Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 141004

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Библиотека студента
Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,
М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,
В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,
В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,
В.М. Тиктинский-Шкловский
Рецензент В.Д. Бондалетов,докт. филол. наук
БелянинВ. П.
Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.
Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.
ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание
Предисловие 7
{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
* 1. Объект и предмет психолингвистики 8
2. Определения психолингвистики 9
3. Причины появления психолингвистики 12
f 4. Междисциплинарность психолингвистики 14
•4 5. Язык — речь — речевая деятельность 18
: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 21
г 1. Язык — это деятельность человеческого духа . 21
2. Язык отражает культуру народа 22
3. Язык включает в себя психический компонент 23
4. Язык — это условие мысли 25
5. Язык ограничивает познание мира 26
6. Язык есть условие общения 27
7. Язык регулирует деятельность человека 27
8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы 29
9. Современное состояние психолингвистики 30
Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ 34
1. Язык животных в природе 34
2. Говорящие животные 35
,'i 3. Дети-Маугли 39
i 4. Критический период для освоения речи 40
5. Освоение речи ребёнком 41
6. Доречевой этап 42
[ 7. Освоение звуковой формы 44
8. Связь звучания со смыслом46
9. Активный рост запаса слов . 47
10. Овладение морфологией 49
11. Ошибки в речи детей 50
12. Детское словотворчество 52
13. Овладение синтаксисом 54
14. Овладение значением слова . . . . 57
15. «Родительский» язык 59
16. Детские словечки 62
17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе ... 64
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ 69
1. Речевые ошибки 69
2. Теории происхождения речи 74
3. Модели производства речи 75
4. Стохастическая модель производства речи 75
5. Модель непосредственно составляющих 76
6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского . 76
7. Теория уровней языка 79
8. Модель Т-О—Т-Е 80
9. Модель Л.С. Выготского 81
10. Модель А.Р. Лурии 82
11. Модель А.А. Леонтьева 83
12. Модель Левелта 84
Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 87
1. Неосознаваемоеть восприятия речи 87
2. Уровневость восприятия речи 88
3. Осмысленность восприятия речи 88
4. Восприятие букв и слов 90
5. Восприятие предложений 94
6. Соотнесение речи с действительностью 97
7. Механизм эквивалентных замен 100
8. Механизм вероятностного прогнозирования 100
9. Восприятие и понимание речи 103
10. Значение и смысл 104
11. Модели восприятия речи 105
4

Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ . Г 108
1. Слово — высказывание — текст 108
2. Включённость текста в неречевую деятельность 110
3. Производство текста . 111
4. Затекст — текст — подтекст 112
:' 5. Восприятие текста 112
6. Пересказ текста 113
; 7. Пошаговость восприятия 114
8. Многозначность текста 115
9. Свойства текста 120
Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 126
1. Роль эксперимента в психолингвистике 126
2. Ассоциативный эксперимент 129
3. Метод семантического дифференциала . 136
4. Методика дополнения 140
5. Методика заканчивания предложения 142
6. Методы косвенного исследования семантики 143
7. Градуальное шкалирование 143
8. Методика определения грамматической правильности .... 145
9. Опросник 146
10. Методика прямого толкования слова 146
11. Классификация 147
Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА 151
1. Язык и культура 151
2. Гипотеза лингвистической относительности 151
3. Национально-культурная специфика слова 153
4. Лакуны 154
5. Речевое поведение 156
6. Билингвизм ._ 156
7. Ошибки при изучении иностранного языка 158
8. Речь иностранца 161
9. Культурный шок 163
10. Аккультурация 164
11. Лингвистический шок 165
12. Интеркультурные контакты 166
5

Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА .169
1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости 169
2. Речь в изменённом состоянии сознания 172
3. Речь при акцентуациях и психопатиях 172
4. Речь при отдельных заболеваниях 178
5. Физиологические центры речи 179
6. Нарушения речи 180
7. Дефекты речи 183
8. Язык глухонемых 185
Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 188
1. Судебная психолингвистика 188
2. Язык и тендер . 201
3. Нейролингвистическое программирование 203
4. Автоматический анализ текста 208
5. Язык и речевое воздействие 209
Конспективное изложение курса 218
Литература 224



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бадунова Ольга Михайловна. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Людмила Шапошникова. Почему малыш обманывает
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Марина Жаркова. Рекомендации для родителей детей раннего возраста
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Прищепёнок Наталья Сергеевна. Игровые методики в помощь логопеду
  • Дегтяренко Елена Фанилевна. Мастерим игрушки вместе!
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!
  • Редактор. СОН ДЕТЕЙ
  • Мухтарова Севда Думан Кызы. Развлечение для подготовительной группы «День матери»
  • Белкина Марина Александровна. Готовность ребёнка к школе
  • Надымова Зоя Ивановна. «Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Юранова Светлана Викторовна. Обобщение опыта работы по теме «Эйдетика – методика развития гениальности».
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Полетавкина Наталья Ивановна. Доклад о познавательном развитии дошкольников
  • Фомина Светлана Константиновна. Сказкотерапия в развитии речи детей
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Камашева Нафиса Имамовна. Консультация для родителей «Режим дня вашего ребёнка»
  • Анжела Уилкс Англо-русский словарь в картинках
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Половой отбор: почему при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова
  • Пилипенко О.Е. Английский язык для самых маленьких. Мои первые 1000 слов
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Притча «Когда есть претензии к Творцу»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Борсакова Татьяна Александровна. «Как справиться с нежеланием четырёхлетнего ребёнка ходить в детский сад»
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Морозова Анастасия Сергеевна. Физическое воспитание ребёнка Десять советов родителям
  • Елена Владимировна Климонтова. Сценарий игры-путешествия, посвященному Дню матери для детей старшего дошкольного возраста 'Веселое путешествие'
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Тюрина Ольга Васильевна. Семинар-практикум на тему 'Родное слово'
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Юлия Грабельникова. Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
  • Попова Людмила Александровна. Выступление на городском объединении для воспитателей «Раннее детство» Тема: «Речь в повседневном общении и в совместной деятельности детей раннего возраста».
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Иващенко Ольга Олеговна. Дошкольник. Какой он?
  • Галина Клопшина. Неуверенный ребёнок



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь