Адлер Альфред. Техника лечения

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 4272

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

(1932)
Сегодня я мог бы сказать подобно Августину: "Если ты меня не спрашиваешь, то я знаю, если спрашиваешь, то не знаю". Так и с каждым из нас, кому приходится говорить о технике. Уже многие годы я пытаюсь об этом написать, но мои попытки разбиваются о невозможность сформулировать правила. Здесь ярче всего проявляется близость индивидуальной психологии к искусству. Сегодня я хочу рассмотреть несколько точек зрения, но при этом я прошу иметь в виду, что при смене практической ситуации может меняться и точка зрения.
Одно из важнейших положений заключается в следующем: нужно стремиться к тому, чтобы невротик придавал меньше значения своим симптомам. Этого следует добиваться мягко, ибо иногда давление может быть слишком сильным. Рассудок здесь не может служить надежным руководителем. Решающее значение имеет впечатление относительно того, как далеко можно идти в "умалении" симптомов, когда следует проявлять настойчивость и т. д. Это творческая задача приблизиться к пациенту, несмотря на его отрицательный жизненный стиль. И если это удастся, пациент окажется в выигрыше. Попытаюсь более систематично изложить, как этого можно добиться.
Этот процесс начинается уже с первой встречи с пациентом. Необходимо относиться к пациенту как можно менее предвзято и стараться избегать всего, что может заронить в нем мысль о том, что вы приносите некую жертву со своей стороны. Так, может показаться заманчивым начать следующими словами: "Вернуть вам здоровье -- важнейшая задача моей жизни". Это было бы ошибкой в плане формирования нужного вам настроя пациента -- заинтересованности в решении задачи лечения. Я рекомендую постоянно иметь это в виду. Давая понять пациенту смысл каждого шага, вы можете избежать больших трудностей. Одну из самых значительных трудностей представляет собой лечение меланхолии. Пациент ноет, старается изобразить свои симптомы таким образом, как будто ничего подобного никогда раньше не было. Не следует его атаковать. Выслушав его и поняв, что это лишь затяжка времени, попробуйте дружелюбно ему предложить: "Хорошо. Теперь ясно, что вам мешает, и мы можем приступить к делу". Например, пациент представляет свои симптомы как средства защиты, так как он боится, что, лишившись их, он утратит свою значимость. "Мы пока не будем говорить о том, что вам прежде всего мешает, а лучше попробуем разобраться в том, как вы пришли к тому, чтобы поставить себе такую цель". И вы увидите, как пациент начнет вилять. Вам нужно стремиться к тому, чтобы склонить пациента к сотрудничеству. Многие пациенты оказывают противодействие и пытаются найти симптомам сексуальное объяснение. Важно добиться их сотрудничества, хотя во многих случаях оно бывает недостаточным. Человек никогда не будет невротиком, если он стремится к сотрудничеству. Это непременное условие лечения. Часто мне удавалось добиться успеха, только заняв жесткую позицию: "Я не буду вас слушать, раз вы не хотите мне помогать". Разумеется, это не всегда можно рекомендовать. Иногда я говорю: "С этим мы разобрались, а теперь приступим к делу". Было бы ошибкой, видя пациента в первый раз, сразу же попытаться указать ему его место. Все пациенты хотят чувствовать себя, как на скамье подсудимых. Было бы полезно менять положение, дать пациенту возможность
выбрать себе место, скажем, поставив ряд стульев. Он должен проявить некоторую активность. Малейшие детали могут подсказать выводы: один садится ближе, другой предпочитает сесть в отдалении. Один делает движение по направлению к письменному столу, и это хорошо, другой -- от стола, и это настораживает. Все это в дальнейшем может пригодиться для умозаключений.
Конечно же, каждый жалуется по-своему. Но всем недостает конкретности, точности. Приходится делать понимающий вид и дожидаться, пока сумеешь извлечь что-нибудь конкретное из этих жалоб. "У вас не бывает чувства страха?" Пациент уже несколько расслабился и начинает жаловаться на ощущение страха; так часто бывает с больными навязчивым неврозом. Некоторые пациенты говорят чрезвычайно много, даже если они не страдают гипоманией Мы допустим ошибку, обратившись к нему со словами: говорите покороче! Следует проявить максимум терпения. У меня бывали пациенты, которые говорили по три часа кряду без перерыва. Когда удается разговорить пациента, то некоторые после часа беседы не могут остановиться. Тогда вы можете, дождавшись передышки, сказать: "Вы так много рассказали мне, что я должен все это хорошенько обдумать". Некоторая манерность в обращении с пациентом будет вполне уместна: это поможет ему не чувствовать себя так, словно он обвиняемый. Мы исходим из предположения, что в человеческой природе заложено неприятие подчиненного положения. Это всегда вызывает протест.
Далее мы можем спросить, с какого времени начались жалобы. При нашей психотерапии это еще более обоснованно, чем при органической патологии (трудная ситуация). Здесь нужно обратить внимание на связь с детством. Поэтому вам следует проследить эту связь. Не стоит говорить напрямик: "Расскажите мне что-нибудь из вашего детства" Можно задать вопрос, например, о родителях: "Какими были ваши родители? Уравновешенными или нервозными?" Речь идет не о наследственности, а об атмосфере, которую родители создали вокруг пациента. Во многих случаях лучше всего сказать следующее: "Расскажите мне что-нибудь о вашем отце". И в ответе не может не проявиться отношение отца к пациенту. Если пациент произнесет слово "добрый", то мы должны понимать, что всякая черта характера имеет место только по отношению к другим. Наивным исследователям мы еще и еще раз повторим: всякое психологическое явление следует рассматривать в перспективе возможности в смысле психологии взаимодействия, а не психологии наличия. Если пациент говорит, что отец был "добрым", то это значит, что он был добрым по отношению ко "мне". Если он говорит, что его мать была критически настроена, то вы должны понимать, что пациент старался держаться на расстоянии от матери. Важный вопрос -- сколько детей было в семье? Важно для нас также знать, какое место среди детей занимал пациент. Далее: кто был любимцем матери, отца? Часто этим любимцем одного, или другого, или обоих был как раз наш пациент. Это. как правило, имеет печальные последствия.
Вообще, когда детей балуют, это приносит огромный вред. Если вы добрались до такого далекого прошлого, то вы достигли пункта, где, по-видимому, началась слабость в строении личности пациента. "Каким вы были в детстве -- послушным ребенком или, может быть, капризным?" Само по себе это для нас не так уж важно, но ответ может открыть нам, был ли пациент в раннем возрасте активным или пассивным. Затем другие вопросы: друзья, рано ли он узнал о половых различиях, хотя этот вопрос иногда касается столь темной области, что пациент вряд ли может на него точно ответить. Психоаналитики сказали бы: все это находится в бессознательном. Это неверно. Пациент никогда не выражал это в слове, и это не так легко выходит на поверхность, поскольку его разум никогда не пытался овладеть этим фактом. При большинстве высказываний следует помнить о том, что речь идет о процессах, которые никогда не анализировались сознанием. И когда некто обращает внимание на эти факты и выражает их в словах, ему кажется, что он нечто переносит из бессознательного в сознание, но здесь нет никакой разницы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Метод сосредоточения
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Стайнер Дж. Проблемы психоаналитической техники: интерпретации, центрированные на пациенте, и интерпретации, центрированные на аналитике
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Случай соматизации идейных убеждений
  • Трансфер; перенос; transference
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • К чему снятся вши?
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Закономерности психических систем
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • К чему снятся цыплята
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Абстиненция; abstinence
  • К чему снятся осы
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Коростелева И.С. Особенности взаимоотношений с психосоматическим пациентом в рамках психоаналитической психотерапии
  • Шерков С.П. О влиянии сексуального злоупотребления в детстве на развитие структуры Эго: сравнение взрослого и двух детских случаев
  • Быстродействующие привороты с сигаретами
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Заговор, чтобы муж жену любил как раньше
  • Бенвенист Д. Кризисное вмешательство после крупных бедствий
  • К чему снится дорога
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Притча «Сознательный выбор»
  • Франкл В. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Гадание на картах на парня
  • Притча «Удивительный пациент»
  • Приворот с замком
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь