них не всегда есть навыки, необходимые для удовлетворения потребностей, если они распознаны. Распознавание и удовлетворение потребности – это не обязательно естественная часть жизненного процесса; этому нужно научиться.

Место, где люди учатся или не учатся тому, что такое потребности и как их удовлетворять,– это их родные семьи. Именно там потребности либо получают подтверждение и удовлетворяются, либо рассматриваются как постыдные и отвергаются. Тейбер (Teyber, 2006) замечает:

«Многие затяжные психологические проблемы начинаются, когда базовые детские потребности не получают удовлетворения… и с тех пор как потребность оказывается непрерывно или постоянно заблокированной, растущий ребенок либо будет блокировать эту потребность так же, как ее блокировало его окружение, чтобы избегать ее повторного переживания, либо будет пытаться подняться над этой потребностью, чтобы обратиться к ней косвенно, или частично удовлетворять ее, используя определенный стиль поведения… Неудовлетворенные детские потребности не растворяются и не уходят, когда дети вырастают. Потребность может быть подавлена, от нее могут защищаться, но она продолжает стремиться к выражению. В результате клиенты не сдаются, пытаясь удовлетворить потребность. В то же время неудовлетворенная потребность слишком сильно тревожит, чтобы ее можно было выразить прямо. Поэтому клиенты пытаются подняться над неудовлетворенной потребностью и удовлетворять ее косвенно, приобретая… определенное межличностное совладающее поведение» (pp. 246–249).

Например, взрослый клиент, которого в детстве стыдили за его потребность в любви и нежности, может блокировать потребность в любви в настоящее время и заявлять: «Мне не нужна ничья любовь. Я и сам могу справиться». Но все же на каком-то уровне неудовлетворенная потребность в любви будет искать выражения, и, когда это произойдет, клиент постарается с этим справиться определенным способом, но обычно этот способ – трудный и не приносящий удовлетворения. Кроме этого, интрапсихического, взгляда на потребности, нужно признать, что внешние стрессоры и события во внешнем мире также создают потребности. Например, в связи с какими-то событиями в своей жизни клиенты также испытывают потребности и могут прийти в терапию, если различные жизненные стрессоры и проблемы развития становятся слишком трудными, чтобы с ними справиться. Рассмотрим в качестве примера ситуацию взрослой женщины, которая хорошо справляется с проблемами и в личной жизни, и в работе. Но, когда у ее стареющего отца развивается болезнь Альцгеймера, ее мир начинает рушиться, и она начинает испытывать потребности, которые до этого события либо отсутствовали, либо не были явными.

Повседневная жизнь и внешние стрессоры играют особенно важную роль в формировании потребностей клиентов, которые чувствуют себя маргинализованными из-за расы, пола, сексуальной ориентации, религии, статуса инвалида, а также тех, кто постоянно испытывает на себе воздействие стереотипного восприятия, дискриминации и угнетения. В таких ситуациях эмоциональный дистресс, связанный с текущими потребностями, является в большей степени результатом недостатка реальной и воображаемой власти в нынешней повседневной жизни клиента, чем результатом неудовлетворенности детских потребностей (Brown & Ballou, 1992). Например, рассмотрим ситуацию ограниченной в финансах латиноамериканской женщины, которая в одиночку растит троих детей. В воспитании детей она не может рассчитывать на помощь родителей, потому что их нет в живых, а два ее брата были застрелены в криминальных разборках. У нее есть работа на неполный рабочий день без льгот, и она рискует потерять ее, потому что вынуждена брать выходные для ухода за детьми, когда они болеют. Кроме того, добираясь на работу на метро, она сталкивается с издевательствами на национальной почве. Ясно, что контекст ее жизни в настоящее время является главным, что определяет ее потребности.

До сих пор мы обозначали клиента как человека, который: (1) постоянно имеет проблемы и потребности; (2) не всегда понимает и даже распознает некоторые из этих проблем; (3) обращается к вам за помощью, когда нераспознанные нужды или неудовлетворенные потребности начинают представлять собой серьезную проблему в его жизни. Хотя это описание и соответствует человеку, приходящему на консультирование, оно не отражает ситуацию клиента полностью. Любое описание клиентов должно также включать мир, в котором они живут, включая значимых других, работу или другое место, где они проводят большую часть дня, ожидания в отношении самих себя и других, привычки и повседневные занятия, мечты и фантазии о будущем, отношение к прошлому, ценности и то, что имеет значение в их жизни, а также те способы, которые они выработали для того, чтобы справляться с обязанностями, напряжением, разочарованиями, ожиданиями других людей, несбывшимися надеждами и т. д. Возможно, имеет смысл обратиться к нашему обсуждению первичного интервью в главе 5 для обзора всех этих компонентов, потому что осмысление проблем клиента начинается на первой сессии. В дополнение к этому обзору рассмотрите следующие ориентированные на выявление проблем вопросы, предложенные Сперри, Карлсоном и Киосом (Sperry, Carlson & Kjos, 2003).

– Что привело вас сюда?

– Почему именно сейчас?

– Как это влияет на ваши повседневные дела? (p. 67)

Иногда ясности в этих вопросах и реальных проблемах, представляемых клиентом, не так-то легко добиться. Например, молодой человек приходит к консультанту, и в конце сессии по-прежнему непонятно, что привело его на консультирование, хотя в целом он говорит о стрессе, связанном с семьей. Только на третьей сессии он намекнет на свою сексуальную ориентацию. И в конце концов, к пятой сессии, он признается, что бисексуален, и из-за этого родители выгнали его из дома, сказав, что больше никогда не хотят его видеть. Теперь ему нужно самому себя материально обеспечивать, а он к этому пока не готов. В результате он уже шесть недель живет в своем автомобиле, ничего не зная о том, какая социальная помощь ему доступна. Кроме того, он начинает чувствовать себя очень виноватым из-за своей бисексуальности, из-за реакции родителей и своего религиозного воспитания. В этом случае потребовалось шесть недель, чтобы клиент почувствовал себя с консультантом достаточно безопасно для перехода к самой сути того, что его действительно волнует.

РОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА В ОЦЕНКЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА

Из того, что мы сказали о приходящем на консультирование клиенте, следует, что у вас будут вполне конкретные обязанности. В них входит создание благоприятной атмосферы для проведения консультирования; но не только это. И даже не только то, что вы должны быть хорошим и внимательным слушателем. Ваша роль заключается в том, чтобы слушать, что рассказывают клиенты, и помогать им самим слышать, как они описывают свои заботы и проблемы. Из нашего предыдущего примера понятно, что сначала этого не так уж легко достичь. Следующая ваша задача – помочь клиентам сформулировать цели, которые, в свою очередь, помогут удовлетворить потребности или решить проблемы. Исходя из этих целей, составляется план действий, затем он реализуется и оценивается. И наконец, вы должны помочь клиентам видеть свой прогресс. Если клиент слишком долго жил со своими проблемами, то кажется, что они просто захлестывают его, и в какой-либо прогресс ему трудно поверить .

Консультирование часто можно рассматривать как процесс, в котором внешние, более очевидные, проблемы предваряют работу с проблемами более тонкими и менее ярко выраженными. Рассмотрим, например, случай американца азиатского происхождения, который приходит на консультирование с очевидной проблемой: он не может спать по ночам. Ему нужен сон. После того как обратились к проблеме бессонницы и сформулировали цель и стратегию работы с ней, в центре внимания оказались те гнетущие обстоятельства, которые изначально к ней привели. Можно предположить, что бессонница стала результатом старых душевных ран или неудовлетворенных потребностей, которые недавно вновь активизировались, а также культуральных и средовых факторов, которые ухудшили ситуацию. Например, клиент сообщает, что он недавно потерял работу из-за сокращения; он чувствует недостаток самоуважения и уверенности в себе и ощущает потребность чувствовать себя достойным. Он хочет уважать и ценить себя и хочет, чтобы его уважали и ценили другие. Он не желает «потерять лицо» в своей семье и в своем окружении. Это, возможно, потребности, связанные с традиционными ценностями его культуры и семьи, которые снова стали ощутимыми из-за серьезной потери. В данный момент он к тому же столкнулся с потребностями выживания, связанными с потерей заработка.

Когда вы пытаетесь определять и понимать проблемы клиента, важно всегда помнить, что его проблемы и потребности сложны и многосторонни и состоят из множества элементов. Другими словами, когда клиент приходит к вам и говорит: «У меня всего одна проблема с моим лучшим другом, и это все»,– чаще это исключение, чем правило. Даже у детей случай с лучшим другом обычно имеет больше слоев, чем кажется на первый взгляд. Ребенок может сердиться на друга или чувствовать себя преданным им. Ребенок может заключить, что он/она – это скорее неприятный человек. Поведение ребенка может создавать преграды в дружеском общении. У ребенка могут быть нарушения обучаемости, что влечет за собой ошибки в понимании друга или в общении с ним, а также приводит к трудностям на уроке. Кроме того, разрывом дружеских отношений ребенок может реагировать на происходящее дома, в школе, в более широком сообществе или его культурной группе.

Эти различные составляющие проблем клиента включают следующие шесть.

1. Контекстуальные факторы. Время, место, одновременно происходящие события, культурные и социополитические аспекты.

2. Убеждения. У клиента могут быть убеждения, которые вносят вклад в его проблему, препятствуют ее решению или сами становятся проблемой.

3. Чувства. Эмоциональные отклики на проблему, которые часто заставляют ее преувеличивать, мешают ее пониманию или сами становятся проблемой.

4. Поведение. Привычки и повседневные дела, которые определяют неверную реакцию на проблему или вносят в нее свой вклад.

5. Паттерны взаимодействия и отношений. Привычные способы реагирования на близких людей, включающие каналы ошибочной коммуникации, ожидания, самореализующиеся пророчества (self-fulfilling prophensies) стили совладания и т. д.

6. Языковые паттерны. Нарративы и истории клиента о себе, о других и о мире; буквальное и оценочное использование языка.

Эти шесть составляющих проблемы клиента связаны с теоретическими подходами или теориями консультирования. (Мы обобщаем основные теоретические подходы в главе 9.) Некоторые из этих подходов подчеркивают роль чувств и убеждений, или когниций, в развитии и поддержании этих аспектов проблемы клиента, тогда как другие делают акцент на роли поведения, языка, систем и культурных факторов. Мы занимаем интегративную позицию, подчеркивая важность всех шести измерений. Позже мы вернемся к этим шести компонентам в главе 9, где обсудим использование стратегий консультирования для стимулирования изменений во всех шести измерениях.

Как отмечалось ранее, определение проблем клиента не происходит быстро. Оно происходит постепенно. После первой сессии с клиентами у вас появляются некоторые догадки о них, об их мире (и как они его видят) и об их проблемах (и как они их видят). В ходе последующих сессий эти первоначальные догадки будут претерпевать изменения по мере того, как вы начинаете понимать ваших клиентов лучше, а они осознают и раскрывают перед вами свой мир. На этом пути некоторые догадки окажутся ошибочными – это тоже нужно принять как часть процесса. Признать ошибку и отказаться от них. В дальнейшем в этой главе освещается расширение процесса концептуализации – определение целей клиента.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ

Консультативный процесс включает два вида целей – цели процесса и окончательные цели. Процессуальные цели определяют установление терапевтических условий, необходимых для того, чтобы клиент менялся. Это такие общие цели, как установление контакта, создание не угрожающей обстановки, наличие и передача точной эмпатии и безоценочное отношение. Эти цели касаются всех отношений с клиентом, и их можно рассматривать как универсальные. Цели процесса – это ваша первостепенная обязанность; вы не можете ожидать, что клиенты помогут вам устанавливать и транслировать им что-то вроде безоценочного отношения.

В отличие от процессуальных, конечные цели у всех клиентов разные. Конечные цели напрямую связаны с изменениями клиента, которые должны произойти в результате консультативного процесса. Вы можете помочь клиенту осознать его проблемы, и, следовательно, вы также помогаете ему понять, как консультирование используется для их разрешения. Вдвоем вы начнете предварительно формулировать конечные цели. В ходе консультирования первоначальные цели могут модифицироваться посредством нового понимания проблем и развития новых установок и нового поведения, которые помогут эти проблемы решить. Постановка целей должна рассматриваться как гибкий процесс, всегда подверженный модификациям и уточнению. И главное, конечные цели должны быть общими, чтобы вы и клиент были согласны совместно двигаться к их достижению.

Если конечные цели видимы или наблюдаемы, они более полезны, потому что, когда они будут достигнуты, вы наглядно это увидите. Например, рассмотрите две следующие конечные цели.

1. Помочь клиенту более полно развить потенциал самореализации.

2. Сделать вдвое более частыми позитивные высказывания о себе дома и на работе в течение следующих шести недель.

Обе цели могут рассматриваться как конечные. Возможно даже, они настолько тесно связаны друг с другом, что будут иметь одни и те же последствия. Ваших клиентов могут очень привлекать такие цели, как «развитие потенциала самореализации». Вы можете представлять развитие потенциала самореализации как сочетание нескольких более конкретных и мелких целей. Говоря другими словами, самореализация – это не поддающееся наблюдению гипотетическое состояние. О ней можно сделать вывод только по некоторым признакам – по тому, что можно видеть и слышать. Формулируя первую цель, вы не сможете видеть, что делает ваш клиент, продвигаясь к ней. В результате и вы, и ваши клиенты не будете знать точно, что следует делать в процессе консультирования, а у вас не будет возможности отслеживать продвижение в направлении желаемого результата. Следовательно, первая цель в списке хуже, чем вторая, потому что не дает вам или вашим клиентам конкретных ориентиров для изменений.

Когда конечные цели сформулированы точно, и вы, и ваши клиенты будете лучше понимать, к чему стремиться. Такое понимание позволяет вам работать непосредственно с проблемами и заботами клиентов и уменьшает количество потраченных впустую усилий. Не менее важны и другие преимущества, которые вы обнаружите, работая с конкретными поведенческими целями. Вам легче будет получить поддержку клиентов, потому что они скорее поймут, что нужно делать. Кроме того, если у ваших клиентов есть конкретные цели, вы оказываетесь в более выгодном положении для выбора эффективных техник и стратегий. И наконец, при таком подходе и вы, и ваши клиенты получаете полезный опыт – возможность лучше следить за прогрессом. Также важно понимать, что конкретные формулировки целей являются частью плана лечения, который в настоящее время необходимо предоставлять в большинстве консультационных агентств, получающих государственное или федеральное финансирование, потому что он позволяет увидеть прогресс клиента и эффективность стратегий и интервенций консультанта. Конечные цели формируют основу планов лечения в консультировании. План лечения описывает существующие проблемы клиента, конечные цели и способы оценки этих целей и стратегий вмешательства. Он также включает прогнозируемое время лечения и требуется большинству страховых компаний для оплаты третьей стороной.

КУЛЬТУРАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЕ ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Клиенты, которые чувствуют себя маргинализованными в господствующей культуре, могут считать услуги в области психического здоровья, предусматривающие долгосрочные цели, неподходящими для себя. Клиенты, которые сталкиваются с финансовыми трудностями, дискриминацией и недостатком власти, гораздо больше озабочены потребностями выживания, физическими потребностями и не слишком далеко идущими целями, которые ориентированы на решение текущих жизненных проблем (Rosado & Elias, 1993).

Сью и Сью (Sue & Sue, 2008) отмечают, что клиенты – представители культурных меньшинств не всегда разделяют ценности как в отношении целей, так и процесса консультирования.

Консультанту важно идентифицировать свои собственные культурные предрассудки и ценности и убедиться в том, что он не ведет клиента в направлении, которое отрицает ценности его культуры. Поступать так – значит встать на путь расизма, сексизма, эйджизма и т. д., поскольку такой подход предполагает, что консультант находится в позиции превосходства, а клиент унижен (Sue & Sue, 2008).

Кроме того, с учетом особенностей культуры клиента связана проблема продолжительности целей консультирования. Многие клиенты, принадлежащие к культурным меньшинствам, не приходят к консультанту снова или прерывают консультативный процесс преждевременно, потому что чувствуют, что консультант намерен преследовать только долгосрочные консультативные цели. Долгосрочные цели часто не подходят еще для некоторых клиентов, например тех, которые происходят из низких социально-экономических слоев, или тех, кто хочет быстрых, конкретных и прямых результатов (Sue & Lam, 2002; Sue & Sue, 2008).

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.1

Постановка целей

Алия – молодая женщина-мусульманка, первокурсница колледжа в Соединенных Штатах. Она встречается с женщиной-консультантом, и уже на первой из нескольких консультативных сессий говорит, что пришла неохотно, потому что ее родители-мусульмане, по-прежнему живущие в Турции, не одобряют обращение за помощью в решении проблем к кому-либо за пределами их расширенной семьи, веря, что проблемы – это «испытания, посылаемые Аллахом». Она сомневается: описывать ли волнующие ее проблемы, но через некоторое время все же признается, что живет вместе с бойфрендом – не мусульманином. Родители собираются приехать в Соединенные Штаты, чтобы навестить ее, и она очень боится, что они узнают об этих отношениях. Алия очень тревожится по поводу их предстоящего визита и не знает, рассказать им об этих отношениях или все скрыть. У нее пропал сон, она испытывает страдания и болезненные ощущения, которых раньше не было.

Идентифицируйте несколько целей, которые, на ваш взгляд, подходили бы для работы с Алией, учитывая, что вы в данный момент знаете о ней и ее культурной принадлежности.

Ваши цели конкретны или неопределенны? Как вы и она узнаете, что эти цели достигнуты? Если это конечные цели, как подействует на Алию их достижение? Соответствуют ли ваши цели культурной принадлежности Алии? Как вы об этом узнаете? Обсудите эти цели с вашим преподавателем или супервизором.

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРАВИЛЬНЫХ КОНЕЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

Возможно, из наших предыдущих примеров вы поняли, что конечные цели отличаются от процессуальных несколькими характеристиками. Правильно поставленная конечная цель включает следующие элементы: изменения в поведении, условия, при которых произойдут изменения, уровень или количественный показатель изменения. Эти элементы относятся к любой конечной цели, будь это изменение паттернов питания, повышение самооценки или умение чаще отвечать «нет» на неприемлемые просьбы.

Первый элемент конечной цели определяет в поведенческих терминах, что клиент будет делать по-другому в результате консультирования. Иначе говоря, определить, какие неудовлетворенные потребности станут предметом изменения и каким именно образом. Второй элемент конечной цели – условия, при которых произойдут желательные изменения. Важно тщательно взвесить ситуацию или обстановку, в которой клиент опробует новое поведение. Вы вряд ли захотите привести вашего клиента к поражению, определив такие условия, при которых будет мало надежды на успех. Например, клиент может согласиться не употреблять алкоголь дома по вечерам, но не будет пытаться отказаться от выпивки, если он проводит субботний вечер вне дома. Третий элемент конечной цели включает выбор подходящего и реалистичного уровня или частоты проявлений нового поведения, то есть определение количества попыток нового поведения, которые предпримет клиент. Помните, что для плана лечения объем или уровень достижения конечной цели очень важен, потому что результат должен быть измеряемым. Рассмотрим следующие примеры хороших конечных целей (хороших в том смысле, что они включают все три описанных выше элемента: поведение, условия и уровень).

Цели Маркиты в консультировании. Вначале Маркита обозначает, что она хочет лучше заботиться о своем теле. Это намерение, проработанное с терапевтом, приводит к следующим конечным целям.

1. Спать дома по крайней мере по семь часов и не реже четырех раз в неделю.

2. Проверять кровь на сахар (у Маркиты диабет) на работе один раз в день, пять дней в неделю.

3. Тренироваться не меньше тридцати минут в день в спортзале, в который она записана, по меньшей мере три раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.2

Конечные цели

В следующем упражнении представлены примеры конечных целей клиентов. Определите, какие из трех элементов конечной цели (поведение, условия, уровень) в них, возможно, отсутствуют. После каждого примера перечислите недостающие элементы, обозначая поведение, условия и уровень. В конце упражнения вам предоставляется обратная связь.

Следующий пример приводится в качестве иллюстрации правильно поставленных конечных целей: «Необходимо увеличить количество трудоустроенных (поведение) людей с инвалидностью по физическому здоровью, наблюдаемых в реабилитационном агентстве (условия) на 30 % в течение года (уровень)».

Укажите недостающие части следующих шести конечных целей.

1. Уменьшить количество вспышек гнева.

2. Увеличить количество упражнений до двух раз в неделю в течение шести недель.

3. Уменьшить количество домашних вечерних скандалов клиента с его партнером/партнершей.

4. Уменьшить количество опозданий.

5. Снизить агрессивность в отношениях с сиблингом на 50 %.

6. Сделать три позитивных комментария о сильных сторонах каждого члена вашей (то есть клиента) семьи в течение недели.

Обратная связь.

1. Недостающие элементы – условия и уровень цели.

2. Эта цель определяет поведение и уровень; условия не определены.

3. Не определен уровень.

4. Эта цель определяет поведение; условие и уровень не определены.

5. Не определено поведение; «агрессивное поведение» – это ярлык, который не конкретизирует, что именно нужно делать реже.

6. Конечная цель сформулирована полно. «Делать позитивные комментарии» – это поведение; «три раза в неделю» – уровень; «каждому члену семьи» – условие.

ОТ СМУТНОГО БЕСПОКОЙСТВА К ЧЕТКИМ ЦЕЛЯМ

Клиент редко начинает с просьбы помочь в достижении конкретных поведенческих изменений. Вместо того чтобы сказать: «Я хочу уметь говорить с людьми не нервничая», клиент, вероятно, скажет: «Я застенчивый». Иначе говоря, здесь описана скорее особенность личности, чем то, как эта особенность выражается. И тогда работа консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту описать, как данную особенность можно изменить.

Рассмотрение неопределенных забот и перевод их в конкретно сформулированные цели – непростая задача для консультанта. Прежде чем начать этот переход, вы должны понимать природу забот клиента и условия, в которых они возникают. И даже после этого вас ждут трудности. Иган (Egan, 2010) предлагает использовать некоторые ориентированные на будущее вопросы, которые помогут сопровождать клиентов в процессе постановки целей:

– Как выглядела бы эта проблемная ситуация, если бы я справлялся с ней лучше?

– Что следовало бы изменить в моем нынешнем образе жизни?

– Что я хотел бы делать по-другому во взаимоотношениях с людьми?

– Какой тип поведения я предпочел бы иметь в будущем (не имея его сейчас)?

– От черт своего поведения я бы избавился?

– Что я получу из того, чего не имею сейчас?

– К каким достижениям я стремлюсь, не имея их сейчас?

– Какой будет эта возможность, если она у меня появится? (pp. 314–315).

Если говорить о постановке конкретных целей, чего вы можете ожидать от себя и от своих клиентов? Во-первых, цели, которые нами ставятся, вначале никогда не будут более точными чем просто понимание проблемы вами и вашим клиентом. Это значит, что в начале процесса консультирования цели будут не конкретными и не поведенческими. Но неконкретные цели лучше, чем отсутствие целей. По мере того как вы с клиентом исследуете природу определенной проблемы, постепенно проясняется и то, какие цели здесь будут подходящими. Это прояснение поможет вам обоим постепенно определить конкретное поведение, которое нужно изменить, чтобы, в свою очередь, изменилась к лучшему ситуация. Это определение конкретного поведения может быть переработано в формулировку цели. По мере того как вы с клиентом все более детально обсуждаете проблему, вы постепенно определяете и обстоятельства, в которых будут производиться действия, а также в каком объеме или как часто обозначенное поведение будет заменяться другим.

После того как вы вместе с клиентом установите желанную конечную цель, можно будет идентифицировать некоторые шаги – действия, которые смогут помочь вам и клиенту достичь общей цели. Эти шаги можно рассматривать как процессуальные цели. Процессуальные цели – это серия меньших, или промежуточных, действий, которые помогают клиенту постепенно начать вести себя так, как он хотел бы. Когда определяется несколько промежуточных целей, они обычно группируются в виде цепочки или иерархии. Клиент успешно достигает одной цели, прежде чем приступить к достижению другой. По мере того как клиент выполняет действия в соответствии со следующими одна за другой процессуальными целями, его мотивация и необходимая для изменений энергия усиливаются и поддерживаются. Успешное достижение промежуточных целей может также уменьшить возможное переживание неудачи, давая клиенту большее ощущение контроля возможностей и помогая достигать желаемых изменений постепенно.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Золотые правила постановки и достижения целей
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • К чему снится секс?
  • К чему снятся осы
  • К чему снится черепаха
  • Костина Наталья Сергеевна. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни»
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • К чему снится коляска
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • К чему снится нос
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • К чему снится драка?
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • К чему снится поцелуй
  • К чему снится начальник
  • Лао-Цзюнь. РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  • Психология лидерства. Упражнения по развитию лидерского потенциала.
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Р. Ньютон. Как решить проблему быстро и эффективно. Решение проблем
  • К чему снятся маленькие дети
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • К чему снится рождение мальчика
  • Объект; object
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Креспель Изабель, Фрезер Том. Способы описания клиента в трансактном анализе
  • К чему снятся трупы?
  • ТРЕНИНГ: «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию».
  • К чему снятся часы
  • Эрих Фром говорил…



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь