|
Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 4534
Формат: HTML
Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
Концепция проблемно-решающего поведения Теоретической основой теста Роршаха на основе Интегративной Системы является экспериментально подтвержденная концепция проблемно-решающего поведения. В соответствии с этой концепцией в ходе исследования данным методом моделируются различные сложные проблемные ситуации и регистрируются решения этих ситуаций испытуемым. Так как решения испытуемого отражают различные стороны его личности, то можно говорить о том, что в плане валидности метод Роршаха представляет собой генератор информации о различных аспектах функционирования личности в проблемной ситуации. Отсюда также следует, что структурные показатели метода Роршаха позволяют построить теоретически обоснованную модель психологического функционирования испытуемого в различных ситуациях. При этом показатели методики будут представлять собой структурные элементы данной модели, а взаимоотношения между ними – системно-функциональные связи внутри модели. Эффективность взаимодействия с проблемной ситуацией тесно связана с уровнем психической адаптации субъекта. Поэтому, в рамках указанного подхода метод Роршаха оценивает прежде всего адаптационные характеристики функционирования личности. Другими словами показатели данного метода комплексно отражают эффективность функциональной адаптации субъекта к различным ситуациям. В этом состоит специфическая особенность получаемых с помощью метода данных. Его показатели отражают не просто личностные особенности испытуемого, а именно такие, которые оказывают прямое влияние на процесс принятия решения и адаптации к проблемной ситуации. Сказанное подтверждается многими исследованиями, в которых отмечается, что показатели метода Роршаха имеют особо высокие корреляции с переменными, описывающими объективное поведение испытуемого (так называемыми «реальными жизненными критериями»). Такой характер диагностических данных открывает широкие возможности для использования метода Роршаха на основе структурно-интегративного подхода в различных областях деятельности человека. С помощью данного метода могут определяться как различные психологические переменные, влияющие на эффективность взаимодействия с проблемной ситуацией, так и оцениваться общий уровень эффективности проблемно-решающего поведения. На основе полученных данных возможно с большой долей вероятности прогнозировать функционирование индивида в тех или иных проблемных и стрессовых ситуациях. Наконец, показатели метода позволяют описать основные сферы личности испытуемого, выделить наиболее значимые психологические особенности и концептуализировать полученные данные в виде функционального психологического диагноза. Специфика и многосторонняя направленность методики дает возможность оценить ряд характеристик, которые невозможно определить ни одним из доступных психодиагностических методов. Например, такой показатель как вероятность суицидального поведения. Структура и внутренняя логика шкальных показателей современного метода Роршаха предоставляет широкие возможности для системного моделирования психологического функционирования субъекта в различных ситуациях. Структура Интегративной Системы Интегративная Система включает более 90 шкал для интерпретации, которые группируются в кластеры, соответствующие основным сферам психологического функционирования личности. Всего можно выделить 8 основных кластеров и группу клинических шкал. Краткая характеристика кластеров адаптированной версии Интегративной Системы приведена в таблице, представленной ниже. Характеристика кластеров Интегративной Системы теста Роршаха № Название кластера Диагностическая направленность шкал кластера 1 Поведенческий стиль Стиль проблемно-решающего поведения. 2 Структурирование Стратегия распределения внимания, мотивационные аспекты, адекватность организационной деятельности, уровень аналитико-синтетической деятельности. 3 Распознавание Адекватность распознавания, уровень перцептивных искажений, распознавание социальных условностей, конвенциональность восприятия и уровень нонконформизма. 4 Концептуализация Концептуальная гибкость, уровень непроизвольной мыслительной деятельности, склонность к уходу в фантазирование, уровень ясности мышления, смыслообразование. 5 Эмоциональная сфера Уровень и характер негативных переживаний, наличие эмоционального дистресса, отношение к эмоциональным стимулам, склонность к интеллектуализации, уровень контроля над эмоциональной экспрессией, уровень и характер сложности и комплексности переживаний. 6 Самовосприятие Уровень и характер самофокусирования, уровень негативного самовосприятия, озабоченность состоянием соматического здоровья, уровень и характер саморефлексии и интроспекции, особенности личной идентичности. 7 Межличностная сфера Дефицит социальной зрелости, уровень вигильности, способность к установлению эмоционально близких отношений, склонность к оральной зависимости, уровень социального интереса, характер социальной перцепции, наличие трудностей проявления эмпатии, способности к сотрудничеству и ассертивности, склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности, склонность к авторитарной защите, ситуационная адекватность социального поведения, склонность к социальной изоляции 8 Контроль над поведением и толерантность к стрессу Уровень контроля над поведением, состояние копинг-ресурсов, уровень фрустрирующих переживаний, влияние социального стресса. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|