Кон И.С. Проблема 'Я' в психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 7178

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушите:
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать.
Гете

В отличие от философских теорий, претендующих на раскрытие "ис-тинной природы" и "сущности" "Я" в целом, психология пытается расчле-нить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом экспериментальных исследований. Однако классификация соответствующих Психологических теорий представляет большие трудности, так как они дифференцируются по различным линиям.
Во-первых, по предмету, на котором сосредоточен главный интерес исследователей. Одни интересуются прежде всего субъектными свойствами индивида, внутренними источниками его активности, которые выше были обозначены как идентичность и "Эго". Таковы, например, персоналистиче-ская психология, фрейдизм, экзистенциализм, эгопсихология. Других зани-мает преимущественно "образ Я" как элемент самосознания.
Во-вторых, психологические исследования различаются по теорети-ческому контексту, углу зрения, под которым рассматривается проблема "Я". Там, где отправной точкой служит теория личности, "Я" чаще всего мыслится как некое структурное единство и наибольшее внимание привле-кают его регулятивные функции. В контексте теории сознания на первый план выступают когнитивные особенности процессов самосознания, адек-ватность самооценок и т. п.
В-третьих, существенно различается методологическая стратегия исследований. Так, подход к изучению самооценок, этого ценнейшего ис-точника в понимании "образа Я", меняется в зависимости от того, рассмат-риваются они исследователем как непосредственные компоненты "образа Я" или только как индикаторы каких-то глубинных и не осознаваемых лич-ностью качеств (например, самоуважения). Психолог, считающий личность просто суммой черт, может удовлетвориться описательно — компонентным анализом и скажет, что "образ Я" складывается из представлений индивида о своем теле, уме, способностях, социальном положении и т. д. Для систем-но-структурного мышления такая стратегия принципиально неприемлема, генезис самосознания рисуется ему гораздо более сложным.
Первые шаги научно-психологического анализа человеческого "Я" были связаны с развитием естественнонаучного мышления и борьбой про-тив идеализма. Идеалистические теории психики, считавшие "Я" источни-ком всех человеческих действий, приравнивали его к "душе", или немате-риальному "внутреннему агенту", который направляет поведение индивида, а сам не может быть ни выведен, ни сведен, ни объяснен. Естественно, что научная психология стремилась разоблачить этот "призрак", по выражению И. М. Сеченова, свести его к каким-то материальным процессам. Но к каким именно?
Большинство психологов XIX в. видели в "Я" чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закрепленных памятью ассо-циаций. Так, Дж. Ст. Милль связывал появление "Я" с памятью о совер-шенном действии. По мнению Ч. Пирса, "идея Я" возникает у ребенка в ре-зультате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела, которое осознается как причина перемещения. В. Вундт понимает "Я" как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, прида-вая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущениям. Эта тен-денция имела материалистическую направленность, была ориентирована на эксперимент и способствовала развитию ряда важных исследований (например, того, как человек осознает схему собственного тела). Особенно ценными в этом плане были работы И. М. Сеченова.
"Ребенок, - писал Сеченов, - множество раз получает от своего тела сумму самоощущений во время стояния, сидения, бегания и пр. В этих сум-мах, рядом с однородными членами, есть и различные, специально характе-ризующие стояние, ходьбу и пр. Так как эти состояния очень перемежаются друг с другом, то существует тьма условий для их соизмерения в сознании. Продукты последнего и выражаются мыслями: "Петя сидит или ходит". Здесь Петя обозначает, конечно, не отвлечение из суммы самоощущений постоянных членов от изменчивых... но мысли все-таки соответствует ясное уже и в уме ребенка отделение своего тела от своих действий. Затем, а мо-жет быть и одновременно с этим, ребенок начинает отделять в сознании от прочего те ощущения, которые составляют позыв на действия; ребенок го-ворит: "Петя хочет есть, хочет гулять". В первых мыслях выражается без-различно состояние своего тела как цельное самоощущение; здесь же со-знана раздельность уже двух самоощущений... Так как эти состояния могут происходить при сиденье, при ходьбе и пр., то должно происходить соизме-рение их друг с другом в сознании. В результате выходит, что Петя то чув-ствует пищевой голод, то гуляльный; то ходит, то бегает - во всех случаях Петя является тем общим источником, внутри которого родятся ощущения и из которого выходят действия".
Однако ограниченность психофизиологического и ассоцианистского подхода к проблеме "Я" состояла в том, что он не видел социальных аспек-тов самосознания.
Разумеется, даже авторы классических робинзонад, не говоря уже о психологах XIX в., прекрасно понимали, что человек живет в обществе и зависит от него. Но общество, подобно пространству в ньютоновской фи-зике, мыслилось лишь как условие, рамка, внешняя среда развития лично-сти. Содержание же рефлексивного "Я" казалось непосредственно данным (самочувствие) или формирующимся в результате самонаблюдения. Но что побуждает человека к саморефлексии, каковы критерии его самооценок и почему он заостряет внимание на одних аспектах собственного опыта в ущерб другим?
Человек осознает прежде всего такие свои свойства, на которые кто-то или что-то обращает его внимание. Это верно даже относительно элемен-тарных физических свойств. Замечено, что, рисуя словесный портрет дру-гого человека или автопортрет, Подростки значительно чаще, чем дети и взрослые, включают в эти описания свойства кожи. Дело в том, что появ-ляющиеся в связи с половым созреванием изменения кожного покрова не-вольно привлекают к себе внимание окружающих, доставляя подросткам много неприятностей.
Уже простое описание, фиксация того или иного качества большей частью включает в себя момент оценки и сравнения. Вряд ли кто-нибудь измерял длину своего носа в сантиметрах. Однако каждый знает, большой у него нос или маленький, красивый или некрасивый. Постигается это путем сравнения.
Прилежный, умный, сильный, красивый, вспыльчивый, послушный, старательный - все эти определения имеют оценочный смысл и обязательно предполагают сравнение с кем-то. Разграничить осознание многих своих психических и даже телесных свойств от их социально-нравственной или эстетической самооценки практически невозможно.
Хотя "образ Я" всегда включает в себя определенный набор компо-нентов (представление о своем теле, своих психических свойствах, мораль-ных качествах и т.д.), их конкретное содержание и значимость варьируются в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Кроме того, человек не просто "узнает", "открывает", но и активно форми-рует себя. Осознание каких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, да и сами эти способности не только проявляются, но и формируются в деятельности.
Уяснение этого постепенно подводило психологов, как ранее случи-лось с философами, к пониманию социальной природы "Я". Первым шагом в этом направлении было признание, что наряду с биологическим, телесным "Я", к осознанию которого индивид приходит "изнутри", благодаря развитию органического самочувствия, "образ Я" включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми. Наиболее известным вариантом этой модели была теория Уильяма Джемса. Джеме начинает с того, что разграничивает "познающее Я", "поток сознающей мысли", которое он обозначает английским словом "I" (буквально — "я", местоимение первого лица единственного числа), и "эмпирическое Я", обозначаемое словом "me" (буквально - "меня", которое не имеет в русском языке адекватной грамматической формы для передачи его существительным). "Me" - это "общий итог всего, что человек может назвать своим, включая не только его собственное тело и психические силы, но и все принадлежащее ему — одежду, дом, семью, предков и друзей, репутацию, творческие достижения, земельную собственность и даже яхту и текущий счет". "Эмпирическое Я" Джемс в свою очередь подразделяет на три компонента: "материальное Я" - тело, одежда, собственность; "социальное Я" — то, чем признают данного человека окружающие (каждый человек имеет столько разных "социальных Я", сколько существует отдельных групп или кружков, о мнении которых он заботится); "духовное Я" — совокупность психических способностей и склонностей.
При всей "буржуазности" этой модели, в которой текущий счет - такой же важный компонент "Я", как и тело, включение в нее социальных характеристик было, несомненно, шагом вперед. В буржуазном обществе собственность, имущественное положение и вправду составляют важный компонент личности и ее самосознания (вспомним блестящие рассуждения К. Маркса о том, как притягательная сила денег нейтрализует и перевешивает отталкивающую силу уродства).
Однако социальные и индивидуально-природные компоненты "Я" остаются в схеме Джемса рядоположными. Между тем осознание индиви-дуально-природных качеств также имеет свои социальные предпосылки. Вполне закономерно поэтому, что в последующем "социологизация" про-блемы "Я" была продолжена.
В начале XX в. социолог Чарлз Хортон Кули сформулировал теорию "зеркального Я", согласно которой представление человека о самом себе, "идея Я", складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление а том, каким я кажусь другому лицу, представ-ление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим само-оценку, чувство гордости пли унижения. "Идея Я" формируется уже в ран-нем возрасте в ходе взаимодействия индивида с другими людьми, причем решающее значение имеют так называемые первичные группы (семья, сверстники и т. д.).
В 40-50-х годах теория "зеркального Я" стала базой множества экспе-риментальных исследований, выясняющих зависимость "образа Я" или частных самооценок от мнения окружающих. Результаты этих исследова-ний показывали, что под влиянием благоприятных суждений окружающих самооценка повышается, неблагоприятных - снижается, причем нередко меняется и самооценка тех качеств, которые не подвергались оценке со стороны. Так, похвала, полученная от авторитетной для личности группы, может способствовать повышению общего уровня ее притязаний.
Поскольку теория "зеркального Я" в ее первоначальном варианте ак-центировала внимание на зависимости формирования "образа Я" от мнения "значимого другого", человеческое "Я" выглядит в ней пассивным: оно только отражает и суммирует чужие мнения на свой счет, а взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности сводится к обмену мнения-ми. На деле каждый индивид общается с множеством разных людей, кото-рые воспринимают и оценивают его неодинаково. Кроме того, различные люди (и группы) неодинаково значимы для личности. Например, в одних случаях большее влияние на подростка могут оказать родители, семья, а в других - сверстники, приятели. Наконец, личность не механически усваивает Чужие мнения о себе, но более или менее самостоятельно осмысливает и отбирает их, используя при этом собственные критерии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Тело; Body
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Закономерности психических систем
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Эрих Фром говорил…
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Игра «Разотождествление».
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Йегуда Ашлаг. Из себя узрю Творца
  • Тест «Автопортрет»
  • Функция; Function; Funktion
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Образ; Image; Bild
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • 10 признаков умных людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Самость; Self; Selbst
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь