Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога. | Возрастная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 1 страница



Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 37988

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В книге изложены теоретические и методические основы психологического консультирования и психологической поддержки взрослых людей в периоды возрастных (нормативных) кризисов («встречи с взрослостью», «середины жизни»). В книге также при -ведены основы психодиагностики, позволяющие определить тип характера клиента и соответствующие базовые проблемы, которые особенно обостряются в периоды кризисов. Книга отличается выраженной практической направленностью и содержит описание эффективных техник психотерапии и психокоррекции в эти периоды. Подробно рассмотрены как вопросы индивидуального психологического консультирования и психотерапии, так и групповые формы работы, представленные в виде программ тренингов для взрослых. Книга может быть полезна психологам-практикам, психотерапевтам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ 3
1.1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 3
1.1.1 Психотелесные соответствия: темперамент, характер и анатомическая конституция 5
1.1.2 Акцентуации характера 10
1.1.3. Типология индивидуально-личностных свойств 13
1.1.4. Типология стилей жизни 14
1.1.5. Типы организации характеров 15
Глава 2. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ 31
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ 31
2.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 33
2.3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ 36
2.4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 39
2.5. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 41
РАЗВИТИЕ «Я» КАК ЧЛЕНА СЕМЬИ 41
РАЗВИТИЕ «Я» КАК ПРОФЕССИОНАЛА 44
2.6. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ КРИЗИС ТРИДЦАТИ ЛЕТ 47
2.7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА 54
2.7.1. Особенности консультирования при различных типах характера 54
2.8. ТРЕНИНГИ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ 60
2.9. ТРЕНИНГИ ПО ТРАНЗАКТНОМУ АНАЛИЗУ 83
2.10. ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131


Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ
1.1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Зависимость жизненного пути личности от индивидуально-типологических особенностей личности – проблема, которая волнует человеческий ум издавна.
К.Г. Юнг описал восемь независимых типов личности, которые получались в результате сочетания четырех эмпирически открытых им признаков классификации, представляющих отдельные функции психики (мышление, эмоции, ощущения и интуиция) с экстравертной или интровертной установкой сознания (Юнг, 2000).
В конце 50-х гг. XX века была разработана типология Бриггса–Майерса (Briggs–Mayers, McCaulley, 1985), в которой психологический тип определяется набором из четырех дихотомических функций. Три из них относятся к базису Юнга – экстраверсия–интроверсия (Extra-version-introversion, E/I), сенсорика–интуиция (Sen-singi-Intuition, S/N), мышление–чувствование (Thinking–Feeling, T/F). Четвертая, оценка–восприятие (Judging–Perceiving, J/P), была дополнительно введена авторами данной классификации. Юнг рассматривал эту функцию как два противоположных режима работы сознания: восприятие информации (Perceiving) и анализ информации (Judging).
Каждая из четырех пар функций определяет предпочитаемый способ восприятия и переработки информации, поступающей из окружающего мира.
Направленность внимания: экстраверсия (Е) – ориентированность вовне, предпочтение развития вширь, склонность к общению. Экстраверты обращаются к окружающим людям как к источнику энергии. Интровер-сия (I) – ориентированность во внутренний мир, предпочтение развития вглубь, склонность к одиночеству. Интроверты черпают энергию в своем внутреннем психологическом пространстве.
Восприятие информации: сенсорика, или здравомыслие (S), – восприятие информации фрагментарно, опираясь на собственный опыт и здравый смысл, вовлеченность в окружающую ситуацию (здесь и сейчас). Сенсорики часто ориентируются на общепринятое мнение, хорошо оценивают сиюминутную практическую выгоду. Интуиция (N) – схватывание информации в целом, полагаясь на интуицию, вдохновение. Интуиты хорошо улавливают возможную перспективу, хотя при этом могут излишне абстрагироваться от реальности.
Принятие решений: мышление, или логика (Т), – ориентация в принятии решений на холодный логический расчет, эмоциональная отстраненность. Чувствование, или переживание, этика (F) – ориентация в принятии решений в большей мере на человеческие взаимоотношения, этические моменты, эмоциональная вовлеченность.
Ориентация в окружающем мире: оценка, рациональность (J) – предпочтение определенности, стремление к планированию, следование заданному плану, организованность, методичность. Восприятие, или иррациональность, импульсивность (Р), – предпочтение постоянной свободы выбора, спонтанность, гибкость, непредсказуемость, нерегулярность.
Из логики, этики, интуиции и сенсорики складывается работа человеческого сознания. Иерархия функций (от самой сильной до самой слабой) связана с индивидуально устойчивым для данного человека распределением информационных потоков между этими функциями. На их иерархии (степени выраженности каждой из них) у разных людей и основана юнговская классификация психологических типов (Таланов, Малкина-Пых, 2003).
Э. Кречмер, Дж. Кеттелл, Г. Айзенк и многие другие известные ученые также представляют личность как совокупность черт характера, сопоставляя при этом полярные свойства: тревожность–стабильность, общительность–необщительность, холодность–теплота, оптимистичность–пессимистичность, лидерство–зависимость, консерватизм–новаторство.
Биологический фактор – врожденные свойства центральной нервной системы и ее физиологические особенности – имеет важнейшее значение для развития личности, для формирования интеллектуальных и творческих способностей. Дж.Г. Оллпорт (Allport, 1961), опираясь на теорию открытых систем фон Берталанфи (Берталанфи, 1973), сравнивал закономерности, присущие устойчивой структуре личности, с гомеостатическими процессами целостного человеческого организма. Б.Д. Ананьев (2001) рассматривал личность как целостное понятие, включающее в себя единство биологических и социальных факторов, отмечая, что взаимодействие биологического и социального начал в формировании личности проявляется не только в первые дни и годы существования человека, но продолжается всю его жизнь.
Еще в 30-е годы XX века Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн, вопреки тенденциям советской психологии к нивелировке индивидуальных свойств с избыточным (если не абсолютным) акцентом на модели социально желательной личности, не сбрасывали со счетов значимость наследственных признаков в формировании личности. Индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде. Воздействие средо-вых явлений на психику человека рассматривалось ими не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор.
Проведенные многими учеными исследования показали, что из широчайшего спектра сенсорных ощущений каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых условиях среды. Индивидуальные особенности восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформирующейся в мысли, переживания и поступки человека, определяют ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и наиболее высокие, такие, как социальная направленность и иерархия ценностей человека. Понятие «ведущая тенденция» – более емкое и динамичное, чем «черта», «свойство», «состояние»: оно объединяет их и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания (Собчик, 2003).
«Ведущая тенденция» – это определение, которое включает и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предрасположенность к тому состоянию, которое может развиться под влиянием воздействий среды как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Если по вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности – базовые свойства, черты характера и их реализацию как социальные установки или особенности актуального состояния, то по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее основных подструктурах: мотивационной сфере, эмоциональных особенностях, когнитивном стиле и коммуникативных свойствах.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Маниакальная защита; manic defence
  • Менщикова Марина Александровна. Роль театрализованной игры в развитии коммуникативной компетенции дошкольников
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Гурджиев Г., Успенский П. Методика эннеаграммы
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Гордыня, высокомерие, что это такое? Как выявить гордыню и высокомерие?
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Кое-что об отношениях людей
  • Инфляция; Inflation
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Погодина Светлана Марьяновна. Стендовая защита педагогического образовательного проекта «Любят малыши играть» (Хороводные игры)
  • Эго-комплекс; отцовский и материнский комплексы; архетипические образы и констелляции, как факторы создающие конфликт и формирующие невротический тип личности
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Принципы ассертивного поведения.
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Закаблуковская И. А. Влияние доминирующего в структуре личности эго-состояния на выбор стратегии защиты от страха смерти
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сысуев Вадим. Коллекция типологий, классификаций типов личности
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Аффилиация; affiliation
  • Графический тест личности
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Баузер Татьяна Викторовна. Мир сквозь черные очки - авторская программа
  • Холл К., Линдсей Г. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Токсичные личности профессионально успешны
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции
  • Кастрирующий; castrating
  • Суворова И.Ю. Анализ объектных отношений людей с аутистическими чертами личности и антисоциальным поведением
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде».
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Фобия; phobia



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь