|
Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».Категория: По направлениям » Для детского сада | Просмотров: 7849
Название: Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обуче-нию в школе».
Актуальность: Психологическая готовность к школе предполагает много-компонентное образование. Прежде всего, у ребенка должна быть мотивация к обучению – у него должно быть желание идти в школу. Ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролиро-вать свое поведение, а значит, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника и развита произвольность. Очень важно, чтобы ребенок был развит физически, был здоров и вынослив, иначе у него возникнут проблемы с работоспособностью, ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение учебного дня. Но самое главное – у ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое будет фундаментом для школьных знаний, умений и навыков, а также залогом успешности в поддержании оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Цель: Для изучения причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении учащихся первых классов проводится комплексное психологическое обследование детей на предмет сформированности у них когнитивной готовности к обучению в школе. Диагностика детей проходит перед зачислением их в школу или в начале сентября. Задачи диагностики детей: 1. Исследовать уровень развития процесса внимание. 2. Исследовать уровень развития слуховой и зрительной памяти 3. Исследовать уровень развития словесно-логического и образно-логического мышления Диагностика проводится в малой группе детей (до 12 человек), у каждого ребенка есть взрослый помощник-ассистент, который не является родственником ребенка. С группой работает один психолог. Полное время исследования – 35 минут. Инструкция Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания. Различные свойства внимания – его концентрация, устойчивость, переключение, объем и распределение – в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в каком-то одном отношении, может быть не очень развито в другом. Поэтому мы предлагаем в комплексной методике исследовать уровень развития концентрации внимания, устойчивость, произвольность и оценить работоспособность ребенка. Субтест №1. «Найди кружок по образцу» [1 с. 29 – 31, с.265] Цель: Определение умственной работоспособности (внимательности). Дети должны за 3 минуты найти и отметить в последовательности повторяющихся геометрических фигур те, которые совершенно идентичны предлагаемым образцам. Для проведения теста используется специальный бланк, на котором изображены 105 кружочков с различными геометрическими знаками, расположенных в 7 рядов по 15 кружочков в каждом. Три фигурки – образцы – изображены отдельно в середине самой верхней части бланка. Задание подробно объясняется с одновременной иллюстрацией действий на доске, затем инструкция проговаривается детьми и только после пробных трех кружочков дети приступают к самостоятельной работе. Обработка результатов: - для оценки общей работоспособности подсчитывается количество правильных операций, произведенных ребенком (количество просмотренных кружков – правильно зачеркнутые кружки и правильно не зачеркнутые фигурки). За каждую правильную операцию начисляется 1 балл; - подсчитывается коэффициент концентрации внимания, количество правильных операций отнесенное к сумме количества правильных операций и количества ошибок; - по количеству правильно произведенных операций можно судить о разви-тии распределения и переключения внимания; - если ребенок зачеркивал все кружки подряд или вразнобой, т.е. не по строчкам, а в случайных местах на бланке, то результат не засчитывается. По уровню концентрации внимания и общей работоспособности делается вывод о сформированности умственной работоспособности. Субтест №2 «Тест графический диктант». [2 с. 146-144] Цель: Оценка произвольности поведения ребенка Процесс школьного обучения с самых первых шагов опирается на некото-рый уровень развития произвольного поведения. Произвольность поведения рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет корректировать нарушения в подражании предлагаемому образцу, так самостоятельно осуществить контрольные функции ребенку еще трудно. Игру Д. Б. Эльконин считал школой произвольного поведения. Он выделял следующие параметры произвольности необходимые для успешного овладения учебной деятельностью: - умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; - умение ориентироваться на заданную систему требований; - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; - умение самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. На бланке (фрагмент листа в клеточку) ставятся 3 точки одна под другой на расстоянии 7 клеток друг от друга по вертикали. Ребенку дают ручку и произносят инструкцию. «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.» (Напоминаем, где право – лево). Диктуется образец, а дальше ребенок такой же узор рисует сам. Первое задание тренировочное, контролируемое взрослым. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Первое задание: «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам» На самостоятельную работу по продолжению узора дается полторы – две минуты. При анализе обращается внимание на то, как ребенок выполнил работу под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражи-тели. Второй – о степени самостоятельности ребенка. Второй и третий узоры даются более сложными. Результаты: - высокий уровень произвольности – безошибочная работа; - хороший уровень произвольности – практически без ошибок или в одном из узоров отдельные мелкие ошибки; - средний уровень – под диктовку работа сделана без ошибок, а самостоятельная часть начата правильно 2 – 3 элемента узора, а затем идет серьезное искажение; - ниже среднего уровня – правильно сделана только первая диктуемая часть работы; - низкий уровень – нарушения отмечены уже в диктуемой части. Субтест № 3. «Переплетенные линии» [2 с. 16-17] Цель: Оценка устойчивости внимания Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Од-нако эти номера не совпадают. Ребенок должен внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой или пальцем. Ребенок как бы «рисует глазками» и вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа. Время выполнения – не более 2 минут. Результаты: - высокий уровень устойчивости внимания – безошибочная работа; - хороший уровень устойчивости внимания – 1...2 ошибки; - средний уровень устойчивости внимания – 3...4 ошибки; - ниже среднего уровня устойчивости внимания – 5 ошибок; - низкий уровень устойчивости внимания – 6 и более ошибок. Оценка сформированности процессов памяти. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день, но при этом родители отмечают, что их ребенок великолепно запоминает рекламу, может воспроизвести сюжет фильма, легко учит стихи и песни. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное основанное на интересе и эмоциях. Память бывает кратковременной (точное воспроизведение в течение первой минуты после однократного предъявления информации) и долговременная (воспроизведение через достаточно длительное время). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|