|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52612
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ПРЕДИСЛОВИЕ
(ОТ РЕДАКТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ) Предлагаемая вниманию читателя хрестоматия посвящена основным направлениям психологии труда и организационной психологии, которые разрабатываются западными исследователями в течение последних двух десятилетий. Ситуация, сложившаяся в области прикладных исследований трудовой деятельности в отечественной психологии, требует восполнения пробела в такого рода знаниях, который особенно остро ощущается в настоящее время. С одной стороны, интересы практики и осознание обществом важности проблем, связанных с профессиональной деятельностью человека, стимулируют интенсивное продолжение прикладных психологических исследований, с другой - отсутствие систематической публикации, новых учебников, фундаментальных руководств, методических пособий затрудняет ориентацию и мешает качественной подготовке специалистов. Это прежде всего касается издания работ современных западных исследователей, которые в русских переводах появляются сравнительно редко, чаще всего фрагментарны и не отражают всего спектра ведущихся разработок. При подготовке настоящей хрестоматии мы попытались хотя бы частично устранить этот дефицит. Термин "психология труда и организационная психология" звучит для нас несколько непривычно. В отечественной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, соотносится с такими дисциплинами, как психология труда, инженерная психология и эргономика. В то же время на Западе "психология труда и организационная психология" - это общеупотреби-мый термин (иногда он, правда, выглчдит как "индустриальная и организационная психология", но суть дела при этом не меняется). Организационная психология возникла в50-х-60-х годах на стыке традиционной психологии труда и социальной психологии, когда в поле зрения специалистов "по человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы, связанные с рассмотрением работы человека в рамках целостных организаций - промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений. К середине 70-х годов в компдексе психологических наук о труде фактически произошло разделение на две самостоятельные области: собственно инженерную психологию и эргономику, рассматривающую прежде всего систему отношений "чеяовек-техняка", и ее более "гуманизированную ветвь" - психологию труда и организационную психологию, придающую большее значение психологическим особенностям действующей личности и ее взаимоотношениям с окружающими, С того времени психология труда и организационная психология начала приобретать и свои собственные институциализированные формы, были утверждены соответствующие квалификационные требования и ученые степени, организованы первые профессиональные ассоциации, стали выпускаться специализированные научные периодические издания. Конечно, описанное подразделение тематики достаточно условно, примером тому является содержание ряда из представленных в хрестоматии статей. Однако традиционные инженерно-психологические и эргономические подходы, обогащенные идеями индивидуально-психологической ориентации и организационного взаимодействия, открыли новые перспективы в изучении трудовой деятельности, особенно важные на этапе ее кардинальных преобразований - уходу в прошлое тяжелых форм физического труда и широкому распространению информационных технологий. При отборе материалов для хрестоматии мы хотели дать развернутую панораму исследований, проводившихся в конце 70-х и 80-х годах, которые заложили основы и задали ведущие направления экспериментально-прикладным разработкам, в рамках которых ведется обсуждение соответствующих проблем и в наши дни. Это определило приоритеты в выборе статей. Прежде всего, предпочтете отдавалось обзорным и методологическим работам, в которых, нарзду с фактологией, обсуждаю!:ся концептуальные схемы анализа тех или иных вопросов, применяемый понятийный аппарат и возможные формы их методической реализации, приводятся примеры конкретных прикладных и экспериментальных исследований, а также описание методических процедур, используемых в целях анализа и оптимизации труда. При подготовке хрестоматии мы обратились к работам наиболее известных авторов и/или пользующихся авторитетом в научном мире исследовательских групп, продолжающих работать и в настоящее время и имеющих высокий индекс цитирования в современной литературе. Кроме того, статьи и фрагменты из книг выбирались из наиболее солидных изданий, включенных в обязательную программу подготовки студентов по специализации "психология труда и организационная психология" в большинстве западных университетов. Это позволяет нам надеяться* что в хрестоматии отражен некоторый "сухой остаток" знаний из обширной области эмпирических исследований, проводившихся в течение нескольких десятилетий и выдержавших испытание временем. Хрестоматия состоит из пяти разделов, соответствующих общей логике анализ а трудо вой деятель н о ста человека: -описание теоретико-методологических подходов, применяемых на уровне анализа целостной деятельности (Раздел L "Теория, методы и практика анализа трудовой деятельности"); - анализ факторов, присущих содержанию трудовых процессов, которые влияют на надежность и эффективность поведения чело-века (Раздел 2. "Характеристики и динамика трудовых процессов"); - характеристика причин и условий, провоцирующих возникновение отклонений в процессах обеспечения нормальной жизнедеятельности работающего и несущих угрозу для физического и психического здоровья человека (Раздел 3. "Работа, стресс и здоровье"); - осмысление значимости индавиодально-психояогических и личностных факторов, определяющих отношение трудящегося к своей работе и особенности групповых взаимодействий (Раздел 4, "Психология профессионала: индивид, личность, группа"); - анализ возможностей применения психологических знаний в новых сферах профессиональной деятельности, связанных с распространением "информационных технологий" (Раздел 5, "Развитие новых технологий и организационная психология"). Безусловно, такая схема представления материала хрестоматии не охватывает всего многообразия существующих подходов и конкретной проблематики, разрабатываемой в данной области. Некоторые из традиционных вопросов, например профессиональный отбор, производственное обучение, специальная подготовка, организация рабочих мест и пр., в явном виде не отражены в заголовках статей, хотя контекстуально они анализируются в целом ряде предлагаемых работ. Кроме того, существует и некоторая "размытость" границ между работами, помещенными в разные отделы, С одной стороны, это естественное следствие сложности и взаимосвязанное^ различных аспектов рассмотрения "человека в труде' при котором анализ одного фактора с неизбежностью требует упоминания и осмысления других причин и возможностей. С другой стороны» в этом проявляется неразработанность концептуального аппарата, общепринятой терминологии и устоявшихся методических схем, которые затрудняют проведение четеого, систематизированного описания. В частности, это касается употребления термина "стресс" - одного из наиболее генерализованных и общеупотребимых понятий в западной прикладной психологии, обращение к которому неожиданно встречается в самых разных контекстах и отражает, скорее существование некоторых важных реалий, нежели степень его детализированной проработки. Общее впечатление, возникающее после прочтения большинства включенных в хрестоматию работ, вызывает ощущение некоторой "знакомости" - тот же интенсивный методологический поиск, попытки обобщения и концептуализации, конфронтация мнений и 5 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|