Туник Е. Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 27292

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5—15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д. Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста. Предлагаемая методика является экспресс-методикой и успешно дополняет известные, но трудоемкие тесты творческого мышления.
Работа предназначена для психологов, социальных работников и педагогов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ТЕСТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 3
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 4
3. ОПИСАНИЕ БАТАРЕИ ТЕСТОВ - МЕТОДИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление" 9
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления 27
3.2.1. Качественное описание полученных данных 27
3.2.2. Сравнение первичных статистических характеристик отдельных субтестов. Взаимокорреляция между субтестами 32
3.2.3. Выводы 34
3.2.4 Связь успешности в учебе и творческости 35
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЧАСТЬ II. ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА (адаптированный) 38
Описание 38
Надежность 40
Валидность 41
Опросник креативности 43
Лист ответов 44

ЧАСТЬ I. ТЕСТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.
Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их индивидуальный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна — от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности.
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя.
Вместе с тем, до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одаренность. Недостаточно изученным остается и вопрос о дивергентном (творческом) мышлении.
Ученые пришли к признанию того, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, всё больше и больше признается также и основой научных достижений.
Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей.
2. КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, такая способность и была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.
Следует дифференцировать креативный продукт и креативный процесс. Продукт творческого мышления можно оценивать по двум факторам — по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглость мысли (беглость речи) и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель — может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность — Д.Б. Богоявленская /2/) или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления в частности (А.В. Брушлинский /10/).
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи: Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И. В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и т.д.
Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему творческого мышления.
Некоторые люди по мнению Брунера имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся как творческое мышление. Голлах и Коган /3/ установили, что высококреативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости.
При работе с применением теста Баррона-Уэлша /4/ было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным комплексным и асимметричным фигурам, и это четко отделяет их от нетворческих личностей (т.е. таким образом проявляется их толерантность к непоследовательностям и к данным, противоречащим прошлому опыту индивидов).
Джаксон и Мессик /5/ изучали критерии для оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими критериев является "конденсация" — достижения проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые свои стороны, сочетают в себе простоту и сложность. Считается, что личность, создающая подобные продукты, должна обладать разнообразным и даже противоречивом сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. Центральным моментом в таком творческом процессе является связывание вещи и явления, которые обычно воспринимаются оторванными друг от друга.
Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов.
По данным Мак-Коннена с оригинальностью связаны три характеристики личности — доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаруживает связь между творческими способностями и показателем нарциссизма. Делла считает, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли.
Торранс /6/ провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сидорова Юлия Владимировна. Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Талалаева Ольга Викторовна. Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Менх Дарья Владимировна. Развитие творческих способностей и нестандартного мышления дошкольников через нетрадиционную технику рисования — Эбру
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления
  • Пироговская Надежда Георгиевна. Сказка как средство творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
  • Шевченко Татьяна Павловна. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Азарова Светлана Николаевна. Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников (обзор методик и технологий).
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Глухих Марина Николаевна. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Туник Е.Е.- Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Губайдулина Н.Г.. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
  • Кучеренко Наталья Александровна. «Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы»
  • Жильцова Евгения Владимировна. Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Банальность против креативности: как мозговые альфа-волны влияют на творчество
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Лариса Золотина. Интеграция здоровьесберегающих технологии и творческого развития на занятиях ИЗО» (из опыта работы)
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Полкунова Вера Михайловна. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
  • Кряжева Людмила Николаевна. «Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования»
  • Симоненко В.Д. и др. Технология. 5 класс. (Вариант для мальчиков)
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • Афанасьева Светлана Генриховна. Методическая разработка по работе с родителями «Что такое толерантность»?
  • Долгополова Наталья Геннадьевна. Технология ТРИЗ «Системный оператор»
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Егорова Татьяна Хакимовна. «Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»
  • Калицкая Елена Николаевна. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Остапкевич Ольга Федоровна. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЛАДЬЯ» старший дошкольный возраст 5-7 лет
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Д. Халперн. Психология критического мышления



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь