|
psyoffice.ru » Судьбоанализ и профконсультирование (продолжение)
Судьбоанализ и профконсультирование (продолжение)Глава 3
Мутоды описания профессий Концепция судьбоаналитического профконсультирования Зонди получила свое завершение в работах М. Ахтниха, который представил оригинальную психологию и диагностику профессий.
В значительной степени профессию характеризует разнообразие совершаемых в ней видов деятельности, но сами по себе они еще не отражают всего ее содержания. Описывая профессию, необходимо отметить следующие аспекты: 1) название профессии; 2) виды деятельности, совершаемые в профессии; 3) используемые инструменты; 4) материалы и средства, применяемые в профессии; 5) предмет труда, подвергаемый обработке; 6) место, где происходит работа; 7) конечную цель труда. Вид деятельности, инструменты, материалы, предмет труда, место и цель имеют прямую связь с факторами М. Ахтниха. В качестве примера рассмотрим фактор К (физическая сила, в тесте Зонди представлен фактором S – садизм). Виды деятельности фактора К (физическая сила)
К 1: ударять, стучать, заколачивать гвозди, клепать, рубить, колоть, сверлить, фрезеровать, пилить, точить, резать, пробивать, проникать.
К 2: поднимать и переносить грузы К 3: ломать, разрушать К 4: долбить киркой, копать, мотыжить К 5: резать, разрубать, стрелять К 6: боксировать, драться, сражаться, бороться, фехтовать К 7: преодолевать сопротивление, укрощать К 8: оперировать К 9: применять физическую силу К 10: подчинять, господствовать, нападать, побеждать, продвигаться вперед, «работать локтями». К 11: быть душевно черствым, агрессивным, деструктивным, доставлять слишком много хлопот К 12: принимать жесткие меры, быть твердым в достижении целей, беспощадным. Инструменты фактора К
– Топор, молоток, сверло, напильник, фреза, кусачки, инструменты для резьбы, режущие инструменты, нож;
– домкрат, зубило, дробилка, отбойный молоток, мотыга, лопата, кирка; – оружие, кулаки, кастет, наручники, дубинка, кнут; – скальпель, бор-машина и др. Предмет труда фактора К
– Твердые материалы (металл, железо, сталь, жесть, камень, твердая земля, стекло);
– грузы; – объекты, подлежащие разрушению; – противник, конкурент; – жертва. Место труда фактора К
– Фабрика, мастерская, стройплощадка, строительство туннелей и дорог;
– сельское хозяйство, бойня; – места сражений, арена. Профессии фактора К
Металлург, автослесарь, токарь, фрезеровщик, строительный рабочий, дрессировщик, скульптор, хирург, мясник и т.д.
В соответствии с этой классификацией можно проанализировать любой вид профессиональной деятельности. Вот «разложенные по факторам» работа учителя, гончара и бухгалтера. Учитель (название профессии) преподает (вид деятельности) ученикам (предмет труда) при помощи ТСО (материал, средства труда), своей собственной речи и своего педагогического опыта (инструмент) в классе (место труда), чтобы передать им знания (цель труда). Гончар (название профессии) придает форму (вид деятельности) глине (предмет труда и материал) своими руками (инструмент) в мастерской (место труда), чтобы изготовить кувшин (цель труда). Бухгалтер (название профессии) выписывает (вид деятельности) в канцелярии (место труда) на бумаге (материал) при помощи печатной машинки (инструмент) счет (цель труда). В качестве иллюстрации рассмотрим профессии зубного врача, портного и психолога. Таблица 1
Из Табл. 1 наглядно видно, что отдельные аспекты деятельности относятся к самым различным факторам, а значит, профессии могут быть двух- и трехфакторными. Для получения более полного представления о факторной связи в профессии необходимо знать психологическое значение каждого фактора, связанные с ним виды деятельности, типичные средства труда и инструменты, типичные для каждого фактора объекты труда и места работы. Фактор h/W: 1) прикасаться, ощупывать, гладить; *** Чтобы правильно классифицировать профессии, а также виды деятельности и ассоциации клиента к выбранным фотокарточкам, в соответствии с факторами Л. Зонди / М. Ахтниха, профконсультанту необходимо сформировать так называемое «факторное мышление». Подобное мышление подразумевает знание консультантом сущности 4-х векторов, 8-ми факторов и 16-ти тенденций побудительной системы Л. Зонди /М. Ахтниха, понимание факторной принадлежности предметов труда, средств труда (инструментов), видов деятельности и умение их интерпретировать. Глава 4 Фототест профессиональных склонностей Тест М. Ахтниха (1979) предназначен для выявления профессиональных склонностей и интересов.
М. Ахтних нашел язык, который можно легко понимать и употреблять в профессиональной деятельности и который не обижает клиента, не навешивает на него ярлыков и не убеждает человека в его полном ничтожестве.
Помимо «переименования», происходит некоторое изменение смыслового содержания факторов. Например, тенденция Зонди «е–» не идентична отвержению фактора Ахтниха «SЕ»: «е–»: потребность в накоплении грубых аффектов – ярости, ненависти, гнева, мстительности (эпилептоидность); SЕ: энергия, мужество, динамика, жажда деятельности, потребность в движении. У представителей одной и той же профессии можно констатировать похожую структуру склонностей. Мы называем это структурой профессиональных склонностей. Таким образом, между структурой профессиональных требований, с одной стороны, и структурой способностей и склонностей человека, с другой, существует известное родство. Если они будут приведены в соответствие, то человек будет удовлетворен профессией.
Собственно результатом тестирования является самопознание: осознание клиентом своих склонностей и тенденций вследствие проективных высказываний по отношению к карточкам теста.
Пример проведения профконсультации по ВВТ
Верена (17 лет, ученица гимназии).
Через два года девушке предстоят экзамены на аттестат зрелости. Ее родители и она наводят справки о самых разных профессиях. Верена – очень старательная ученица. Ранжированный ряд первичных позитивных факторов:
G'5 V'5 G4 Z'4 Z4 S'4 S4 O3 W3 K3 V2 M2
Ранжированный ряд вторичных позитивных факторов:
о8 m8 k7 s5 z4 v4 g4 w3
Группировка портретов.
На первое место девушка поставила две группы фотографий.
I группа фото: «Заниматься журналистикой; рассказывать что-либо другим людям» 1. Фото № 88. G'g (писательница). Ассоциации клиента: «Она пишет о чем-то. Она над чем-то размышляет». Экспериментатор: «А ты сама хотела бы писать? О других людях, о прошлом, о достижениях науки или обо всем, что только возможно?» (Определяются взаимосвязи). 2. Фото № 91. V'm (библиотекарь, архивный работник). Ассоциации клиента: «Она исследует что-то, анализирует. Находит в старых книгах материалы о людях, которые жили раньше». 3. Фото № 62. Go (репортер, интервью). Ассоциации клиента: «Она пытается найти интересный материал, выяснить у другого человека, о чем тот думает. Репортер». 4. Фото № 80. G'z (редактор журнала мод). Ассоциации клиента: «Она тоже о чем-то пишет. Пишет быстрее, чем предыдущая женщина (фото № 88). Надо меньше учиться, чем той». – «О чем же она пишет?» – «О моде». – «Тебя это интересует?» – «Да нет, не особенно». 5. Фото № 94. Z'o (диктор на телевидении). Ассоциации клиента: «Она рассказывает о том, что узнал кто-то другой». II группа фото: «Быть среди людей» 6. Фото № 71. V'k (командир взвода женской вспомогательной службы). Ассоциации клиента: «Заниматься с другими людьми, командовать ими. Мне нравится порядок. Впечатление такое, что за всем этим стоит логическая система». 7. Фото № 43. Sg (учительница младших классов). Ассоциации клиента: «Что я могу сказать? Только то, что она что-то показывает и пытается объяснить». 8. Фото № 49. Wm (нянечка в детском саду) Ассоциации клиента: «Здесь возятся с малышами, наблюдают за их общением». Фото 70, 52, 16 и т.д. Верена решила стать журналисткой. Я назвал ей необходимую литературу по этой профессии. Вскоре девушка установила контакт с редакцией местной газеты. Ей поручили писать статьи. Через два месяца Верена прислала мне свои первые оплаченные материалы, опубликованные в газете, и небольшое письмо: «Я должна была написать очерк о недавно открытом магазине. Но ведь можно писать не только о тех вещах, которые продаются... Я все-таки уверена, что профессия журналиста – самая подходящая для меня... Я очень рада, что наконец-то поняла, чего хочу, и что уже сейчас могу самостоятельно предпринимать некоторые шаги в этом направлении. Как жаль, что я без цели проводила время в школе, считая себя слишком юной, глупой и неопытной для принятия самостоятельных решений...» Через год она прислала мне довольно большую подборку своих статей и еще одно письмо: «В гимназию я хожу почти без тревоги, а недавно задумалась, как мне удалось добиться таких больших успехов. Во всяком случае, мне доставляют удовольствие две вещи – учеба в школе и журналистика. Верю, что стою на правильном пути, и очень довольна». Глава 5
Судьбоанализ и графология
Теорию Л. Зонди можно с большим успехом комбинировать с классической техникой интерпретации почерков.
Зонди выделяет 8 фундаментальных побудительных потребностей, по аналогии с 8-ю классическими формами психических заболеваний (соответственно, 4-мя наследственными кругами), которые представляют патологические формы манифестации данных 8 потребностей. Учение судьбоанализа, постулирующее мотивацию психических и биологических феноменов у человека восемью основными побудительными потребностями, может оказать большую помощь графологии (например, при составлении судьбопсихологической типологии). Графологические синдромы к типологии М. Ахтниха (факторы W и K)
W
Почерк: круглый, полный, вязкий; правый наклон, низкая степень жесткости; мягкий, теплый, грациозный, компактный, чувственный, субъективный, женственный и т.д. К
Почерк: большой, прямой; сильный нажим, угловые соединения, уверенная пропись, высокая степень жесткости, грубый, твердый, жесткий, строгий, энергичный и т.д..
Наиболее эффективным является анализ отсутствующих или слабо выраженных побудительных тенденций, которые образуют «Теневые» (заднеплановые) функции и лежат в основе комплементарного выбора профессии, брачного партнера, болезни и т.д. Судьбоанализ имеет дело с побудительными потребностями, специфическими способностями, выбором профессии и клиническими симптомами. Графологи также получают возможность проводить глубинное консультирование в соответствии с судьбоаналитическим подходом в области анализа способностей, талантов, выбора профессии, хобби, а также динамики болезни. Приведем пример профконсультирования при помощи графологического анализа (рис. 1). Рис. 1. Образец почерка 23-летней девушки
Образец почерка принадлежит 23-летней служащей фирмы, которая обратилась к профконсультанту по поводу смены места работы. Девушка хочет быть более самостоятельной, практичной, делать какую-то работу своими руками и вообще заниматься творческой деятельностью. Интерпретация почерка
Почерк девушки говорит сам за себя: вполне очевидны эстетический вкус и высокие притязания.
В почерке представлено большинство графических признаков синдрома, относящегося к фактору Z (потребность в самовыражении): своеобразное оформление; почерк художественный с округлыми формами, крупный и упрощенный; доминирование средней зоны, заметна склонность к аркадам. Кроме того, присутствует фактор М (материальное): вязкость, широкая и грубая связь в середине слова, слабая разделенность, недостаток эластичности, компактность. На основании представленного почерка можно выдвинуть предположение о доминировании факторов Z и М, что подтверждается ранжированным рядом первичных позитивных факторов. Z стоит на первом месте (сильное доминирование), М — на втором (доминирование выше среднего). Кроме того, в почерке присутствуют графологические признаки факторов К, G и О. Обратите внимание на отсутствие фактора контроля и интеллекта – V, который девушка отвергает (V – фактор, связанный с бумагой, числами, с точной, кропотливой канцелярской работой). Итак, мы разобрались в мотивах, которые привели девушку на прием к профконсультанту. Консультация по результатам интерпретации почерка
Поскольку, наряду с художественно-эстетическими амбициями, у девушки недостаточно способностей, развитых выше среднего (желания и возможности – все-таки разные вещи!), мы начали поиск какого-нибудь компромисса и нашли его в виде рабочего места у одного дизайнера – владельца маленького рекламного бюро, состоявшего всего из трех сотрудников.
В качестве секретаря шефа она может использовать опыт работы в торгово-предпринимательской сфере; у нее широкий спектр деятельности: она принимает и обслуживает клиентов, красиво упаковывает товар, выполняет чистовые чертежи и т.д. Шеф, зная об устремлениях и амбициях новой сотрудницы, использует ее возможности разносторонне и держит «на длинном поводке». В результате он получил в ее лице веселое и жизнерадостное создание, которое отдает все силы для того, чтобы сотрудники бюро постоянно находились в хорошем настроении. Судьбоаналитическое учение о взаимосвязи между побудительными потребностями и способностями может внести существенный вклад в профконсультирование: ведь для каждой потребности выявлено множество профессиональных групп, видов деятельности и специализаций. Судьбоаналитическое учение о симптомах может значительно облегчить графологам понимание актуальных симптомов, на которые жалуется клиент (автор почерка). Оно может внести свой вклад в профилактику симптомов заболевания, предоставив возможность графологу рекомендовать клиенту хобби или дополнительную профессию, адекватную его побудительным потребностям. В заключение – несколько слов М. Ахтниха к вопросу о технологии проведения профконсультации.
«Я никогда не пользуюсь одним только тестом профессиональных склонностей (ВВТ), чтобы составить заключение. В моем распоряжении имеется опросник с перечнем примерно 400 профессий, который также предлагается клиенту.
Профконсультант, обладающий факторным мышлением, т.е. разбирающийся в факторной конструкции профессиональной сферы, быстро составит на основе названных ему «привлекательных профессий» четкое представление о том, какие профессии наиболее предпочтительны для клиента. Когда я прошу клиента дать ассоциации к фотокарточкам, выбранным в качестве симпатичных, у него появляется возможность более точно сформулировать свои профессиональные склонности. Таким образом, при обработке результатов теста я отвожу далеко не самое первое место статистическому ранжированию. Главное – это разговор с клиентом о его выборах, установление контакта и нормальных человеческих взаимоотношений». Выбор профессии будет сделан правильно, если ведущие факторы клиента соответствуют «структуре склонностей» выбранной профессии. Поистине счастлив тот, кто нашел свою профессию, занимается любимым делом и кому «улыбается благосклонная судьба», помогая найти в жизни свою дорогу. * * *
Мы считаем, что не существует единственно правильной методики и единственно правильного подхода в профконсультации.
Различные задачи, которые стоят перед проконсультантом решаются при помощи различных методик. Чем большим количеством тестов и концептуальных подходов владеет специалист по персоналу, тем больше задач он сможет решить. Профессионализм в данном вопросе зависит от общей профессиональной культуры профконсультанта, его открытости новым знаниям и способности к осмыслению собственного опыта. Главное – научиться применять каждую методику в отдельности и вместе с другими вовремя и к месту. РЕЗЮМЕ
В статье «Судьбоанализ и профконсультирование» раскрываются основные положения судьбоаналитической концепции Л. Зонди в применении к сфере профориентации.
Приведенные в статье примеры профессионального консультирования дают представление о возможностях судьбоаналитических проективных методик, которые позволяют увидеть информацию, «пропущенную» другими тестами-опросниками. Статья представляет большой интерес для всех специалистов, занимающихся профдиагностикой, профконсультированием, и для широкого круга читателей, интересующихся новыми технологиями в профориентации. Andrey V. TIKHOMIROV
Fate-analysis and occupational guidance
The article discovers main positions of L.Szondi”s fate-analytical concept for its usage in occupational guidance. The examples of professional guidance given in the article permit to gain entire picture of the possibilities of fate-analytical methods that allow to see the information, «screened out» by other tests.
The article «Fate-analysis and occupational guidance» is of great interest for all specialists in the field of occupational diagnostics, occupational guidance, as well as for wide circle of readers, interested in new technologies in occupational guidance.
________________________________________ Глава из книги А.В. Тихомирова «Судьбоаналитическое профконсультирование». Екатеринбург, 2004, 155 стр. Назад 2 из 2
|
|