|
psyoffice.ru » Леопольд Зонди: явление и человек
Леопольд Зонди: явление и человекКаин и Авель, перенесённые Л.Зонди в судьбоанализ из иудаизма, являются персонофикациями добра и зла. Дополняя друг друга, оба они живут в человеке, но каждый из них стремится вести человека своей дорожкой. Во враждебной человеку среде Авель смиряется с социальной и метафизической реальностью, а Каин страдает, злится и умирает. Авель в трудной ситуации берёт силу в партиципации с Духом – в трансцентентной мистической связи с Высшей Инстанцией. Образ такой связи возник у Л.Зонди благодаря цепному мосту через Дунай в Будапеште, который он воспринимал скорее как символ, чем как материальную конструкцию. Благодаря именно такому трансцендентному переносу он смог пережить первый, обрушившийся на него удар – смерть отца. Твёрдо став на дорогу, ведущую к вершинам гуманизации, он не сошёл с неё не смотря на обрушившиеся на него преследования, бездомность и изгнание. Однако смерть сына вызвала у него гнев и обиду из-за того, что тот не сумел устоять на этой дороге и сошёл с неё. Не смог принять он и смерть дочери, на которую он ответил страданием. Один его коллега как-то признался, что никогда не сможет забыть душераздирающий крик Л.Зонди «Вера мертва!». К теме смерти Л.Зонди обращался часто, например, когда говорил о генетически заложенном в человеке “выборе вида смерти”. О смерти, точнее о страхе смерти, он говорит и говоря о вере в Бога. О том, что неудача в партиципации с Богом, в достижении мистической связи с Духом, отбрасывает человека в атеизм, симптомами которого являются отрицание смерти, страх смерти и ипохондрия. “Тот, кто живёт с Духом – живёт дольше” (Szondi 1956, 527) – утверждает он. Л.Зонди был несогласен с утверждением Мартина Хайдеггера о том, что “бытие направлено к смерти”, как односторонним, возводящим в абсолют лишь один аспект человеческого бытия. Цель бытия, говорит Л.Зонди, не смерть, а гуманизация, представляющая собой состояние максимального раскрытия могущества человека, интеграцию его сил добра и зла, отсутствие как страха смерти, так и каких либо иных иррациональных страхов, сковывающих человека и не позволяющих ему быть творчески свободной личностью. Ещё на фронтах первой мировой войны он видел достаточно смерти, чтобы придти к выводу, что она – абстракция, лишь точка в конце жизни. Потребность в ней назревает когда человек идёт “не туда”, или ему некуда идти, или ему незачем идти, или когда ему трудно идти. Потребность писать книги продлила жизнь Леопольда Зонди. Последняя книга вышла у него за два года до смерти. Он умер лишь тогда, когда ему уже нечего было писать, сказав: “Я оставляю после себя судьбоанализ. Он уже больше меня не интересует. Может, вдруг, появится что-то новое…” Встречая Рождество 1985 года, Л.Зонди сказал коллегам, что этой зимой он умрёт. Но умер он следующей зимой, не дожив полтора месяца до своего 93-летия.
Леопольд Зонди умер, оставив на земле свою “половину” – Лили Зонди-Радвани. Она была умнейшей женщиной, ласковой, доброй, нежной. Она “не хватала звёзд с неба”, но всегда была рядом. Лили любила своих детей, хотела, чтобы появились внуки. Однако, время шло, а её дети оставались одинокими. Бессознательно не желая считать смерть сына самоубийством, она писала, что Петера убила эндогенная депрессия, которая мучила его последние восемь месяцев. После его смерти, когда она появлялась на люди, в её глазах всегда были слёзы. Смерть детей отбросила её мысли к страданиям в концентрационном лагере Берген-Бельзена. Однако страдания в лагере она воспринимала больше как урок, который преподала им жизнь. Это зло было несравненно меньшим, чем смерть детей. В горе, вызванном утратой детей, она была безутешной. Её слёзы были подобны слезам Рахили, возлюбленной жены Иакова, прародителя Израиля: “Рахиль плачет о своих детях и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет уже” (Пророк Иеремия 31:156). 18 августа 1986 года, после непродолжительной болезни, в возрасте 83 лет Лили Зонди скончалась. Закончились её страдания от утраты мужа и детей. На кладбище Цюриха, где они покоятся рядом, семья Зонди воссоединилась. И уже навечно. Зигмунд Фрейд был старше Леопольда Зонди на 37 лет. К.Г.Юнг был старше Л.Зонди на столько же лет, на сколько он сам был моложе З.Фрейда. Такое же промежуточное между ними положение К.Г.Юнг занимает и по количеству прожитых лет «83 – 86 – 92 года». И психоанализ К.Г.Юнга занимает транзитное, промежуточное, положение между психоанализом З.Фрейда и судьбоанализом Л.Зонди. Более подробно на этом можно остановиться позже. Своей же судьбой К.Г.Юнг скорее отвечал правилу “золотой середины”. Единственный из них не-еврей (немец), он всю свою жизнь прожил в благополучной Швейцарии, даже получив в конце жизни звание “почётного гражданина”. Имел два дома. Первый, построенный в 1908 году на берегу Цюрихского озера в Кюснахте, был большой и красивый. В нём он жил со своим многочисленным семейством. Второй, из двух башен с крытой галлереей и внутренним двориком, он построил в 1928 году в верхней части Цюрихского озера, в Боллинге. В нём он уединялся, чтобы думать. Если З.Фрейд был одновременно и популярным, и беспощадно критикуемым (в основном за пансексуализм), а Л.Зонди – некритикуемым, но отчуждённо-малоизвестным, замалчиваемым, то К.Г.Юнг всегда был и популярным, любимым, уважаемым, и, практически, находящимся вне критики. Хотя спорных идей у него было не меньше, чем у других. З.Фрейд, не удостоивший особым вниманием Л.Зонди, с первых дней знакомства с Юнгом стал видеть в нём своего “наследного принца”. И действительно, пусть их дружба и сотрудничество ограничились всего пятью годами, К.Г.Юнг стал и первым президентом Международного психоаналитического общества, и главным редактором издаваемого обществом ежегодного психоаналитического журнала. В России переводится и издаётся книг К.Г.Юнга не меньше, а может быть и больше, чем книг З.Фрейда. А вот Л.Зонди в ней – скорее таинственный незнакомец, чем известный учёный, основоположник фундаментального направления глубинной психологии, интегрировавшего в себе психологию, психоанализ, биологию, генетику, медицину и теологию так, что они работают в нём на благо человека и человечества как единая сплочённая команда. На мой взгляд, главная ошибка З.Фрейда, перед умом которого я преклоняюсь, была в том, что свою парциальную концепцию он не хотел видеть таковой, а маниакально пытался возвести в ранг всеобщей, универсальной. Л.Зонди, наоборот, для решения казалось бы частной, сугубо практической задачи – терапии врождённых психических дефектов, привлёк, интегрировав в единую теорию, все, без исключения, науки о человеке, все известные ему идеи других учёных. Например, “как у себя дома” в судьбоанализе оказались, в качестве побуждения к контакту, психоаналитические идеи И.Германа. Возьму на себя смелость предположить, что ещё неизвестно как бы сложилась в его судьбоаналитической системе побуждений судьба “умершего в младенчестве” ментального побуждения (М-ось), если бы в своё время Л.Зонди попались в руки труды самобытного психиатра из советской России, доктора Г.В.Сегалина. Психиатр, док.мед. Г.В.Сегалин жил в двацатые годы этого столетия в Екатеринбурге (с 1924 года Свердловск). Он заведовал психотехнической лабораторией Уральского политехнического института (к сведению – в этом институте получил образование бывший президент России Б.Н.Ельцын), и в 1925-26 годах издавал журнал “Архив клинической гениальности и одарённости” тиражом 2000 экземпляров. Направление, которое он разрабатывал, называлось эвропатология. Его исследования посвящены изучению патологии гениальной личности, патологии творчества (Лиханов А.А. 1997). Многие годы док. Г.В.Сегалин посвятил изучению родословных великих людей. Он задавал себе вопрос – почему гениальными становятся не все подряд, а лишь избранные личности? Док. Сегалин пришёл к выводу, что причина гениальности человека в его аномалии, что гениальность человека связана с его патологией, понимаемой, однако, не как болезнь, а как биологический фактор, своего рода генетический рычаг, с помощью которого человек возносится до уровня гения. Психиатры ошибаются, считал он, ставя знак равенства между патологиями гениальных и обычных людей. Он писал: “Если мы будем изучать феноменологию тех людей, которых мы называем “великий” или “гениальный”, и спросим себя, чем же они отличаются от всех других людей, то объективные исследования покажут, что в их феноменологии всегда можно увидеть симбиоз: с одной стороны – необычайно высокая продуктивность, а с другой – симптомы психической анормальности”. Г.В.Сегалин утверждал, что великие личности появляются лишь в том случае, если у них, среди ближайших родственников по материнской или отцовской линии, имеются личности психопатического склада, если не просто психически больные. И ещё одно условие появления гениальной личности – в обязательном порядке должно быть скрещение двух генеалогических линий: 1) накапливающей способности к социально ценимой продуктивности; 2) носителей психотической патологии. Первую линию он называл “комулятивной”, вторую – “диссоциативной”. Их пересечение и даёт эффект гениальной личности. Генетически, все задатки человека могут быть или в состоянии эпистаза, т.е. манифеста, или в состоянии гипостаза, т.е. в латентном состоянии. Обе группы задатков противостоят друг другу, исключают друг друга, взаимно сдерживая, и, в этом состоянии, находясь в равновесии. Если влияние эпистатических задатков ослабить, а то и снять вовсе, начинают проявлять себя, бывшие в латентном состоянии, гипостатические задатки. В том числе и такие, которые интерпретируются как гениальные. В качестве примера – Николай Васильевич Гоголь. Отцовская линия, накапливавшая литературную одарённость, скрестилась с материнской, отмеченной психотизмом, линией. Материнские задатки разрушили эпистатические задатки отцовской линии, выпустив на свободу гипостатические. Явился гений Гоголя. Сегалин приводит и клинический случай. Пока человек был психически здоровым, занимаясь живописью, он рисовал как бездарный дилетант. Но вот, он заболел прогрессивным параличём, разрушившим его эпистатический слой задатков, и его гипостатическая одарённость рождает за шедевром шедевр. Речь идёт о парижском художнике Брохисе. Аналогичная ситуация была и с Ван Гогом. Психически больных и гениальных лиц объединяет гипостатическое реагирование, манифест задатков, которые в норме не проявляют себя. Разница же в том, что гениальные имеют комулятивно-накопленную в гипостазе способность к социально ценной деятельности, а обычные психически больные такого накопления не имеют. К большому сожалению Г.В.Сегалин и Л.Зонди жили хотя и в одно время, но как бы в параллельных, непересекающихся, мирах. Ещё хуже когда как бы в параллельных мирах находятся генетика и психология, или одно психологическое направление и другое, близкое ему. Однако ни эта всеобщая параллелизация, ни те удары, которые обрушились на Л.Зонди, не смогли помешать рождению судьбоанализа. Невзирая на социально-политический и персональный дискомфорт, он, в своём интеллектуальном поиске, размахнулся с энциклопедичностью, достигающей уровня почти всестороннего целостного охвата. Подход к человеку Л.Зонди отличает антипарциальность. Человек у него не вырывается из контекста своего окружения, из своей истории и процесса развития, из эволюции. Он не деформирует своё учение, чтобы подстроиться под устоявшиеся авторитеты, чтобы обезопасить себя от нападок агрессивных “твердолобых” критиков, и даёт нам возможность увидеть человека во всей его структурной сложности. Без сомнения, психология судьбы Л.Зонди станет самой общей психологией двадцать первого века. А жизнь его создателя в памяти и делах людей будет длиться ещё очень долго. ЛИТЕРАТУРА
1. Лиханов, А.А.: Гениальность божий дар или божье наказание? В: «Независимая газета», 15.05.1997.
2. Barz, E.: Selbstbegegnung im Spiel. Zurich: Kreuz. 1988. 3. Burgi-Meyer, K. und Gyongyosi, E.K.: Verzeichnis der Schriften von Leopold Szondi. In: Szondiana 2/94, 57-63. 4. Burgi-Meyer, K.: “Das Laboratorium gleicht einer fieberhaft arbeitenden Ameisengesellschaft” Die Forschung von Leopold Szondi in der Konstitutionsanalyse zur Schicksalsanalyse (1938-1939). In: Szondiana 2/95 87-106. 5. Hughes, R.A.: The Tragedy of the Szondis. In: Szondiana 1/98 37-52. 6. Samuels, A., Shorter, B., Plaut, F.: A Critical Dictionary of Jungian Analysis. London/New York: Routledge/Kegan Paul 1994. 7. Szombati, A.: A Touch of Abel. In: The Guardian, May 9, 1982, 14. 8. Szondi-Radvanyi, L.: Ein Tag in Bergen-Belsen. Sonderheft der szondiana, Leopold Szondi zum 100. Geburtstag, 1993, 43-59. 9. Szondi, V.: Selbstmord. Bern: Huber 1975, 10.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список тех сотрудников лаборатории Л.Зонди на судьбоаналитическом этапе её деятельности, имена которых удалось установить на данный момент.
Адам Жигмонд (Adam Zsigmond) Балаж Петер (Balazs Peter) Балканьи Шари (Balkanyi Sari) Бенедек Иштван (Benedek Istvan) Бине Агнеш (Binet Agnes) Бёсёрменьи Георгий (Bцszцrmenyi Gyцrgy) Цимер Йозеф (Czimmer Jozsef) Денеш Магда (Denes Magda) Файер М.Л. (Fayer M.L.) (док., имя неизвестно) Фехнер Роза (Feher Rozsa) Феер (Fejer) (док., имя неизвестно) Фюзеши Арпад (Fьzesi Arpad) Габор Эрвин (Gabor Erwin) Габор К.(Gabor, K.) (женщина) Горои Иштван (Garay Istvan) Глейман Анна (Gleimann Anna) Гроак Вера(Groak Vera)(позже Робозне) (Robozne) Георги Юлия (Gyцrgy Julia) Гюлаи (Gyulai) (имя неизвестно, мужчина) Кардош Лайош (Kardos Lajos) Кёрёши Жужи (Kцrцsy Zsuzsi) (позже Дэринэ) (Derine) Козмутца Флора (Kozmutza Flora) (позже Ильеш Гюлане) (Illyes Gyulane) Лехнер Ференц (Lehner Ferenc) (позже Ленард) (Lenard) Мереи Ференц (Merei Ferenc) Либерман Луци (Liebermann Lucy) Маккаи Й. (Makkai J.) (имя неизвестно) Мартон Имрене (Marton Imrene) Маркуш Шандорне (Markus Sandorne) Мико Эстер (Miko Eszter) Мольнар Имре (Molnar Imre) Мольнар Вера (Molnar Vera) (позже Мереи) (Merei) Нослопи Маргит (Noszlopi Margit) Нослопи Ласло (Noszlopi Laszlo) Пфайфер Маргит (Pfeiffer Margit) Полгар Магда (Polgar Magda) Робоз Пал (Roboz Pal) Шандор Клара (Sandor Klara) Торчои Изабелла (Tarcsau Izabella) Торчои В. (Tarczau, W.) (док.) Тури Мария (Thuri Maria) Земплин Георгий (Zemplen Gyцrgy) ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Публикации Л.Зонди, когда он был сотрудником Пала Раншбурга.
1. Szondi, L. (1920): Lues es a gyengelelmejьseg. [Сифилис и слабоумие.] Olvosi Hetilap 65. ц ь 2. Szondi, L. , Haas, L. (1921): A pruritus essencialis mint a multiplex vermirigy-megbetegedes klinikai tьnete. [Возникновение чесания кожи в качестве клинического симптома множественного поражения лимфатических желёз.] Gyogyaszat 61, Nr. 14/15, 3-13. Budapest: Biro Miklos Kцnyvnyomdai Muintezete. 3. Szondi, L. (1922): Gyengelelmejьseg es belsц secretio. [Слабоумие и внутренняя секреция] Magyar Elmeorvosok VII. Ertekezlete. Orvosi Hetilap 67, Nr. 42, 406-407; Nr. 43, 414-415; Nr. 44, 424-425. 4. Szondi, L. (1923): Az ertelmi fogyatekossagok okai es azok megelцzese. Referalo elцadas a Magyar Gyogypeda gogiai Tarsasag elsц orszagos ertekezleten. [Причины и профилактика симптомов слабоумия.] 5. Szondi, L. (1923): Schwachsinn und innere Sekretion. Abhandlungen aus den Grenzgebieten der ineren Sekretion. [Слабоумие и внутренняя секреция. Материалы из пограничных с внутренней секрецией областей.] Heft 1. Budapest: Rudolf Novar u. Comp. 6. Szondi, L. (1924): Vermirigybetegek adrenalinerzekenysegerцl. [О чувствительности к адреналину при поражении лимфатических желёз.] Gyogyaszat 64, Nr. 44, 708-711; Nr. 45, 732-736. 7. Szondi, L. (1924/1925): Milyen kцlcsцnhatasban van a vermirigyrendszer a kцzponti idegrendszerrel? Referalo elцadas a Magyar Elmeorvosok VIII. Ertekezleten, Nr. 40, 630-631. [Какое взаимодействие у системы лимфатических желёз с центральной нервной системой?] 8. Szondi, L. (1925a): A fogyatecos ertelem. [Слабоумие.] Magyar Gyogypedagogiai Tarsasag kiadasa. Budapest: Kiralyi Magyar Egyetemi Nyomda. 9. Szondi, L. (1925b): Beitrдge zur Klinik und Theorie der negativen oder paradoxen Adrenalinempfindlichkeit. [Вклад в клинику и теорию негативных или парадоксальных реакций на адреналин] In: Klinische Wochenschrift, 4. Jg., Nr. 28, 1-10. Berlin: Springer. 10. Szondi, L. (1925c): A nцves zavarai es a belsц sekretio. [Нарушения роста и внутренняя секреция.] Gyogyaszat 65, Nr. 36, 814-816; Nr. 37, 850-856; Nr. 38, 870-876; Nr. 39, 893-897; Nr. 42, 952-956; Nr. 44, 989-993; Nr. 46, 1036-1041; Nr. 48, 1084-1087. 11. Szondi, L. (1925d): Utmutato az egyeniseg klinikai bio-, illetve pathotypusanak vizsgalatahoz. “Abnormitasok”, I-II resz. [Руководство по клиническому обследованию био-, соответственно, патотипических личностей.] Gyogyaszat 65, Nr. 11, 245-249; Nr. 12, 271-277. 12. Szondi, L. (1925e): Az infantilis tцrpesegrцl. «Abnjrmitasok», III-IV resz. [Об инфантильных лилипутах] Gyogyaszat 65, Nr. 13, 299-303; Nr. 14, 320-324. 13. Szondi, L. (1925f): Az agyfьggelek es az agyvelц hibassagabol eredц tцrpe- es kisnцvesrцl. Nanosomia pituitaria es nanosomia cerebralis. “Abnormitasok”, V-IX resz. [О карликах, соответственно малорослых, вследствие недостаточности гипофиза и головного мозга] Geogyaszat 65, Nr. 28, 655-658; Nr. 29, 683-685; Nr. 30, 706-708; Nr. 32, 739-744. 14. Szondi, L., Kenedey, Miskolczy (1925g): Die Beziehungen des Morbus Recklinghausen zum endokrinen System. [Связь расщепления нёба с эндокринной системой.]Beitrдge zur Klinik und Histologie der Neurofibromatosis. Arch. F. Dervatologie 148. 15. Szondi, L. (1926a): A nцves zavarai es a belso secretio. [Нарушение роста и внутренняя секреция] (На стр. 97 имеется рисунок разработанного Л.Зонди и Ратом «тестомера», предназначенного для исследования мужских половых желёз). 16. Szondi, L. (1926b): A rendes haviverzes es az endokrin eredetь koros mehverzesek polyglandularis szervkivonatokkal tцrtenц megallitasarol. [О торможении нормальных месячных и патологических маточных кровотечениях эндокринного происхождения с помощью полигландулярных органных вытяжек] Geogyaszat 66, Nr. 3, 3-11, 57-60. Budapest: Globus Muintezet Reszvenytarsasag. 17. Szondi, L. (1926c): Az ertelmi fogyatekossagok kezelesenek ujabb utairol. [О новых методах лечения слабоумия.] Gyogyaszat 66, Nr. 36, 828-829; Nr. 37, 842-847. 18. Szondi, L. (1927): Az ertelmi fogyatekossagok kezelesenek ujabb utairol. [О новых методах лечения слабоумия] . 19. Szondi, L. (1928a): Die Beziehungen der Ьberempfindlichkeit der Haut zu den Anomalien des vegetativen Nervensystems. [О новых методах лечения слабоумия]. 20. Szondi, L. (1928b): Neurastheniasok alimentaris hyperglykaemias reactiojarol. [Пищевые реакции неврастеника]. Orvosi Hetilap 3, 63-66. 21. Szondi, L. (1929a): A neurasthenia korkepenek kettevalasztasa. Egy uj stigma neurasthenicumrol. [Деление картины заболевания неврастенией на две части. Об одном новом симптоме неврастении. (Книга посвящается Палу Раншбургу)]. Издание лечебно-педагогического общества Венгрии. 22. Szondi, L. (1929b): Zur Psychometrie der Tests. Versuch einer kritischen Darlegung der Massbegriffe und Masseinheiten der Tests.[О психометрических тестах. Попытка критического изложения понятия измеряемого и единицы измерения. Том 72, номер 1/2, 43-114.] Leipzig: Akademische Verlagsanstalt. 23. Szondi, L., Lax, H. (1929c): Ьber die alimentдre glykдmische Reaktionen bei Neurasthenie. [О пищевой гликемической реакции при неврастении]. In: Zeitschrift fьr die gesamte Experimentelle Medizin, Band 64, Heft 1 und 2, 274-280. Berlin: Julius Springer. 24. Szondi, L. (1930): Die Reision der Neurastheniefrage. Die klinische und pathogenetische Neuorientierung zum Neurasthenieproblem. [Пересмотр вопроса о неврастении. Новые клиническая и патогенетическая ориентации по проблеме неврастении.] Mit einem Geleitwort von Prof. Oswald Bumke (с предисловием проф. Освальда Бумке), Mьnchen. Budapest/Leipzig: Rudolf Novak & Co. (Л.Зонди посвятил эту работу венгерскому исследователю, работавшему в области конституциоанального анализа, Бертольду Штиллеру.) Публикации Леопольда Зонди в качестве руководителя лаборатории
на предсудьбоаналитическом этапе её работы.
1. Szondi, L. (1927): A korrelacios szamitasok gyakortati ertekelese a gyogypedagogiaban. [Практическая ценность корреляционных расчётов в лечебной педагогике.] Magyar Gyogypedagogia 9-10, 176-185.
2. Szondi, L. (1928a): A korrelacios szamitasok gyakorlati ertekelese a gyogypedagogiaban. [Практическая ценность корреляционных расчётов в лечебной педагогике.] Budapest: Kiralyi Magyar Egyetemi Nyomda. 3. Szondi, L. (1928b): A testi es lelki eres egeszsegtana. [Биология физической и психической зрелости.] Kцzegeszegьgyi Ertesitц Juli 1928, 1-14. 4. Szondi, L. (1928c): Die Beziehungen der Ьberempfindlichkeit der Haut zu den Anomalien des vegetativen Nervensystems. [Связь гиперчувствительности кожи с аномалией вегетативной нервной системы.] In: Archiv fьr Dermatologie und Syphilis, Band 154, Heft 1, 54-60. Berlin: Julius Springer. 5. Szondi, L. (1929): Idegbetegsegek, ertelmi es kedelyi zavarok organotherapias kezelese. Klinikai Recipekцnyv (1926-1929). [Органотерапевтическое лечение нервных заболеваний, умственных нарушений и задержек интеллектуального развития. Книга клинических рецептов (1926-1929).] Издательство и место издания не установлено. 6. Szondi, L. (1929a): Az endokrin-mirigyek kцlcsцnцs kapcsolatainak diagnostikai es therapias jelentцsege . [Диагностическое и терапевтическое значение взаимосвязей эндокринных желёз.] Gyogyaszat 69, Nr. 48-51, 1-45. Budapest: Globus Nyomdai Mьintezet Reszvenytarsasag. 7. Szondi, L. (1929b): Magyar anthropometriai normak. Elso sorozat: Az iskolas gyermek testi meretei. 6-13 eves korig. Iskola- es gyermekorvosok szamara. [Лечебно-педагогические нормы Венгрии. Первая серия. Телесные размеры школьников в возрасте 6-13 лет. Для школьных детских врачей.] Budapest: Novak Rudolf es tarsa. 8. Szondi, L. (1930): Vita az altalam leirt “Stigma neurasthenicumrol” vagy a “psychastenias reactio”-rol. [Диспут о том, как писать: «неврастенический симптом» или «психастеническая реакция». ] Gyogyaszat 70, Nr. 26, 584-586. 9. Szondi, L. (1930): A constitutios tan jelentцsege a gyogypedagogiai tanarkepzesben. [Значение учения о конституции для развития преподавателя лечебной педагогики.] Magyar Gyogypedagogia Nr. 9-10, 134-140. 10. Szondi, L. (1930a): A tehetseg biologiaja. [Биология одарённости] Budapest 1930. 11. Szondi, L. (1930b): Die Neurastheniefrage im Lichte der Konstitutionsanalyse. Eine kurze Zusammenfassung. Mitteilung aus dem staatlichen heilpдdagogischen Laboratorium fьr Pathologie und Therapie.[Вопросы неврастении в свете конституциоанального анализа. Краткое резюме. Сообщение из государственной лечебно-педагогической лаборатории патологии и терапии.] In: Festschrift der Monatsschrift Ungarischer Mediziner, Heft 9-10, 1-8. Budapest: Druckerei der Pester Lloyd- Gtsellschaft. 12. Szondi, L. (1931a): Constitutioanalysis es ertelmi fogyatekossag. [Конституциоанализ и слабоумие.] In: A Gyogyaszat tudomanyas kцzlemenye LXXI, Nr. 12, 177-179; Nr. 13, 198-202; Nr. 14, 212-216. Budapest: Globus Nyomda Mьintezet R.-T. 13. Szondi, L. (1931b): Constitutioanalysis es ertelmi fogyatekossag. [Конституциоанализ и слабоумие.] Budapest: Globus Neomda Mьintezet R.-T. 14. Szondi, L. (1931c): Das Staatliche Heilpдdagogische Laboratorium fьr Pathologie und Therapie, Budapest. Programm, Organization und Arbeitsrichtung. [Государственная лечебно-педагогическая лаборатория, Будапешт. Программа, организация и направления деятельности.] In: Lesch, E. (под редакцией) Сообщение 5. Конгрес лечебных педагогов в Кёльне. 1930 год, 173-174. Mьnchen: Rudolph Mьller & Steinicke. 15. Szondi, L. (1931d): Studien zur Theorie und Klinik der endokrinen Korrelationen. [Исследования по теории и клинике эндокринных взаимосвязей.] In: Endokrinologie. Zentralblatt fьr das Gebiet der inneren Sekretion und Konstitutionsforschung. Bd. IX, Heft 5, 321-354. Leipzig: Johann Ambrosius-Barth. 16. Szondi, L. (1931e): Uber Art und Wert der Konstitutionsanalyse bei Schwachsinnigen. Aus dem Staatlichen Heilpдdagogischen Laboratorium fьr Pathologie und Therapie, Budapest. [Виды и ценность конституциоанального анализа при слабоумии. Из государственной лечебно-педагогической лаборатории патологии и терапии.] In: Lesch, E. (под редакцией) Сообщение 5. Конгрес лечебных педагогов в Кёльне, 1930 год, 175-225. Munchen: Rudolph Muller & Steinicke. 17. Szondi, L. (1932a): Konstitutionsanalyse von 100 Stotterern. [Конституциоанальный анализ 100 заикающихся.] In: Wiener Medizinische Wochenschrift, Nr. 28, 1-18. Wien: Moritz Perles. 18. Szondi, L. (1932b): Konstitutionsanalytische Beitrдge zur Revision der Neurastheniefrage. Referat, gehalten am I. Internationalen Neurologischen Kongress Bern, 31.8 bis 4.9.1932. [Вклад конституциоанального анализа в вопрос пересмотра понятия неврастения. Доклад сделанный на 1-ом Международном неврологическом конгрессе в Берне.] In: Bericht uber den I. Internationalen Neurologischen Kongress Bern, 265-266. Bern: Stдmpfli & Cie. 19. Szondi, L. (1932c): A Gyogypedagogia allasa Hollandiaban (Beszamolo.) [Положение с лечебной педагогикой в Голландии (реферат).] Magyar Gyogypedagogia 1932, evi 8-10, szamabol. Kalocsa Arpad R.-T. kцnyvnyomdaja. 20. Szondi, L. (1933): Biedl Artur (1869-1933). [Артур Бидл] Gyogyaszat 73, Nr. 40, 609. 21. Szondi, L. (1933a): Konstitutionsanalyse psychisch abnormer Kinder. 5 Vorlesungen. [Конституциоанальный анализ психически анормальных детей. Пять публичных лекций.] Halle a. S.: S. Carl Marhold Verlagsbuchhandlung. 22. Szondi, L. (1933b): Diagnostikai es therapias tevedesek az endokrinologia es a neurologia hatarterьleten. Elsц kцzlemeny: Endokrin-syndroma es hypothalamus-syndroma differentialdiagnostikaja. [Диагностические и терапевтические заблуждения в граничащих с эндокринологией и неврологией областях.] In: Gyogyaszat tudomanyos kцzlemenye 73, Nr. 40, 610-614; Nr. 41, 625-630. Budapest: Globus Nyomdai Muintezet R.-T. 23. Szondi, L. (1935a): Megjegyzesek Varga Tibor: Feer-fele vegetativ neurosisrol. [Замечания Тибору Варге: Веерный вегетативный невроз.] c. Cikkehez Orvosi Hetilap, Nr. 15, 422-423. 24. Szondi, L. (1935b): Konstitucio es szocialis orvostudomany. [Конституция и социально-медицинская наука.] In: Szocialis Orvostudomany. Januar 1935. Budapest: Kцzlekedesi Nyomda. 25. Szondi, L. (1935c): A csaladkutatas es ikerkutatas modszertani elemei. Harom elцadas. [Методические детали исследований семьи и близнецов. Три доклада.] In: Orszagos Stefania Szцvetseg 105, szam. 1-54. 26. Szondi, L. (1936a): Az цrцklestan jelentцsege a gyakorlatban. [Значение генетики в практике.] Budapest: Admiral Nyomdai Mьintezet. 27. Szondi, L. (1936b): Der Neurotiker im Lichte der psychoanalytischen, neuroendokrinen und erbpathologischen Forschungen. Eine Konfrontation der drei Richtungen. [Невротик в свете психоаналитических, нейроэндокринных и наследственнопатологических исследований. Конфронтация трёх направлений.] In: Schweizer Archiv fьr Neurologie ynd Psychiatrie, Band XXXVII, Heft 2, 313-334. Zurich: Art. Institut Orell Fussli. 28. Szondi, L. (1942a): Endokrinologia. Klinikai Diagnostika II, 4/5, 41-80. [Эндокринология. Клиника и диагностика.] Публикации Леопольда Зонди на судьбоаналитическом этапе деятельности лаборатории (1937-1944)
1. Szondi, L. (1937): Analysis of merriages. An attempt at a theory of choice in love. [Анализ заключаемых браков. Проба теории выбора в любви.] In: Acta Psychologica Vol. III, Nr. 1, 1-80. The Hague: Martinus Nijhoff.
2. Szondi, L. (1939a): Osztцn es neveles. Kiserleti цsztцnvizsgalatok ikreken. [Побуждения и воспитание. Экспериментальное исследование побуждений у близнецов.] In: Kornis, G., Brandenstein, B., Harkai Schiller, P.: Lelektani tanulmanyok. Harmadik kotet, 79-111. Budapest: A Kir. Magyar Pazmany Peter Ttudomanyegyetem Lelektani Intezetenek Kiadasa. 3. Szondi, L. (1939b): Elцadasok a kiserleti цsztцndiagnosztika kцrebцl. I. Resz. Elmelet es Methodika. [Доклад по экспериментальной диагностике побуждений. Часть 1. Теория и методика. ] Budapest, 1939 [гектография]. 4. Szondi, L. (1939c): Beszamolo a M. Kir. Allami Geogypedagogiai Tanarkezц Fцiskola Kortani es Gyogytani Laboratoriumanak 1938, evi munkassagarol.[Сообщение о работе лаборатории патологии и терапии по проведению обучающих семинаров в Государственном Лечебно-Педагогическом институте Венгерского Королевства в 1939 году.] In: Kьlцlenyomat a Jцvцo Utjain, 1939, evi 1-2, szamabol 3-5. 5. Szondi, L. (1940a): Heilpдdagogik in der Prophylaxe der Nerven- und Geisteskrankheiten. [Лечебная педагогика в профилактике нервных и психических заболеваний. Доклад сделанный на I Международном конгрессе лечебных педагогов в Женеве, в 1939 году. ] In: Hanselmann, H., Simon Therese: Bericht uber den I. Internationalen Kongress fьr Heilpдdagogik. Geneve, 24-26. Juli 1939, 24-61. Zьrich: Verlag AG. Gtbr. Leemann & Co. 6. Szondi, L. (1940b): Osztцn es neveles. Osztцndiagnostikai kiserletek ikreken. Kцzlemeny a sorsanalitikus szeminariumbol. [Побуждения и воспитание. Публикации судьбоаналитических семинаров.] Budapest: A Kir. Magy. Pazmany Peter Tudomanyegyetem Lelektani Intezete Kiadasa 1940. 7. Szondi, L. (1942b): Elцadasok a kiserleti цsztцndiagnosztika kцrebцl. IV. Kцtet. Az embermeghatarozasa. Az цsztцnцk tapasztalati rendszereben. Az ember цszton-Linnaeusa.[Доклад по экспе¬римен¬тальной диагностике побуждений. Том IV. Описание человека в эмпирической системе побуждений. Судьбы людей в линнеевской системе.] Budapest 1942 [гектография] Dioszegi sokszorositas. 8. Szondi, L. (1943a): Elцadasok a kiserleti цsztцndiagnosztika kцrebцl. I. Kцtet. Modszertan es цsztцntan.[Доклад по экспериментальной диагностике побуждений. Том I. Методика и учение о побуждениях.] Budapest 1943 [гектография]. Dioszegi sokszorositas. 9. Szondi, L. (1943b): Elцadasok a kiserleti цsztцndiagnosztika kцrebцl. II. Kцtet. Modszertan, altalanos цsztцntan es altalanos tьnettan.[Методика, общее учение о побуждениях и общее учение о синдромах. Том II.] Budapest 1943. (В письме к своему другу профессору Карлу Кереньи, отправленном в июне 1943 года, Леопольд Зонди писал, что рукопись II тома завершена. В этом же письме он утверждал, что в июле 1943 года он её распечатает.) 10. Szondi, L. (1943c): Elцadasok a kiserleti цsztцndiagnosztika kцrebцl. III. Kцtet. Az en kiserleti elemzese.[Лекции по экспериментальной диагностике побуждений. Том III. Экспериментальная диагностика побуждений Я. ] Budapest 1943 [гектография]. Dioszegi sokszorositas. 11. Szondi, L. (1944): Schicksalsanalyse. Wahl in Liebe, Freundschaft, Beruf, Krankheit und Tod. Erbbiologische ynd psychohygienische Probleme. [Судьбоанализ. Выбор в любви, дружбе, профессиях, заболеваниях и в виде смерти. Наследственнобиологические и психогигиенические проблемы.] Basel: Benno Schwabe & Co. Публикации Леопольда Зонди в цюрихский период его деятельности (1946-1986).
1. Szondi, L. (1946): Erziehung und Behandlung der Triebe. [Воспитание и лечение побуждений.] In: Schweizerische Zeitschrift fьr Psychologie und ihre Anwendungen, Band V, Heft 1, 3-14. Bern: Hans Huber.
2. Szondi, L. (1947a): Experimentelle Triebdiagnostik. Tiefenpsychologische Diagnostik im Dienste der Psychopathologie, Kriminal- und Berufspsychologie, Charakterologie und Padagogik. Band I: Testband; Band II: Textband. [Экспериментальная диагностика побуждений. Глубиннопсихологическая диагностика на службе психопатологии, психологии преступности, профориентации, характерологии и педагогики. Том I: тест-аппарат; том II: том текстов.] Bern: Hans Huber. (Эта работа была переведена на французский и английский языки: «Diagnostic experimental des pulsions» [перевела Ruth Bejarano-Pruschy] Paris: Press Universitaires de France 1952, 2. издание 1973; «Experimental diagnostic of drives» [перевела Gertrude Aull]. New York: Grune and Stratton 1952. 3. Szondi, L. (1948): Schicksalsanalyse. Erstes Buch. Wahl in Liebe, Freundschaft, Beruf, Krankheit und Tod. [Судьбоанализ. Книга первая. Выбор в любви, дружбе, профессиях, заболеваниях и в видах смерти.] Издано в качестве VI тома книжной серии «Психогигиена – наука и практика» von Heinrich Meng. Второе, переработанное издание. Basel: Benno Schwabe & Co. 4. Szondi, L. (1949): Revision der Frage der “erblichen Belastung”. Erbhygienische Betrachtungen ьber menschliche Konduktoren.[Пересмотр вопроса «наследственная предрасположенность». Наследственно-гигиенические соображения по кондукторной природе человека.] In: Federn-Meng: Psychohygiene. Herausgegeben von Pfister-Ammende, Maria. Bd. 1, 61-77/ Bern: Hans Huber. 5. Szondi, L.(1952): Triebpathologie Bd.I. [Патология побуждений. Том I.] Bern: Hans Huber. 6. Szondi, L. (1953): Syndromanalytische Ergдnzungen zu der Arbeit: G. Petz: “Triebstrukturanalyse bei Lungentuberkulцsen”. [Синдромоаналитическое дополнение к работе Г.Пеца “Побудительно-структурный анализ больных туберкулёзом лёгких.”] In: Szondiana I, Beiheft zur Schweizerischen Zeitschrift fьr Psychologie und ihre Anwendungen, Nr. 21, 145-155/ Bern: Hans Huber. 7. Szondi, L. (1954a): Mensch und Schicksal. Elemente einer dialektischen Schicksalswissenschaft (Anankologie). [Человек и судьба. Элементы диалектики в науке о судьбе.] Wissenschaft und Weltbild, 7. Jg., Heft Ѕ, 15-34. Wien: Herold. 8. Szondi, L. (1954b): Vom Schicksal. [О судьбе.] In: Canziani, W.: Psychologia-Jahrbuch 1955, 15-34. Zьrich: Rascher. 9. Szondi, L. (1955a): Die Sprachen des Unbewussten. Symptom, Symbol und Wahl. [Поговорим о бессознательном. Симптом, символ и выбор.] In: Szondiana II, Nr. 26, 5-34. Bern: Hans Huber. 10. Szondi, L. (1955b): Schicksalspsychologie. [Психология судьбы.]In: Die TAT, 20, Jg./Nr. 28 (29.1.1955), 11, Zьrich. 11. Szondi, L. (1956a): Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. [Анализ Я. Основание целостности глубинной психологии. Патология побуждений, том II.] Bern: Hans Huber. 12. Szondi, L. (1956b): Heilwege der Tiefenpsychologie. [Глубиннопсихологические пути к здоровью.] Bern: Hans Huber. 13. Szondi, L. (1957a): Die Anwendung der Psychoschock-Therapie in der Psychoanalyse. [Использование психошоковой терапии в психоанализе.] In: Acta Psychotherapeutica, Psychosomatica et orthopaedice. Internationale Zeitschrift fьr Psychotherapie, Psychosomatik und Heilpдdagogik. Vol. V, Fasc. 10-43. Basel: S. Karger. 14. Szondi, L. (1957b): Die gegenwдrtigen Stromungen in der Tiefenpsychologie. [Современные направления в глубинной психологии.] In: Graber, G.H.: Der Psychologie, Bd. IX, Heft 2, 64-66. Schwarzenburg: GBS-Verlag. 15. Szondi, L. (1958): Destin et Liberte. Extrait des Etudes Carmelitaines, 3-32. [Судьба и свобода. Избранные этюды.] Desclee de Brouwer. 16. Szondi, L., Moser, U., Webb, M.W. (1959): The Szondi Test. [Тест Зонди.] In: Diagnosis, Prognosis and Treatment. Philadelphia/Montreal: J. B. Lippincott Company. 17. Szondi, L. (1960a): Trieblinnдus-Band. Menschenbestimmung mit Hilfe der Linnaustabellen aufgrund von 5086 Untersuchungen. [Том линнеевской системы побуждений. Определение человека с помощью линнеевских таблиц, базирующихся на 5086 обследованиях. ] Bern: Hans Huber. 18. Szondi, L. (1960b): Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. Text-band. 2. Vцllig umgearbeitete Auflage.[Учебник экспериментальной диагностики побуждений. Текст-том. Второе, полностью переработанное издание.] Bern: Hans Huber.[Это издание было полностью переведено на японский (перевод Р. Сатаке, Токио) и испанский (перевод Федерико Сото Ярриту) языки. Tradado del Diagnostico Experimental de los Institutos. Madrid: Biblioteca Nueva 1970]. 19. Szondi, L. (1962): Grundriss der schicksalsanalytischen Therapie. [Очерки по судьбоаналитической терапии.] In: Szondiana III. Nr. 43, 7-60. Bern: Hans Huber. 20. Szondi, L. (1963a): Schicksalsanalytische Therapie. Ein Lehrbuch der passiven ynd aktiven analytischen Psychotherapie. [Судьбоаналитическая терапия. Учебник активной и пассивной аналитической психотерапии.] Bern: Hans Huber. 21. Szondi, L. (1963b): Der Weg zur Menschwerdung. [Путь к очеловечиванию.] In: Szondiana IV, Nr. 46, 95-120. Bern: Hans Huber. 22. Szondi, L. (1964a): Freud als Wissenschafter. [Фрейд как учёный.] In: Neue Zurcher Zeitung (NZZ), Nr. 432 (13), Sonntagsausgabe vom 2.2.1964, Blatt 5. 23. Szondi, L. (1964b): Neuorientierung in der Frage der Ich-Spaltungen. [Новая ориентация в вопросе членения Я.] In: Medizinische Klinik, Jg. 59, Nr. 48, 27. November 1964, 1889-1894. 24. Szondi, L. (1964c): Thanatos and Cain. [Танатос и Каин.] In: American Imago, 21, ѕ, 52-63. 25. Szondi, L. (1965a): Schicksalsanalyse. Wahl in Liebe, Freundschaft, Beruf, Krankheit und Tod. [Судьбоанализ. Выбор в любви, дружбе, профессии, заболевании и смерти.] Издано в качестве VI тома книжной серии “Psychohygiene – Wissenschaft und Praxis” von Heinrich Meng. Третье, переработанное и расширенное издание. Basel: Schwabe & Co. 26. Szondi, L. (1965b): Thanatos und Kain. Zu den Anfдngen der Kultur. [Танатос и Каин. К истокам культуры.] In: Neue Zьrcher Zeitung (NZZ), Nr. 1865 (48), Sonntagsausgabe vom 2.5/1965, Blatt 4. 27. Szondi, L. (1965c): Le Test de Szondi employe comme critere de I’indication d’une psychotherapie analytique. [Тест Зонди как критерий показаний к аналитической психотерапии.] Revue de Psychologie Appliquee, Vol. 15, No. 2, 2me Trimestre, 95-121. Paris: Editions de psychologia appliquee, Square Jouvenet. 28. Szondi, L. (1966a): Ursprung und Hintergrund der Krise in den analitischen Psychotherapien. [Происхождение и подоплёка кризиса в аналитической психотерапии.] In: Szondiana VI. Nr. 50, 13-64. Bern: Hans Huber. 29. Szondi, L. (1966b): Zur Psychologie der Wahl, Teil I. [К психологии выбора. Часть I.] In: Neue Zьrcher Zeitung (NZZ), Nr. 2373 (61), 29. Mai 1966, Blatt 4 (Literatur und Kunst). 30. Szondi, L. (1967a): Das Ich in der Tiefenpsychologie. [Я в глубинной психологии.] In: Perspektiven der Zukunf. Gesselschaft der Freunde Teilhard de chardins. 5. Oktober 1967, 4-5. Freiburg i. Br. 31. Szondi, L. (1967b): Die Dialektik “Ich/Erbe” und “Ich/Trauma” im Schicksal des Einzelnen. [Диалектика “Я/врождённое” и “Я/травма” в судьбе индивида.] In: Szondiana VII, Nr. 51, 15. Bern: Hans Huber. 32. Szondi, L. (1967c): Wandlung des Schicksalsbegriffes in der Tiefenpsychologie. [Изменение понимания судьбы в глубинной психологии.] In: Schuhmacher, J.: Festschrift fьr Werner Leibbrandt zum siebzigsten Geburtstag, 171-189. Mannheim: Boeringer. 33. Kulcsar I. S., Kulcsar, Shoshanna, Szondi, L. (1967d): Adolf Eichmann an the Third Reich. [Адольф Эйхман в третьем рейхе.] In: Slovenko, R.:Crime, Law and Corrections [Преступление, закон и исправление.], 16-52. Springfield (Illinois): Charles C. Thomas. 34. Szondi, L. (1968a): A letter to Theodor Reik. [Письмо Теодору Рейку.] In: American Imago, Vol. 25, 1, 21-26. 35. Szondi, L. (1968b): Freiheit und Zwang im Schicksal des Einzelnen. [Свобода и вынужденность в судьбе индивида.] Bern: Hans Huber. 36. Szondi, L. (1969a): Kain, Gestalten des Bцsen. [Каин. Образование злодея.] Bern: Hans Huber. 37. Szondi, L. (1969b): Teoria instintiva. [Теория инстинктов.] In: Revista de Psicologia General y Aplicada. Madrid. Vol. 24, Nr. 101, 1159-1175. 38. Szondi, L. (1971a): Diskussion zur Frage der Parallel-Bilderserien zum Szonditest. [Дискуссия по вопроссу о параллельных портретных сериях к тесту Зонди.] In: Szondiana VIII, Nr. 54, 238-246. Bern: Hans Huber. 39. Szondi, L. (1971b): Ruckblick und Ausblick. [Ретроспектива и перспектива.] In: Szondiana VIII, Nr. 54, 344-358. Bern: Hans Huber. 40. Szondi, L. (1971c): L’ homme Moise a la lumiere de l’analyse du destin. [Человек Моисей в свете судьбоанализа.] In: Revue de Psychologie et des sciences de l’education, Vol. 6, Nr. 4, 428-445. 41. Szondi, L. (1972): Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. Bd. I, Text-Band. 3. Erweiterte Auflage. [Учебник экспериментальной диагностики побуждений. Том 1. Текст-том. Третье, дополненное издание.] Bern: Hans Huber. 42. Szondi, L. (1973a): Moses, Antwort auf Kain. [Моисей. Ответ Каину.] Bern: Hans Huber. 43. Szondi, L. (1973b): Leopold Szondi. Schicksalsanalyse – eine Selbstdarstellung. [Леопольд Зонди. Судьбоанализ – описание себя.] In: Pongratz, L.J.: Psychotherapie in Selbstdarstellungen [Психотерапия описанием себя], 413-457. Bern: Hans Huber. 44. Szondi, L. (1973c): Die Geschichte vom “Unbewussten” vor S. Freud. Vervielfдltigtes Manuskript. [Представление о “бессознательном” у З. Фрейда. Размноженная рукопись.] Zьrich: Stiftung Szondi-Institut. – 69 страниц этого большого сочинения сделаны Л.Зонди в доступной для студентов института Зонди форме. 45. Szondi, L. (1976a): Die Idee “Mensch”. Die innere Freiheit des Menschen. [Идея «человека». Внутренняя свобода людей.] In: Zьrichsee-Zeitung, 132. Jg., Nr. 59, 11.3.1976, 20 (Wort+Antwort). 46. Szondi, L. (1976b): Das Unbewusste im Lichte der Analytischen (Komplexen) Psychologie C. G. Jung. [Бессознательное в свете аналитической (комплексов) психологии К. Г. Юнга.] In: Heusser, H.: Instinkte und Archetypen im Verhalten der Tiere und im Erleben des Menschen. [Инстинкты и архетипы в поведении животных и во врождённом человека.] Darmstadt: Wissenschaftliche Buchdgesellschaft 1976, 246-260. 47. Szondi, L. (1977): Ьber die Liebe. [О любви.] Amriswil: Amriswilerbucherei. 48. Szondi, L. (1978): Die Formen der Agression. [Формы агрессии.] In: VIII. Coloquio internacional de I.F.S.A. cientifico programa, Pamplona, 27-30 de agosto de 1978. Universitat studiorum Navarrensis, 3-18. 49. Szondi, L. (1980): Triebentmischten. [Разделение побуждения.] Bern: Hans Huber. 50. Szondi, L. (1981): Autor du destin. [Автор судьбы.] In: Psychiatries. Revue francaise des Psychiatres d’exercice prive, Numero spesial Szondi, Nr. 43-44, 1981/1, Paris. 51. Szondi, L. (1984): Integration der Triebe. Die Triebvermischten. [Интеграция побуждения. Складывание побуждения.] Bern: Hans Huber. 52. Szondi, L. (без указания года): Schicksalsanalyse. [Судьбоанализ.] (Размноженная рукопись). Zьrich: Stiftung Szondi-Institut. – 23 страницы и перечень работ обширного сочинения вместе предназначались Зонди для обучающихся в институте Зонди в 1974 и 1979 годах. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Письмо З. Фрейда Леопольду Зонди ответ на его письмо.
ПРОФ. ДОК. ФРЕЙД ВЕНА IX, БЕРГШТРАССЕ 19 18.06.1937 Глубокоуважаемый господин доктор, С превеликим удовольствием я обнаружил в вашей весьма интересной работе довольно масштабную точку зрения на анализ. Правда, я пока не могу представить себе, на сколько полно вам удастся обосновать научными исследованиями свой биогенетический тезис. Слишком чуждая мне эта тема. Определённые возражения возникают и в отношении представленных материалов. Выборы в любви и в браке часто не совпадают. Да и свобода выбора довольно часто бывает ограничена. Психоаналитический опыт даёт нам всевозможнейшее разнообразие предпосылок любви: это и привязанность к раннедетскому объкту любви, и полученные в связи с ним впечатления, и попытка нарцисстического дублирования собственной персоны, часто относящегося к тем сторонам личности у представителя противоположного пола, которые у него самого остались недоразвитыми (например, у юноши по отношению к желаемой ему девушки и т.п.). Также любовная связь может указывать и на отрицание имевшейся зависимости. Например, уйти как можно дальше от образа инцестуозно привязанной к нему матери либо сестры. Так что фактор, на который вы обратили своё внимание, может сыграть свою роль и не являясь ни отдельным, ни базисным. Извините за краткость. С глубочайшим уважением, Ваш Фрейд. Назад 2 из 2
|
|