Обозов Н. Н. Симпатии и притяжение.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 6044

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

“Известно множество различных интерпретаций того факта, что индивид ищет об-щество себе подобных” . У человека поиск контактов с другими людьми связан с возни-кающей потребностью в общении. В отличие от животных потребность в общении, кон-такте является вполне самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в одежде и т. д.). Она возникает у человека чуть ли не с момента рождения и наиболее отчетливо проявляется в полтора-два месяца. Человек с этого мо-мента становится объектом и субъектом симпатий и антипатий. Составляющими компо-нентами взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение. Симпатия — есть эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоци-ональные положительные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредованно).
Притяжение как одно из составляющих межличностной привлекательности в ос-новном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с определенным другим че-ловеком. Притяжение чаще, но не всегда, связано с переживаемой симпатией (эмоцио-нальный компонент взаимодействия). Реже, но встречаются случаи, когда притяжение испытывается к личности, не вызывающей выраженной симпатии. Этот феномен притя-жения часто обнаруживается при однонаправленном отношении к популярной личности. Таким образом, симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, взаимодействия, нужно уже говорить о межличностной привлекательности. Межличностная привлекательность может приобретать устойчивый характер связи между субъектами, что постепенно переходит в их взаимную привязан-ность (субъективную взаимозависимость). Межличностная взаимная привязанность предполагает включение мотивационных структур личности. Более того, переход меж-личностной привлекательности в межличностную привязанность преобразует мотивы взаимоотношений между людьми. “Быть вместе реально или мысленно (в представлени-ях)” может стать потребностью конкретных лиц. И в том случае, когда готовность субъ-ектов к определенному типу взаимодействия становится достаточно устойчивой, можно говорить об определенном типе межличностных отношений: приятельских, товарище-ских, дружеских, супружеских .
Мотивационная структура типов межличностных отношений может быть различна. Так, при возникновении приятельских отношений мотивом включения в контакт является потребность в общении при представившейся возможности осуществить его с привлекательным человеком. Поскольку приятельские отношения определяются межличностной привлекательностью (симпатией, притяжением) — они ни к чему не обязывают. Приятельские отношения могут возникнуть при кратковременном контактном общении и сохраняться достаточно долго, не переходя в дружеские отношения. Возникновение и последующее развитие товарищеских межличностных от-ношений определяются мотивами сотрудничества, формируемыми под влиянием содержания совместной деятельности. Товарищеские межличностные отношения формируются уже в группе (учебной, производственной, спортивной и т. д.) типа ассоциации и кооперации. Мотивационная структура этого типа межличностных отношений определяется личностно значимым для каждого участника взаимодействия содержанием совместной деятельности (в том числе целью, задачами и т. д.). Успешность или неуспешность совместной деятельности как следствие срабатываемости и совместимости может ослаблять или усиливать мотивационную структуру взаимодействия и, соответственно, товарищеских межличностных отношений. Наконец, товарищеские межличностные отношения могут достигать высшего уровня своего развития в коллективе, в котором “межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности” .
Дружеские и супружеские межличностные отношения возникают так же, как прия-тельские отношения, но в последующем их развитие характеризуется переходом от меж-личностной привлекательности (симпатий, притяжения) к взаимной привязанности. Мо-тивационная структура дружеских и супружеских отношений преобразуется в потреб-ность “быть вместе реально или мысленно”. Естественно, что удовлетворение этой по-требности в общении (непосредственном, контактном или опосредованном различными средствами связи) сопровождается положительными переживаниями, Привлекательность в этом случае приобретает более сложное мотивационное содержание, сохраняя свои особенности, характерные и для менее выраженных межличностных отношений, напри-мер, приятельских.
Диапазон ситуаций, в которых партнеры выбирают друг друга, характеризует сте-пень обобщенности, интегрированности отношений. Большая дифференциация отноше-ний сказывается на особенностях восприятиям понимания партнерами друг друга, своего положения в системе общегруппового эмоционального фона отношений. П. Слейтер счи-тает, что между деловыми и интимно-эмоциональными отношениями обнаруживаются значительные различия . Он проводит в связи с этим мысль о несовместимости близких межличностных отношений и деловой активности. Такое мнение правомерно, но требует некоторого уточнения.
Во-первых, не может быть полного обезличивания отношений, всегда в любых вза-имодействиях присутствует личностный компонент. Вопрос заключается в том, где при-сутствие личностного компонента оправдано больше, где — меньше.
Во-вторых, необходимо определить степень близости межличностных отношений: одно дело приятельские отношения, другое — дружеские и третье — супружеские. Это наиболее грубая дифференциация степени близости межличностных отношений, внутри которой существуют свои количественные, а может быть, и качественные различия.
В-третьих, важно знать специфику совместно решаемых задач. В нее могут быть включены сложность деятельности, степень взаимной зависимости членов группы, время совместной работы, степень формализованности отношений, определяемых инструкция-ми, и т. д. Только с учетом всех перечисленных факторов можно говорить о степени сов-местимости близких межличностных отношений и деловой активности . Число указанных факторов может быть увеличено, и они должны быть “взвешены” по степени значимости при решении различных практических задач. Исследования Е. С. Кузьмина, И. П. Волкова, М. П. Пикельниковой и Н. Ф. Федотовой подтверждают значимость различных факторов в регуляции официальных и неофициальных отношений . В условиях неофициального общения, совместного отдыха, нет четкой и “жесткой” программы взаимодействия, что изменяет характер регуляции межличностных отношений. Такой тип взаимодействия более интегральный, т. е. имеет широкий диапазон выбора форм межличностных отношений (например, симпатий—антипатий). Особое значение в этом случае приобретают личные потребности, ценностные ориен-тации, интересы каждого в отдельности человека, которые, вступая, конечно, опосредованно, во взаимодействие, формируют общегрупповые потребности, интересы и нормы взаимоотношений. Другое дело — взаимодействия, межличностные отношения в условиях официальной организации. В этих условиях взаимодействия, совместная деятельность, ее задачи, инструкции определяют не только характер работы каждого, но и нормы, правила взаимодействия всех членов группы в целом. Негативность отношений (антипатии) исключается при официальной организации, так как антипатии могут приводить к конфликтам и мешать совместному труду. Вопрос, скорее, заключается в том, какой должна быть выраженность симпатий в группе, чтобы официальные отношения не переключались на ярко выраженные личные (неофициальные) отношения.
При рассмотрении неофициальной организации групп заметно воздействие индивидов на общегрупповые параметры: задачу, план и нормы взаимоотношений. Группа в этом случае сама активно формирует межличностные отношения. Отсутствие жесткой программы взаимодействия в большей степени раскрывает личностные особенности индивидов, которые и регулируют характер межличностных отношений. Особый смысл тогда приобретают взаимные межличностные притяжения—отталкивания, симпатии—антипатии, что является условием образования устойчивых диадических связей и результатом совместимости двух людей. Одновременно с этим межличностные притяжения — отталкивания способствуют групповой сплоченности, что особенно четко обнаруживается при наличии ценностно-ориентационного единства в группе, а также однородности группы по интересам, вкусам, привычкам и т. д. Люди, испытывающие взаимные симпатии и притяжение по отношению друг к другу при вовлечении в совместные действия, принимают во внимание предубеждения и слабости друг друга. Чем большее притяжение они испытывают, тем более склонны к снисходи-тельности, а следовательно, к большему согласию и согласованности в действиях. В свою очередь, притяжения, вза-имные симпатии не могут возникнуть без согласия и определенного сходства мнений и оценок. Обусловленное притяжением наиболее всестороннее личное отождествление другого с собой позволяет предугадывать его действия даже в новых ситуациях. Иначе говоря, взаимные симпатии и антипатии несут не только эмоциональную нагрузку в воз-никающих межличностных отношениях, но и выполняют регулятивную функцию в вос-приятии и понимании партнерами друг друга.
Межличностное притяжение—отталкивание, симпатии— антипатии можно рас-сматривать как условие и результат совместимости—несовместимости двух лиц в опре-деленных условиях взаимодействия. Вслед за А. Л. Свенцицким А. И. Вендов пишет по этому поводу, что число взаимных выборов можно использовать как один из критериев для оценки психофизиологической и социально-психологической совместимости членов группы . Практика показывает, что часто несработанность группы, экипажа, команды объясняется отсутствием взаимных симпатий и наличием взаимных отвержений и, наоборот, взаимные притяжения (симпатии) облегчают не только совместное проживание и отдых, но и успешность групповой деятельности. Изучение механизмов межличностного притяжения—отталкивания, симпатий—антипатий представляет, таким образом, не только теоретический, но и практический интерес.
В отличие от конкретной, производственной совместной деятельности, в которой взаимодействие опосредовано объектом и инструкциями, в неофициальных связях на первый план выступает значение личностных особенностей, которые и регулируют ин-терперсональные отношения. Правда, неофициальные отношения полностью не осво-бождены от влияния таких внешних условий, как время взаимодействия, изолированность и автономность группы и др. Возникновение отношений в этом случае определяется произвольным выбором, хотя он и не всегда полностью осознается партне-рами. Кроме того, выбор должен быть взаимным, иначе невозможна реализация индивидуальных потребностей во взаимодействии. Первично возникшее межличностное притяжение определяет, в случае закрепления, дальнейшее взаимодействие двух людей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Давыдова Людмила Борисовна. АКЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы.
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Попова Марина Викторовна. Становление потребности в общении со сверстниками
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Георгиевская Тина. Треугольник судьбы
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Апичина Елена Викторовна. Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
  • Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Семь признаков токсичных любовных отношений
  • Михель Гофман. Технология общения
  • Швецова Татьяна Юрьевна. «Модель эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках внедрения ФГОС ДО посредством информационно-коммуникативных технологий»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Социометрический статус и самооценка
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Лавренова Ирина Михайловна. ПРОЕКТ 'Семья'
  • Буткова Е. Н., Горюнова Н. Ю.. Дидактическое пособие «Витаминки любви».
  • Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Карасева Ирина Валерьевна и Козлова Ганна Александровна. Проект 'Знакомство с русской культурой'
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Архипова Мария Сергеевна. «Система микро тренинга в воспитании культуры межличностных отношений дошкольников»
  • Привязанность к приобретенному объект - фактор m
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Как хорошо уметь дружить»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь