|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54490
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Учебное пособие разработано в соответствии с программой по возрастной
и педагогической психологии. В нем представлены разнообразные формы и методы самостоятельной работы студентов, необходимые для выработки умении и навыков изучeния детей, наблюдения за их развитием. По каждой теме даны планы семинарских и практических занятий и литература к ним. От редактора В связи с реализацией Основных направлений реформы обще- образовательной и профессиональной школы и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенст- вовании общего среднего образования молодежи» значительно возрастает роль психологических знаний в профессиональной под- готовке учительских кадров. В процессе обучения в педагогиче- ских институтах студенты — будущие учителя должны не только усвоить общие закономерности психического развития и форми- рования личности растущего человека, но и научиться понимать внутренний мир школьника на разных этапах его жизненного пути, самостоятельно изучать его потенциальные возможности; выяв- лягь интересы и склонности, а также причины отставания в уче- бе и плохого поведения отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути устранения этих причин. Этим задачам служит учебное пособие «Практикум по возрастной и педагогической пси- хологии». Пособие подготовлено в соответствии с новой программой кур- са возрастной и педагогической психологии, утвержденной Управ- лением учебных заведений МП СССР. При разработке настоя- щего учебного пособия авторы руководствовались теми же прин- ципами и задачами, что и при построении «Практикума по общей психологии»': способствовать сознательному творческому усвое- нию теоретических основ современной возрастной и педагогиче- ской психологии и формированию у студентов устойчивого ин- тереса к психологическим знаниям и умениям их применения в практической деятельности по обучению и воспитанию учащейся молодежи. В зависимости от профиля факультета и времени, отведенного в его учебном плане на семинарские и практические (лаборатор- ные) занятия по курсу возрастной и педагогической психологии, преподаватели в каждом отдельном случае могут отобрать мате- риал для самостоятельной работы студентов, определить процеду- ру обработки и оценки результатов выполнения заданий, которые в наибольшей мере будут способствовать развитию у студентов 1979. ' См.: Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова.—М., познавательной активности и самостоятельности в их учебной деятельности по данной дисциплине. По каждой теме в Практи куме для подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям, кроме учебных пособий, рекомендуется дополнительна? литература с указанием автора, названия работы, страниц. Одна ко это не исключает возможности студентов самостоятельно, пс согласованию с преподавателем, подобрать необходимую лите- ратуру. Учебное пособие подготовлено к печати Лабораторией психо- лого-педагогической подготовки учителя НИИ 00В АПН СССР совместно с коллективом кафедры психологии Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагоги- ческого института им. А. И. Герцена. В подготовке практикума приняли участие: А. А. Алексеев (тема 2), И. А. Архипова (те- ма 7), В. Н. Бабий (тема 3), В. В. Богословский (темы 2, 8), Л. А. Регуш (темы 2, 11), Л. А. Матвеева (темы 5, 7), Д. В. Рон- зин (ведение, тема 6), А. И. Раев (темы 5, 7), Е. И. Степанова (тема 7), А. А. Степанов (темы 10, 11), А. Ф. Тихонова (тема 4), А. И. Щербаков (введение, темы 1, 3, 12), А. К. Юров (тема 9). Пособие предназначено для студентов очного и заочного от- делений педагогических институтов. Но оно будет полезно и учи- телям школ, методистам, желающим расширить и углубить свои знания об учащихся и психологических основах их обучения и воспитания. проф. А. И. Щербаков Введение ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Задачи практикума и принципы его построения. Профессио- нальная деятельность учителя современной общеобразовательной школы сложна и многогранна. Учитель выполняет функции вос- питателя подрастающих поколений, организует учебную и вне- учебную общественно полезную деятельность учащихся, прини- мает участие в пропаганде общественно-политических и психолого- педагогических знаний среди родителей учащихся и взрослого населения. Как воспитатель учитель постоянно сталкивается с разнооб- разными педагогическими ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, уме- ние самостоятельно принять решение. А для этого, наряду с глу- бокими знаниями учебного предмета, учителю необходимы психо- лого-педагогические знания, п в частности знания психологических особенностей учащихся разных возрастных групп, закономерно- стей и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания в соответствии с требованиями Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Этим задачам и служит курс возрастной и педагогической психологии. Практика показывает, что глубокое усвоение студентами кур- са возрастной и педагогической психологии невозможно без само- стоятельной работы над литературными источниками, без овла- дения умениями и навыками педагогического общения с детьми, методами психологического наблюдения за ними и проведения психологических экспериментов. Студенты — будущие учителя должны уметь применять знания современной психологии при ре- шении педагогических задач обучения и воспитания. Настоящий практикум состоит из трех разделов: I—«Общие вопросы»; II—«Возрастная психология»; III—«Педагогическая психология». В каждом разделе, в соответствии с программой курса, выделены темы, подлежащие самостоятельному изучению студентами. В начале каждой темы даются подробные методиче- ские указания по организации самостоятельной работы при под- готовке к семинарским и практическим занятиям, приводятся пла- ны занятий и литература. При разработке планов семинарских и практических занятий авторы стремились теснее связать теоретические знания возраст- ной и педагогической психологии с общей психологией и с прак- тической деятельностью учителя. В планах семинарских занятий выделены наиболее важные методологические, теоретические и методические вопросы, знание которых для студентов является обязательным. Без этих знаний студенты не в состоянии будут устанавливать однозначные связи между внешним поведением и внутренним, психическим состоя- нием ребенка и определять эффективные методы воздействия на него на разных этапах обучения и воспитания. По каждой теме указывается литература для аннотирования или конспектирова- ния. Дается тематика рефератов и докладов, а также примерная тематика курсовых исследований. Для рефератов и докладов ука- зывается литература. По курсовым же исследованиям студенты под руководством преподавателя самостоятельно определяют пред- мет исследования, подбирают необходимый материал, формули- руют гипотезы и составляют план работы. В качестве примера планирования курсовой работы могут быть использованы методи- ческие разработки по теме 5. Все формы самостоятельной работы студентов ориентируют их на глубокое, творческое изучение ме- тодологических и теоретических положений, раскрывающих диа- лектико-материалистическое понимание движущих сил психиче- ского развития ученика, условий эффективного формирования его личности в духе идеалов коммунистического общества. В практикуме представлены разнообразные формы и методы самостоятельной учебной работы студентов, способствующие их самообразованию и формированию педагогических умений и на- выков, необходимых для изучения детей и проведения с ними вос- питательной работы на разных этапах их возрастного развития. В процессе обучения в институте студенты должны научиться диагностировать уровень психического развития ребенка, видеть его особенности, находить наиболее оптимальные условия для формирования у него устойчивых свойств личности, сознатель- ного субъекта учебной деятельности. Поэтому большое внимание в практикуме уделяется методам психологического изучения школьника, раскрытию возрастной динамики его психического развития, а также изучению условий формирования и всесторон- него развития его личности. С этой целью в практикуме выделена специальная тема — «Методы возрастной и педагогической пси- хологии». В практикум включены психологические задачи, решение ко- торых будет способствовать формированию у студентов умения применять теоретические знания в педагогической практике', да- ется описание методики психологического наблюдения и анализа урока как основной формы учебно-воспитательной деятельности учителя; приводится тематика курсовых исследований. Проведе- ние курсовых исследований дает возможность студентам глубже усвоить психологические знания, способствуют развитию творче- ского потенциала будущего учителя. В зависимости от факультета и условий организации учебного ппоцесса на .очном или заочном отделении преподаватели могут изменять тему, а также формы и методы самостоятельной работы студентов. Так, на очном отделении может быть изменена тема- тика курсовых исследований в зависимости от ее актуальности, практической значимости и интереса студента. На заочном отде- лении преподаватель может привлекать студентов к психолого- педагогическому анализу их собственного опытного материала, к проведению исследований в своих классах, используя специаль- ные пособия по контрольным работам для заочных отделений. Формы и методы самостоятельной работы студентов и ее оформление. Формы самостоятельного изучения курса возраст- ной и педагогической психологии могут быть разнообразными: аннотирование и конспектирование литературы; составление рефе- рата или доклада; выполнение курсовых и дипломных работ. Аннотирование литературы—перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Осо- бо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к дея- тельности учителя или к изучаемой проблеме. Конспектирование литературы. Сам термин «конс- пект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, вы- ступления, речи и т» д. Существует мнение, что конспектирование необходимо только для лучшего запоминания материала (напри- мер, лекций). Однако более важным здесь является возможность обращения к конспекту с целью более глубокого или нового (под новым углом зрения) осмысления законспектированного материа- ла. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. При конспектировании вначале бывает трудно отвлечься от авторского текста, абстрагироваться от несущественных деталей. Но по мере усвоения мыслей автора и их формулирования свои- ми словами достигается требуемая ясность и краткость записей. Краткость и ясность изложения не должны противоречить тре- бованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала. Для того чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|