|
psyoffice.ru » Содержательные показатели: обязательные
Содержательные показатели: обязательные 1. Тема или сфера — область жизнедеятельности, сторона отношений с миром, которая отражается в рассказе.
1.1. Личная тема — действия и переживания персонажа, связанные с его личной позицией в жизни, отношением к себе, определением собственных возможностей, перспективами будущего. 1.2. Интимная тема — отношения между влюбленными или между супругами, любовные отношения любого рода, не включающие сексуальных отношений и сексуальных переживаний, которые выделены в отдельную тему. 1.3. Сексуальная тема — описание либо сексуальных отношений, либо сексуальных переживаний кого-то из персонажей. Сексуальная тема, как правило, сочетается с интимной у людей с гармоничной психикой, и, наоборот, несочетание этих двух тем, их разброс по разным рассказам является признаком душевного неблагополучия. 1.4. Семейная тема — отношения между детьми и родителями, а также между другими родственниками в контексте семейных отношений. Основанием для констатации семейной темы является не приписывание персонажам семейных ролей, например, мать и дочь (этого недостаточно), а происходящее между ними, которое может относиться либо к семейной сфере либо к какой-то иной области отношений. 1.5. Профессиональная тема — отношения между коллегами, соучениками по поводу работы или учебы, отношение персонажей к труду или учебе. Здесь также недостаточно называние служебного статуса персонажей, важно само содержание описываемых событий. 1.6. Социальная тема — отношения между людьми, не сводящиеся к пяти предыдущим темам. Сюда, в частности, входят случайные контакты между людьми в общественных местах, проблематика материальной обеспеченности, бедности и богатства, отношение к властям и социальным институтам. Последнее иногда выделяется в отдельную общественно-политическую тему; но мы не считаем нужным это делать. 1.7. Фантастическая тема — далекие от реальной жизни сказки, приключения, научно-фантастические сюжеты. 1.8. Абстрактно-философская тема — общие моральные, этические и философские рассуждения, не связанные с конкретными ситуациями. Встречаются, как правило, либо у профессионалов-гуманитариев, либо в патологических случаях. 1.9. Религиозно-мистическая тема — проблема религии, веры, а также сверхъестественного в жизни людей, введение в рассказ духов, нечистой силы и т.п Как правило, в одном рассказе присутствует от одной до трех тем, редко четыре. Следует выписывать их все в соответствующие графы таблицы, в порядке убывания значимости, выраженности в рассказе. Приведенный перечень тем является необходимым и достаточным. Следует, однако, быть внимательным при определении тем, ориентироваться не на их название, а на приведенные выше критерии. В противном случае легко спутать, как это иногда бывает, семейную тему с интимной, интимную с сексуальной, социальную с профессиональной. 2. Герой или идентификация. В соответствующей графе таблицы указывается: во-первых, с кем из персонажей рассказа идентифицируется или солидаризируется рассказчик. во-вторых, указываются особенности этой идентификации, если они имеются. Для определения героя рассказа — персонажа, с которым идентифицируется обследуемый, предлагаются следующие критерии: 1. Персонаж, наиболее интересующий рассказчика, чья точка зрения им принимается, чьи чувства и мотивы изображаются наиболее интимно. 2. Персонаж, как правило, подобный рассказчику по полу, возрасту, социальному статусу, разделяющий его цели. 3. Как правило, он входит в число лиц, изображенных на картине, хотя встречается и идентификация с дополнительно введенным персонажем. 4. Этот персонаж играет ведущую роль в сюжете, появляясь с самого начала и принимая наиболее существенное участие во всех перипетиях сюжета. А.Дэвидс и Д.Розенблатт пользовались в своем удачном исследовании синдрома отчуждения следующими критериями: а) это первый появляющийся в рассказе персонаж; б) он выполняет основные действия; в) его чувства описываются наиболее полно; г) к нему относится концовка рассказа. М.З.Дукаревич отмечает, что точнее всего определить персонаж, выступающий объектом идентификации, можно "от противного". Им следует признать персонаж, о действиях и переживаниях которого рассказчик сообщает то, что не может быть известно стороннему наблюдателю - не может быть выведено из внешне наблюдаемых проявлений. Формальным признаком идентификации выступает использование прямой речи, хотя у некоторых творческих рассказчиков прямой речью говорят все или многие персонажи. Несколько возможных затруднений в определении идентификации: 1. Идентификация может по ходу рассказа смещаться с одного персонажа на другого. 2. Две конфликтующие тенденции личности обследуемого могут приписываться двум разным персонажам. Таким образом, внутренний конфликт предстает в рассказе в форме внешнего, а идентификация, соответственно, распределяется между двумя персонажами. 3. Один из персонажей рассказа может рассказать свою историю, в которой действуют другие персонажи. В этом случае отдельно рассматривается основной ("внешний") рассказ, и отдельно "внутренний", в каждом из которых выделяется свой герой. 4. Идентификация обследуемого с персонажами противоположного пола. Это не обязательно указывает на гомосексуальные тенденции, хотя такое не исключено. Чаще, это свидетельствует о наличии черт характера, типичных для противоположного пола, у мужчин — эмоциональности, демонстративности; у женщин — решительности, агрессивности. 5. Устойчивая тенденция идентифицироваться с персонажами более молодого или старшего возраста является одним из показателей психологического возраста обследуемого. 6. Идентификация с неодушевленными предметами, которая может свидетельствовать об инфантильности, размытости границ реального и ирреального, либо характеризовать творческую личность. 7. Идентификация с ситуацией, например, с опасностью, как защитная реакция на опасную ситуацию. В жизни, например, это случается, когда став вместе с другими жертвой нападения, человек кричит "Бей их еще" с подтекстом "не троньте меня, я хороший, я с вами", причем эта реакция не является сознательной. Идентификация с ситуацией может встречаться и в рассказах ТАТ. (Идентификация с агрессором). 8. Позиция наблюдателя, автора, творца своих персонажей, не идентифицируясь ни с одним из них. 9. Феномен антиидентификации. Рассказчик создает антигероя, приписывая ему максимум негативных черт, неприемлемых для него самого. В этом случае, однако, антигерой нередко становится обладателем и некоторых черт, присущих самому обследуемому, но которые он в себе не принимает, отвергает, вытесняет. 10. Неполная идентификация, принимает форму солидаризации. В этом случае обследуемый не отождествляет себя с персонажем, но более или менее отчетливо разделяет какие-то его установки, ценности и взгляды, а в других отношениях, напротив, с ним размежевывается. Все указанные особенности идентификации там, где они есть, должны быть отмечены в таблице. 3. Потребности. Потребность, по Мюррею, "может выражаться субъективно как импульс, желание или намерение или объективно как тенденция внешнего поведения. Потребности могут сливаться - одно действие может одновременно удовлетворять две или большее количество потребностей. Потребность может функционировать как инструментальная сила, содействующая удовлетворению другой, доминирующей потребности. Система количественной оценки выраженности каждой из потребностей, в каждом рассказе по пятибалльной шкале, довольно громоздка. Удобнее ограничиться констатацией наличия или отсутствия в рассказе признаков той или иной потребности. Список Мюррея включает 20 основных потребностей.
В таблице диагностических показателей следует указать все потребности, признаки которых присутствуют в рассказе, начиная с наиболее выраженных потребностей главного героя (если он есть) и кончая наименее выраженными потребностями второстепенных персонажей.
В одном рассказе редко проявляется больше 3—4 потребностей. Суммарный подсчет частоты встречаемости каждой из потребностей во всех 20 рассказах позволяет дать характеристику потребностно-мотивационной сферы обследуемого. Таблица 2 Перечень потребностей по Murray, 1938
Выделяют по меньшей мере три варианта соотношений между проявлениями потребностей в фантазии и в поведении:
1) сильное проявление в фантазии и слабое в поведении (агрессия, автономия, секс); 2) слабое проявление в фантазии и сильное в поведении (порядок, самооправдание); 3) сильное проявление и в фантазии, и в поведении (достижение, доминирование, аффилиация). Результаты двух экспериментов, давших противоположные результаты. В обоих у испытуемых-мужчин актуализировали сексуальную потребность путем предъявления изображений обнаженных женщин. В одном случае было получено снижение числа сексуальных сюжетов в продукции воображения, а в другом случае их увеличение. Беллак объясняет это тем, что в первом случае испытуемые принадлежали к обеспеченным слоям общества, более подверженным тормозящему воздействию социальных контролей, а во втором — к низшим слоям, более раскованным в плане проявления сексуальной потребности. 4. Цели. Группа диагностических показателей, характеризующих цели героя и других персонажей. В отличие от подавляющего большинства других обязательных диагностических показателей, все или часть показателей, относящихся к рубрике целей, могут отсутствовать в конкретных протоколах. В отличие от категории потребностей, категория целей относится к сознательным устремлениям действующих лиц и не ограничивается заданным перечнем. 1. Содержание целей. В эту графу записывается (своими словами) конкретное содержание целей, которые преследует герой или другой персонаж (их редко бывает больше двух). 2. Степень реалистичности целей. Цели могут находиться в соответствии с возможностями персонажа и ситуацией, в которой он находится, или быть нереалистичными, не опирающимися на реальные возможности. Например, если мальчик со скрипкой (1), которого родители заставляют учиться музыке, хочет пойти во двор поиграть в футбол, то эта цель может быть расценена как реалистичная. Если он думает о том, что когда вырастет, станет футболистом, то это цель средней степени реалистичности. Если же он мечтает о том, что станет чемпионом мира по футболу, забив решающий гол в финале, то реалистичность этой цели следует оценить как низкую. В соответствующей графе таблицы сокращенно помечается степень реалистичности: • высокая (в), • средняя (с), • или низкая (н). 3. Степень разработанности целей. Реалистичные цели могут быть слабо разработанными, а нереалистичные могут быть разработаны весьма детально; эти два параметра друг от друга не зависят. Пример реалистичной, но не разработанной цели: герой чувствует голод и думает: поесть бы чего-нибудь. Пример нереалистичной, но разработанной цели: мальчик со скрипкой мечтает о том, как станет футболистом, попадет в сборную и поедет на чемпионат мира. И вот финальная встреча со сборной ФРГ, они проигрывают со счетом 1:2, и вот на последней минуте он получает пас из своей штрафной площади, обходит двух защитников и сильным неожиданным ударом с 15 метров забивает красивый гол в верхний угол ворот. Счет ничейный, назначают дополнительное время, в которое он забивает с углового еще один гол. Команда получает кубок, прибегают фотографы, корреспонденты, берут у него интервью, фотографируют его с кубком в руках и т.д. Степень разработанности оценивается в тех же категориях, что и степень реалистичности: • высокая (в), • средняя (с), • или низкая (н). 4. Временная локализация целей. Временная дистанция, на которую герой отодвигает свои цели, указывается в этой графе таблицы. 5. Средства достижения целей. Указываются в обобщенном виде своими словами в соответствующей графе таблицы. Например, это могут быть свои усилия, помощь других, работа над собой, манипуляция другими, пассивное ожидание, пока ситуация сама собой разрешится, и т.п. 5. Преграды. Эта категория отчасти близка к понятию прессов или сил, действующих на героев, которое было введено Мюрреем. Мюррей классифицировал прессы в соответствии с действием, которое они оказывают на героя. В. Э. Реньге говорит о внешних силах, действующих на персонажей, лишь там, где у них отсутствуют самостоятельные цели. Категория преграды, которую мы используем, опирается на понятие внутренней преграды, введенное В. В. Столиным (1983) в контексте исследования природы конфликтных смыслов, а также на представления о преградной функции смысловой установки (Леонтьев, 1996). Преграды - факторы, препятствующие или как-либо иначе влияющие на достижение персонажем своих целей либо вызывающие у него определенные реакции или переживания. Рубрика "преграды" включает в себя три графы, соответствующие трем видам преград: • внешним активным — это силы, действующие на героя вне зависимости от его действий и часто неожиданным образом. • внешним пассивным — это силы, которые необходимо преодолевать, но если не учитывать целей и потребностей героя, то эти преграды сами по себе ему не досаждают. Отличие внешней активной преграды от пассивной можно уподобить различию между автомобилем, который на вас идет, и стеной, через которую вам надо перелезть. В последнем случае преграду надо преодолевать лишь постольку, поскольку вам нужно что-то, расположенное за ней. В борьбе с этой преградой можно сделать паузу, осмотреться, подумать. Напротив, активная преграда держит вас в постоянном напряжении, заставляя немедленно действовать, предпринять усилия, чтобы с ней справиться. Один и тот же фактор при этом может выступать в зависимости от контекста либо как активная, либо как пассивная преграда. Например, если на героя рассказа, который идет по лесу, напал медведь, и этот персонаж спасается от него бегством, то ему приписывается потребность избегания опасности, а медведь расценивается как внешняя активная преграда. Если же герой пробирается через лес, чтобы уйти к партизанам, и, зная, что поблизости медведь, старается с ним не встретиться, то ведущая потребность будет иной (автономия, социальность, оказание помощи), а медведь будет по отношению к этим потребностям выступать как пассивная внешняя преграда. • внутренним - представляющим собой личностные особенности персонажей, препятствующие или как-либо влияющие на реализацию его потребностей. К ним могут относиться другие, конфликтующие потребности и ценности, совесть, какие-то личностные качества, незнание, неумение, неспособность сделать необходимое и т.п. В три графы рубрики "преграды" записывается, что именно выступает в качестве преград всех трех типов, если они имеются в данном рассказе. 6. Конфликты. Структура которых эксплицирована в рассказах, то есть прямо или косвенно указано, между чем и чем имеет место конфликт (это и записывается в соответствующих графах таблицы). Если же говорится о тяжелом душевном состоянии кого-то из персонажей, о его тяжелой эмоциональной реакции на что-то, однако сам конфликт, породивший эту реакцию, это состояние, в рассказе не представлен, то диагностические показатели группы "конфликты" не фиксируются. Конфликт — это всегда объективное столкновение каких-либо устремлений персонажа либо с окружающим его миром, людьми, либо с внутренними преградами; Встречаются также конфликты между абстрактными идеями и понятиями (см. ниже). В одном рассказе может быть несколько конфликтов одного или разных типов, а может и не быть вообще, хотя последнее встречается сравнительно редко, ибо конфликт — движущая сила любого сюжета. Все конфликты рассматриваются по отдельности в порядке их возникновения. К этой рубрике относится три показателя: 1. Содержание конфликта. В эту группу записывается своими словами, между чем имеется конфликт. Удобнее записывать содержание конфликта не в понятиях "потребность-преграда", а в житейских понятиях. По своему содержанию конфликты широко варьируют — от банальных любовных треугольников до редко, но все же встречающихся гамлетовских внутренних конфликтов "быть или не быть". 2. Тип конфликта. Конфликты подразделяются на внешние, внутренние и так называемые конфликты общего типа. Внешние конфликты — это конфликты между потребностями и целями какого-либо персонажа, с одной стороны, и внешними преградами — внешними обстоятельствами или интересами других персонажей, с другой.
Внутренние конфликты — это конфликты между потребностями и целями персонажа, с одной стороны, и его внутренними преградами, с другой. Можно привести в качестве примера довольно типичные конфликты: • между правами и обязанностями, • желанием и делом, • потребностями и возможностями их удовлетворения, • между характером (привычными формами поведения) и личностью (смыслами и ценностями) и т.п. Конфликт общего типа (М.З.Дукаревич). Это конфликт между абстрактными понятиями (добро и зло, красота и уродство, жизнь и смерть), который иллюстрируется конкретным сюжетом или же остается на уровне общих рассуждений. Этот тип конфликта отмечается лишь там, где обследуемый сам сформулировал это глобальное противоречие. Этот тип конфликта встречается обычно у людей, чья профессия связана с оперированием общими понятиями (философы, психологи, литературоведы), и в ряде случаев патологии, связанных с нарушением ориентировки в реальности. В этой графе для каждого из содержательно выделенных конфликтов указывается тип, к которому он относится. Встречается ситуация, когда один конфликт является причиной другого, в частности, внешний конфликт порождает вторичный внутренний конфликт или наоборот. В этом случае каждый конфликт анализируется отдельно, но причинные связи указываются стрелочками в этой или предыдущей графе таблицы. 3. Локализация конфликта во времени. Конфликт, вне зависимости от его типа, может быть локализован в прошлом, настоящем или будущем. Он также может переходить из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее или из прошлого через настоящее в будущее, иногда встречаются вневременные конфликты (как правило общего типа). Для каждого конфликта в этой графе указывается соответствующий вариант временной локализации. Система количественной обработки показателей, относящихся к конфликтам. (М. З. Дукаревич) Количество конфликтов, локализованных в прошлом, настоящем и будущем считается отдельно. Количество конфликтов в настоящем - актуальный уровень конфликтности обследуемого. Количество конфликтов в прошлом - мера конфликтогенности его прошлого опыта. Количество конфликтов в будущем - степень его оптимизма, фон настроения. Общее количество конфликтов во всех рассказах и количество рассказов, содержащих конфликты. Конфликты более или менее равномерно распределены по всем рассказам - конфликтная структура личности обследуемого в целом. Конфликты концентрируются в отдельных рассказах - говорит скорее о неблагополучии в определенных сферах при невысокой в целом конфликтности. Количество внешних конфликтов соответствует конфликтному поведению обследуемого в отношениях со своим окружением вообще или в отдельных сферах отношений. Количество внутренних конфликтов отражает внутреннюю напряженность, дисгармоничность личности обследуемого. Большое их количество позволяет предположить невроз, хотя встречается и склонность к сознательному акцентированию альтернативных возможностей в разных ситуациях, не порождающему внутреннего напряжения. Частота появления взаимосвязанных внешних и внутренних конфликтов и направление причинных связей говорит о том, в какой мере поведение обследуемого зависит от его душевного состояния и, наоборот, в какой мере на его душевное состояние влияют его жизненные обстоятельства. 7. Позиция героя. Выделяли четыре типа позиции: • действенную, • агрессивную, • пассивную, • страдательную. Речь идет об общем отношении к происходящим событиям и к их разрешению, следствием которого являются его конкретные действия или, напротив, бездействие. Активность позиции не связана напрямую с поведенческой активностью персонажа, который может занимать активную позицию, ничего не делая (например, сопротивляясь попыткам склонить его к каким-то действиям) или, напротив, совершать множество стереотипных или конформных действий, будучи при этом психологически пассивным. Категория позиции характеризует тем самым позицию именно внутреннюю, психологическую. Были введены два ведущих параметра, описывающих это отношение: осознанность и активность жизненной позиции (Леонтьев, 1997). Осознанность характеризует степень рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни, осознания несовпадения своего "Я" и объективно разворачивающегося жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для которых их "Я" слито, неотделимо от того, что с ними реально происходит. Активность жизненной позиции в нашем понимании характеризует способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность с пассивной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению, подчиняясь потоку событий. Хотя оба параметра жизненной позиции в какой-то мере коррелируют, они все же достаточно независимы друг от друга. Попарные сочетания осознанности и активности жизненной позиции дают четыре идеальных типа.
1. Действенная позиция характеризуется осознанностью и активностью; такой человек осознает течение своей жизни, способен стать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею. 2. Импульсивная позиция характеризуется активностью и отсутствием осознанности; такой человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им своей жизнью принимает характер хаотичных, импульсивных решений и изменений, не связанных единой логикой и жизненной целью. 3. Созерцательная позиция характеризуется осознанностью и отсутствием активности; осознавая события своей жизни как нечто отдельное от своего "Я", такой человек, однако, не в состоянии на них воздействовать по причине либо убежденности в невозможности это сделать (внешний локус контроля), либо невротической неуверенности в себе, своих силах и возможностях. 4. Страдательная позиция — это отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что происходит, как неизбежного и неконтролируемого. Если позицию удается идентифицировать у двух персонажей и более, то оба типа позиции, если они разные, записываются через запятую в соответствующей графе таблицы; если два персонажа проявляют одинаковую позицию, она записывается только один раз. Когда позиция персонажа меняется по ходу рассказа - это изменение записывается через стрелку (стр. → имп.). Подсчет показателей осознанности и активности жизненной позиции обследуемого. Показатели осознанности - суммарное количество действенных и созерцательных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. Показатели активности - суммарное количество действенных и импульсивных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. В некоторых рассказах позицию героя, возможно, идентифицировать не удастся. Интересно также посмотреть зависимость преобладающих типов позиции от темы. 8. Исход конфликта. В эту графу заносится исход каждого из выделенных в рассказе конфликтов. Конфликт может быть: успешно разрешен, исчезнуть сам собой в связи с изменением ситуации, может быть найдено временное, компромиссное решение, снижающее остроту конфликта, но не устраняющее его, конфликт может так, и остаться неразрешенным или же может возникнуть лишь перспектива его разрешения, разрешение конфликта может быть окончательным или лишь относительным, разрешение конфликта может иметь место лишь в мыслях персонажа. Характер исхода заносится в таблицу. 9. Исход рассказа. Эта категория не совпадает с исходим конфликта, поскольку: во-первых, конфликт может разрешиться, но рассказ еще будет продолжаться, во-вторых, рассказ может окончиться, а конфликт остаться неразрешенным, и, в третьих, конфликтов может быть несколько, каждый со своим исходом, а исход рассказа только один. В этой графе записывается, на чем обследуемый закончил рассказ — разрешение конфликта, перспектива будущего, ожидание неприятностей, неопределенность и т.п. 10. Истоки сюжета. В эту графу заносится источник сюжета каждого из рассказов по результатам опроса обследуемого после завершения работы с тестом. В качестве источника может выступать фантазия, собственный опыт, рассказы знакомых, книги, газеты, кинофильмы и т.п. Процедура обследования
Обработка и интерпретация результатов
Содержательные показатели: обязательные.
Содержательные показатели: факультативные. Синдромологический анализ.
|
|