Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. | Бизнес-психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 1 страница



Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52249

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРЕДИСЛОВИЕ
(ОТ РЕДАКТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ)
Предлагаемая вниманию читателя хрестоматия посвящена основным направлениям психологии труда и организационной психологии, которые разрабатываются западными исследователями в течение последних двух десятилетий. Ситуация, сложившаяся в области прикладных исследований трудовой деятельности в отечественной психологии, требует восполнения пробела в такого рода знаниях, который особенно остро ощущается в настоящее время. С одной стороны, интересы практики и осознание обществом важности проблем, связанных с профессиональной деятельностью человека, стимулируют интенсивное продолжение прикладных психологических исследований, с другой - отсутствие систематической публикации, новых учебников, фундаментальных руководств, методических пособий затрудняет ориентацию и мешает качественной подготовке специалистов. Это прежде всего касается издания работ современных западных исследователей, которые в русских переводах появляются сравнительно редко, чаще всего фрагментарны и не отражают всего спектра ведущихся разработок. При подготовке настоящей хрестоматии мы попытались хотя бы частично устранить этот дефицит.
Термин "психология труда и организационная психология" звучит для нас несколько непривычно. В отечественной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, соотносится с такими дисциплинами, как психология труда, инженерная психология и эргономика. В то же время на Западе "психология труда и организационная психология" - это общеупотреби-мый термин (иногда он, правда, выглчдит как "индустриальная и организационная психология", но суть дела при этом не меняется).
Организационная психология возникла в50-х-60-х годах на стыке традиционной психологии труда и социальной психологии, когда в поле зрения специалистов "по человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы, связанные с рассмотрением работы человека в рамках целостных организаций - промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений. К середине 70-х годов в компдексе психологических наук о труде фактически произошло разделение на две самостоятельные области: собственно инженерную психологию и эргономику, рассматривающую прежде всего систему отношений "чеяовек-техняка", и ее более "гуманизированную ветвь" - психологию труда и организационную психологию, придающую большее значение психологическим особенностям действующей личности и ее взаимоотношениям с окружающими, С того времени психология труда и организационная психология начала
приобретать и свои собственные институциализированные формы, были утверждены соответствующие квалификационные требования и ученые степени, организованы первые профессиональные ассоциации, стали выпускаться специализированные научные периодические издания. Конечно, описанное подразделение тематики достаточно условно, примером тому является содержание ряда из представленных в хрестоматии статей.
Однако традиционные инженерно-психологические и эргономические подходы, обогащенные идеями индивидуально-психологической ориентации и организационного взаимодействия, открыли новые перспективы в изучении трудовой деятельности, особенно важные на этапе ее кардинальных преобразований - уходу в прошлое тяжелых форм физического труда и широкому распространению информационных технологий.
При отборе материалов для хрестоматии мы хотели дать развернутую панораму исследований, проводившихся в конце 70-х и 80-х годах, которые заложили основы и задали ведущие направления экспериментально-прикладным разработкам, в рамках которых ведется обсуждение соответствующих проблем и в наши дни. Это определило приоритеты в выборе статей. Прежде всего, предпочтете отдавалось обзорным и методологическим работам, в которых, нарзду с фактологией, обсуждаю!:ся концептуальные схемы анализа тех или иных вопросов, применяемый понятийный аппарат и возможные формы их методической реализации, приводятся примеры конкретных прикладных и экспериментальных исследований, а также описание методических процедур, используемых в целях анализа и оптимизации труда.
При подготовке хрестоматии мы обратились к работам наиболее известных авторов и/или пользующихся авторитетом в научном мире исследовательских групп, продолжающих работать и в настоящее время и имеющих высокий индекс цитирования в современной литературе. Кроме того, статьи и фрагменты из книг выбирались из наиболее солидных изданий, включенных в обязательную программу подготовки студентов по специализации "психология труда и организационная психология" в большинстве западных университетов. Это позволяет нам надеяться* что в хрестоматии отражен некоторый "сухой остаток" знаний из обширной области эмпирических исследований, проводившихся в течение нескольких десятилетий и выдержавших испытание временем.
Хрестоматия состоит из пяти разделов, соответствующих общей логике анализ а трудо вой деятель н о ста человека:
-описание теоретико-методологических подходов, применяемых на уровне анализа целостной деятельности (Раздел L "Теория, методы и практика анализа трудовой деятельности");
- анализ факторов, присущих содержанию трудовых процессов, которые влияют на надежность и эффективность поведения чело-века (Раздел 2. "Характеристики и динамика трудовых процессов");
- характеристика причин и условий, провоцирующих возникновение отклонений в процессах обеспечения нормальной жизнедеятельности работающего и несущих угрозу для физического и психического здоровья человека (Раздел 3. "Работа, стресс и здоровье");
- осмысление значимости индавиодально-психояогических и личностных факторов, определяющих отношение трудящегося к своей работе и особенности групповых взаимодействий (Раздел 4, "Психология профессионала: индивид, личность, группа");
- анализ возможностей применения психологических знаний в новых сферах профессиональной деятельности, связанных с распространением "информационных технологий" (Раздел 5, "Развитие новых технологий и организационная психология").
Безусловно, такая схема представления материала хрестоматии не охватывает всего многообразия существующих подходов и конкретной проблематики, разрабатываемой в данной области. Некоторые из традиционных вопросов, например профессиональный отбор, производственное обучение, специальная подготовка, организация рабочих мест и пр., в явном виде не отражены в заголовках статей, хотя контекстуально они анализируются в целом ряде предлагаемых работ.
Кроме того, существует и некоторая "размытость" границ между работами, помещенными в разные отделы, С одной стороны, это естественное следствие сложности и взаимосвязанное^ различных аспектов рассмотрения "человека в труде' при котором анализ одного фактора с неизбежностью требует упоминания и осмысления других причин и возможностей. С другой стороны» в этом проявляется неразработанность концептуального аппарата, общепринятой терминологии и устоявшихся методических схем, которые затрудняют проведение четеого, систематизированного описания. В частности, это касается употребления термина "стресс" - одного из наиболее генерализованных и общеупотребимых понятий в западной прикладной психологии, обращение к которому неожиданно встречается в самых разных контекстах и отражает, скорее существование некоторых важных реалий, нежели степень его детализированной проработки.
Общее впечатление, возникающее после прочтения большинства включенных в хрестоматию работ, вызывает ощущение некоторой "знакомости" - тот же интенсивный методологический поиск, попытки обобщения и концептуализации, конфронтация мнений и
5



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влияние социальных сетей на психику пользователей
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Связь политических пристрастий, сексуальной потенции и интеллекта
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Шрамы на лице привлекают женщин
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Пашкова Елена Валериевна. «Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта».
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: переосмысление продолжается. - Георгий Почепцов
  • Как художественная литература формирует идеалы
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Лечение; Cure; Kur
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Дёмкина Татьяна. «Здоровье ребёнка в твоих руках»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Теория шести рукопожатий уточнена



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь