Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85680
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Автор описывает методические приемы, последовательная реализация которых продвигает к интехративному решению конфликтной ситуации. Каждый шаг содержит необходимые пояснения, инструкции по исполнению необходимые иллюстративные материалы. Рассматриваются вопросы: управление эмоциями в конфликте; алгоритмы анализа конфликтной ситуации; психотехнические приемы, позволяющие уверенно вести переговоры по спорным вопросам.
Книга представляет собой учебное пособие и может успешно использоваться для проведения тренинга или отдельных практических занятий по преодолению конфликта. Книга будет интересна для психологов, социологов, конфликтологов, педагогов, социальных работников, а также для всех, кто интересуется проблемами разрешения конфликтов и хочет научиться более эффективно общаться с окружающими. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Тренинг 6 Содержание тренинга 7 Цели тренинга 8 Структура сессии 9 Книга 10 Введение Основные понятия 12 Зарождение конфликта 15 Динамика конфликта 16 Преодоление конфликта 22 ТЕМА I. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ Работа № 1. Изучение разрушающих переживаний 28 Работа № 2. Губительное мышление 38 Работа № 3. Изучение иррациональных убеждений 46 Работа № 4. Использование метода РЭТ для изменения эмоциональной 60 Работа № 5. Управление состоянием через изменение поведения 69 Работа № 6. Изменение эмоционального последействия ситуаций ... 84 Работа № 7. Готовность разрешить конфликт 95 ТЕМА II. АНАЛИЗ КОНФЛИКТА Работа № 8. Выявление мотивации оппонентов 99 Работа № 9. Оценка приоритетов 106 Работа № 10. Оценка соотношения ресурсов конфликтующих сторон 109 Тренинг преодоления конфликтов Работа №11. Обоснование выбора стратегии взаимодействия 112 Работа № 12. Выработка взаимовыгодных предложений 119 Работа № 13. Разработка запасных вариантов 132 ТЕМА III. ПЕРЕГОВОРЫ Работа № 14. Изложение своей позиции 141 Работа № 15. Ассертивный спор145 Работа № 16. Ассертивная защита своих прав 151 Работа № 17. Ассертивная просьба 155 Работа № 18. Ассертивный отказ 159 Работа № 19. Примиряющие жесты 167 ПРЕДИСЛОВИЕ Долгожданный XXI век не принес уменьшения числа конфликтов. Напротив, возобладало мнение, что конфликт — одно из естественных состояний человеческих отношений. Вряд ли можно рассчитывать на то, что человечество в ближайшем будущем откажется от силовых методов решения спорных вопросов. Поэтому на первый план выходит не столько предотвращение конфликтов, сколько управление ими. х Не будет преувеличением сказать, что в России появилась новая профессия: психолог-практик, и, судя по количеству учебных заведений, предлагающих обучение этому ремеслу, она скоро станет массовой. Одна из важных задач практикующего психолога — помощь в преодолении конфликтов, и для ее решения необходимы соответствующие знания и умения. За последнее десятилетие на русском языке издано большое количество книг, посвященных конфликтам: от фундаментальных теоретических исследований до практических руководств по самопомощи. Однако человек развивает свои способности именно в том, что он делает. Если он слушает и записывает лекции, то обретает навыки в записывании лекций; если читает литературу и размышляет о прочитанном, возможно, будут совершенствоваться его способности к чтению и размышлению. Для того чтобы научиться управлению конфликтом, специалисту, проходящему профессиональную подготовку, желательно иметь опыт участия в конфликтных ситуациях и использовать для их преодоления эффективные способы. Это убеждение побудило нас разработать тренинг «Преодоление конфликта» и предложить кафедре практической психологии Вологодского педагогического университета включить его в учебный план психологиче 6 Тренинг преодоления конфликтов ского отделения факультета социальной педагогики и психологии. Этот тренинг — второй из цикла тренингов, направленных на повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности студентов-психологов. Пятилетний опыт проведения этого тренинга на базе учебно- консультационного центра «Развитие» показал, что он востребован и специалистами-практиками: психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и другими представителями «помогающих» профессий. Тренинг Существует, как минимум, три возможности для обучения эффективному поведению в конфликте с помощью тренинга. Первая возможность — рефлексия конфликтов и конфронтации, возникающих в тренинговой группе. Этот путь, традиционный для групповой терапии и Т-групп, нам представляется неуместным для реальной учебной студенческой группы (или группы специалистов, направленных заказчиком на «повышение квалификации»), поскольку участники здесь находятся в ситуации вынужденного, обязательного присутствия и не связаны терапевтическим контрактом с тренером. С другой стороны, тренер не имеет возможности контролировать и использовать феномены групповой динамики: отношения в реальной группе «непрозрачны» для него, поскольку развиваются не «здесь-и-теперь», а привнесены извне. Вторая возможность — использование ситуационных игр. Этот способ может быть вполне уместен в контексте учебного процесса, но требует существенных затрат времени. Ситуационная игра в тренинге предполагает использование механизмов опе- рантного, инструментального (для непосредственных участников сцены) и косвенного (для зрителей) научения. Сначала участник сцены разрешает воображаемую ситуацию так, как умеет, а затем получает от группы и тренера интенсивную обратную связь, на основе которой может корректировать свои действия до тех пор, пока не добьется успеха. Для того чтобы каждый из участников в группе из 10-15 человек смог хотя бы один раз побывать в роли Предисловие 7 главного действующего лица, требуются ресурсы времени, которые обычно отсутствуют в учебном процессе вуза. Кроме того, тренеру неизбежно придется столкнуться с тем, что реальные отношения в студенческой группе будут создавать для многих участников затруднения и в процессе раскрытия конфиденциального материала перед зрителями, и в процессе передачи искренней обратной связи. Участие в психологическом тренинге, основанном на передаче личностно-значимой обратной связи, предполагает добровольность и высокую мотивированность участников, присутствующую далеко не у всех студентов. Принуждение к участию в процедуре, подразумевающей, что участники будут делиться впечатлениями друг о друге, сводит на нет эффект научения. Третья возможность — рефлексия реально происшедшего конфликта. Этот вариант предполагает, что участники тренинга находятся в относительной психологической безопасности, ^поскольку сюжет конфликта и поведение участника не становятся предметом обсуждения в группе. Информацией, имеющей конфиденциальный характер, участники обмениваются в диадах или в тройках, состав которых они могут контролировать. Важно подчеркнуть, что тренер также не имеет доступа к этому материалу. Поскольку от тренера не требуется обратная связь участникам по поводу содержания их конфликтов, размер группы ограничивается размером помещения: опыт показывает, что этот тренинг может быть эффективен в группе от 25 до 60 человек. Содержание тренинга Тренинг состоит из трех блоков: «управление эмоциями», «анализ конфликта» и «уверенное поведение в реализации переговорной стратегии». В каждом блоке собраны и представлены алгоритмы, методические приемы, или техники, практически доказавшие свою эффективность. В первом разделе содержатся техники, разработанные в традициях различных психотерапевтических школ и направленные 8 Тренинг преодоления конфликтов на урегулирование разрушающих эмоционально-насыщенных переживаний. Основная задача этих техник — лишить конфликт «эмоциональной подпитки», перевести его разрешение в рациональный план действий. Во втором разделе содержатся методические приемы, помогающие проанализировать требования оппонентов друг к другу, выявить интересы сторон, выбрать эффективную стратегию поведения, подготовить предложения, направленные на принятие интег- ративного решения. В третий раздел включены психотехнические приемы, позволяющие уверенно излагать свою позицию, аргументировать ее, проявлять настойчивость в отстаивании собственных прав, защищать свои интересы, противостоять давлению, обращаться за помощью, делать шаги к примирению. Каждый тематический блок включает в себя несколько сессий продолжительностью примерно по полтора часа. В режиме «погружения» отработка каждой темы занимает один день, хотя в контексте обучения в вузе возможен и иной ритм занятий. Цели тренинга Работая со студентами, мы настаиваем на том, чтобы сессии тренинга назывались лабораторно-практическими работами. В традиционном лабораторном практикуме студент учится планировать, осуществлять научный эксперимент и делать обоснованные выводы из полученных данных, заодно обучаясь работе с необходимыми приборами и инструментами. На наш взгляд, это название как нельзя лучше подходит и к данному тренингу, поскольку в его основе лежат принципы «обучающей лаборатории»: участники не разучивают последовательность действий, а проводят экспериментальное испытание новых способов поведения. Каждый участник выбирает для анализа трудную конфликтную ситуацию, которую он реально пережил в прошлом. 1. Участник получает задание использовать некоторый алгоритм для работы со своей ситуацией. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|