|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20833
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». (с участием Р. КАЗАЛЬПРИМ, Л. Д'АНДЖЕЛО, В. ПАЛОМЕРА И Х. САЛИНАСА) Часть I Целью настоящего семинара является создание некоего механизма - что-то вроде той переводной стрелки, с помощью которой распределяются подвижные составы на железнодорожных путях. Механизм этот мог бы послужить нам для решения целого ряда задач. Во-первых, он позволил бы должным образом разграничить и связать между собою отдельные части наследия Фрейда. Во-вторых, он позволил бы разграничить и связать между собою все построения, выработанные в процессе эволюции лакановского учения. В-третьих, наконец, он позволил бы разграничить и связать между собою фрейдовское и лакановское наследие. Механизм этот необходим нам также и для того, чтобы дать какие-то ориентиры для ознакомления с той работой, которая была проделана школой Фрейдовского поля в этом году. Другими словами, чтобы сориентировать нас, но в то же время в известной степени дезориентировать. Ведь для того, чтобы в вопросе о субъекте анализа сориентироваться, необходимо одновременно в какой-то мере ориентацию утратить, то есть не идти к решению вопроса проторенными путями. Немного заблудиться иногда бывает очень даже полезно. Двучлен «смысл-наслаждение» (sens-jouissance) Выбор лекции XXIII Введения в психоанализ в качестве опорного текста выглядит достаточно случайным. Тем не менее, мы имеем здесь дело с основополагающим моментом как фрейдовского наследия, так и лакановского учения. Выступавшая передо мной Лусиа Д'Анджело уже обратила ваше внимание на огромную значимость того выявленного Лаканом двучлена, который образуют между собою лекции XVII и XXIII. В главе XVII, носящей заглавие «.Смысл симптомов», речь идет о смысле. На первый взгляд, это лежит на поверхности - ведь Фрейд так прямо и говорит: «der Sinn der Symptome», но увидеть то, что лежит на поверхности, не так-то просто - здесь перед нами своего рода эффект «похищенного письма». В главе XXIII, «Пути образования симптомов», речь идет о либидо, о «Befriedigung», об удовлетворении, о наслаждении. Именно так движется мысль Фрейда во втором цикле его лекций: от смысла симптома к наслаждению им. И то же движение, - которое нетрудно заметить даже в популяризаторских лекциях Фрейда, прочитанных для широкой, не состоящей из профессиональных аналитиков, публики, - обнаруживаем мы в развитии учения Жака Лакана. Двучлен, о котором мы говорили, упорядочен, ориентирован, векторизован в направлении от смысла к наслаждению. Первым, на что я в этом зале обратил внимание, было то, что аудитория обращена к кафедре с двух сторон, располагаясь как напротив лектора, так и слева от него. В данном случае это, по-моему, как раз самое подходящее место: говоря, все время приходится переводить взгляд то туда, то сюда. То же самое происходит и с лекциями XVII и XXIII, где при рассмотрении симптома внимание наше уделяется смыслу и наслаждению поочередно. Это и есть основа наших построений -простой и прочный их фундамент. В лекции, прочитанной Лаканом в Женеве, долгое время остававшейся неизвестной, пока годы спустя один человек не принес мне для публикации ее запись, по этому поводу есть очень существенное замечание, хотя и высказанное мимоходом. Направленный двучлен, о котором я говорю, концентрирует в себе центральные темы его учения - те самые, о которых шла речь в прежнем моем курсе «От симптома к фантазии». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|