Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12672

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


По случаю семинаров, организованных в декабре 2002 и апреле 2003гг. в Москве Фондом Фрейдова Поля (la Fondation du Champ freudien), и в присутствии президента Фонда г-жи Жудит Миллер (Judith Miller), д-р Даниэль Руа представил два доклада, являющихся введением в чтение Семинара V Жака Лакана «Образования бессознательного» («Les formations de l'inconscient»). Доклады основаны на двух частях упомянутого семинара: «Логика кастрации» («La logique de la castration») и «Значение фаллоса» («La signifiance du phallus»). Они обсуждались с коллегами и студентами из Москвы и Санкт-Петербурга, представившими свои комментарии, а также клинические случаи.

Часть I. «Эдип в Москве».

Два лика Эдипа.

Есть два Эдипа. Один Эдип из трагедии Софокла - тиран, воцарившийся на троне в Фивах и на ложе королевы, искатель истины во имя всеобщего блага, надзирающий за происходящим в городе и наслаждающийся своим богатством. Вскоре он откроет, что является исполнителем главной роли пишущейся истории, но отнюдь не той роли, что мог себе помыслить, — он откроет другого Эдипа, бредущего по дорогам Греции, низвергнутого в мир могуществом богов. Это уже не Эдип-триумфатор, но Эдип-отброс, каким он и был от начала своего прихода в мир, будучи брошенным родителями в горах на съедение диким животным, и каким вновь стал с той минуты, как некий человек при дворе Царя и царицы Коринфа, считавшихся родителями Эдипа, признал в нем «незаконнорожденного». Этот Эдип покинет Дельфы как внушаю-Щий священный ужас объект, узнав о предсказанной ему оракулом.

Даниэль Руа (Daniel Roy) - д-р, психиатр, психоаналитик (Франция, Бордо), член ШКОЛЫ Фрейдова Дела (l'Ecole de la Cause freudienne) и Всемирной Психоанаалитической Ассоциации (l'Association Mondiale de Psychanalyse).

Аполлона зловещей участи: предначертано, что он убьет своего отца и разделит ложе собственной матери. И это тот самый Эдип, которого мы встретим слепым, по выражению Лакана - «неизлечимым», ведомым своей, рожденной от инцеста, дочерью Антигоной, до самого Колонна, что возле Афин, где он и исчезнет в чреве земли.

Каждая из этих двух столь не совместимых фигур имеет собственное лицо, сообразующееся с конечными «пунктами» психоаналитического опыта.

Эдип-царь - субъект, каким он предстает сам себе в ходе психоанализа: симптом возник, подобно чуме в Фивах, чтобы создать трудности в совершенном устройстве его личности, в устройстве его Я - человека, восседающего на троне и считающего себя вправе наслаждаться всеми данными ему благами. Конечно, хочется, чтобы все анализируемые были смелы, как Эдип, бросившийся, очертя голову, на поиски правды, однако не будем забывать, что Эдип представляет собой настоящий образчик успешного в жизни мужчины. Но он перестает быть таковым, хотя и смело противопоставляет себя людской толпе, преследующей (и, в конце концов, убивающей) его; противопоставляет себя сфинксу с его замысловатыми вопросами и женщине, королеве, а также берет на себя ответственность за свой город. И одновременно со всем перечисленным это образчик человека, который вскоре предстанет погрязшим в заблуждениях.

«Эдип-отброс» говорит правду об Эдипе-царе, - правду, которую анализируемому предстоит о себе открыть. Он говорит то, что, собственно, и провозгласил оракул, а именно, что анализируемый не властен над означающими, и речь - это вовсе не средство передачи мыслей и чувств, как он полагал прежде. Так что же на самом деле говорит оракул Эдипу? Что тот убьет своего отца и возляжет на ложе матери... Тем самым Аполлон, бог, с помощью оракула вводит в мир нечто такое, что находится вне закона, противно закону людей. Здесь боги, подобно сновидениям, призваны напоминать людям: мир не весь втиснут в рамки законов, в нем содержится еще и «внезаконье». Как скажет Лакан, «реальное существует без закона», и означающее, когда оно вторгается, отмечает это для нас. Посему следует хорошо подумать, прежде чем разрубать цепи и выпускать могущество какого-либо означающего в речи. Вовсе не очевидно, что всему следует давать слово. Лечение речью не безвредно, оно не всегда влияет благотворно, поскольку способствует появлению на сцене Эдипа проклятого, отверженного, всеми оставленного. И ни один субъект не захотел бы, да и вряд ли смог, узнать себя в таком Эдипе, - не только по причине нехватки смелости (удела каждого невротика), а потому, что многим уже и так, без всяких размышлений, довелось столкнуться в самом себе с сущностью «Эдипа-отброса». И для них речь идет, скорее, о воссоздании в жизни хотя бы маленького уголка, где еще таилась бы загадка, куда могут прийти иллюзии, прикрывая собой реальное.

Вполне возможно, что в начале построения своих учений и Фрейд, и Лакан думали об отце как фигуре, обладающей властью и способной привнести в мир закона гнусность внезаконья или, по крайней мере, устанавливать его границы. Это очень важно, поскольку подобным образом возникает фигура отца, создающего закон, во всяком случае, произносящего слово закона или закон провозглашающего. Данные позиции не эквивалентны, но обе утверждают отца на незаконно занимаемом месте. Не менее важны они и для ведения анализа. Лакан на основе сказанного придет к тому, чтобы переместить отца, дабы вернуть подобающее ему место «пограничного столба» между символическим и реальным, близкое позиции Дельфийского Оракула, который, как говорит Гераклит, «не разоблачает и не скрывает, но уведомляет».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бриттон Р. Эдип на депрессивной позиции
  • Притча «Любовь дочери»
  • Мазин Виктор - Введение в Лакана
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Ковалец А.С. Комплекс Лая
  • Притча «Законы религии»
  • Воображаемое; imaginary
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Комплекс эдипов; Oedipus complex
  • Килборн Б. Нарцисс и Леди Годива. Смертоносные взгляды и эдипальный стыд
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Притча «У врат закона»
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Килборн Б. О сновидениях, воображаемом знании и незнании: внешний облик, идентичность и стыд
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Притча «Три сына»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 7: (1959-60). Этика психоанализа
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Стивенс Александр. Психоаналитическое образование.
  • Притча «Мудрый царь»
  • Притча «Похож на своего отца»
  • Притча «Когда есть претензии к Творцу»
  • Притча «Сын моего отца»
  • Брат Атон. Основные принципы Телемы
  • Притча «Самое лучшее место в раю»
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Как заставить слушать себя»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Повышение роли отца в семье
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Зимин В.А. Эдип и Нарцисс: к вопросу о комплементарности конфликта и дефицита.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь