Описать неживой объект легко - достаточно перечислить все его свойства. При переходе к описанию живых объектов можно попробовать вести себя таким же образом - перечислять его свойства. Однако лишь наивные могут надеяться на то, что этот метод даст им такой же удовлетворительный результат. К сожалению таких действительно наивных психологов, стоящих на самой низкой ступени психологического познания человека, очень много. Возможно даже, что их большинство. Они упрямо меряют какие-то качества человека, хотя у живого существа все свойства меняются во времени, причем, изменяются даже закономерности, по которым эти изменения происходят. Проблема меряющих психологов еще и в том, что свойства человека могут быть как: а) имеющимися у него на данный момент, видимыми, проявившимися, так и б) теми, которые могут проявиться позже, и в) теми, которые могут проявиться лишь при определенных условиях, которые, в свою очередь, могут и не появиться. То есть, свойств в человеке заложено значительно больше тех, что он в состоянии проявить. И он может, и должен выбирать из них те, которые он реализует в актуальной ситуации, те, которые он актуализирует позже, и те, которые он никогда не проявит, но возможность их проявления он будет хранить всю свою жизнь. Выбор же из этих свойств, в свою очередь, зависит от наследственно заложенного в нем предыдущими поколениями опыта, который проявляется в виде специфических тенденций, стремлений и побуждений, действующих бессознательно, и от позиции, занимаемой по отношению к этим возможностям, его Я. И как же мерить этот, изменяющийся во времени, конгломерат? Можно, конечно, призвать на помощь математическую статистику. Однако, как показала практика, ее помощь меряющему психологу абстрактна и малопонятна. Практически, ему от нее пользы не больше, чем спортсмену от костыля. Пессимистический мрак в этой ситуации может рассеяться лишь в том случае, когда меряющего психолога сменит психолог анализирующий. Понять суть упомянутых бессознательных тенденций, стремлений и побуждений аналитически можно через понятие «ген», данное в судьбоанализе - фундаментальном направлении психологии, основные принципы которого разработал Леопольд Зонди. По его определению, ген - это элементарная частица хромосомы, суть которого в стремлении восстановить (т.е. проявить) некое, специфическое, заложенное в нем, состояние, имевшее место в прошлом. Благодаря генам, сын как бы восстанавливает в своем теле и своего отца, и других своих предков. Восстанавливает в другом, более позднем времени, при аналогичных, а может быть и при совсем иных условиях и обстоятельствах. Ген всегда стремится к восстановлению состояния, имевшего место в прошлом. Для этого он направляет на достижение этой цели подвластную ему часть энергии человека. Однако, удастся ли ему восстановить это состояние, и до какой степени, и в какой форме, еще не известно. Как говорят - время покажет. Благодаря тому, что стремление (притязание) гена обладает энергией, оно становится заметным при тестировании человека проективными тестами. Из таких, обладающих энергией, стремлений и состоит бессознательное человека. Естественно, что их число измерить невозможно, каждое из них действует само по себе, между ними складываются отношения конкуренции за манифест. Часть из них борются друг с другом, стремясь к противоположным целям, часть объединяет свои энергии, двигаясь к относительно общей, или к подобным целям. Вникнуть в диалектику этих отношений традиционной, «меряющей», психологии «не по зубам». Но для аналитического психолога, судьбоаналитика, который представляет человека как динамичную, саморазвивающуюся и самоизменяющуюся систему, эта задача - его первейшая задача. Однако представлять человека лишь воспроизводящим заложенные в генах состояния - это считать человека своего рода «живым плэйером». И естественно возникающий вопрос о том, как информация о прошлых состояниях оказывается в генах, вряд ли можно считать праздным. Память часто путают с воспоминанием, отождествляя ее с ним. Например, человек пытается, но не может вспомнить то, что он делал неделю назад в шесть вечера. Он делает вывод, что «не запомнил», что это событие «не записалось в его памяти». Однако, позже, методом ассоциации, шаг за шагом, создавая из ассоциации цепь, он возвращается к прошлой дате, восстанавливая связь настоящего с искомым прошлым, восстанавливает все детали, начиная с самых существенных, происшедшего с ним события. Забыть - это не утратить содержание памяти, а нарушить возможность вернуться из настоящего в искомое прошлое. Восстановить дорогу в прошлое, иногда давно утраченную, относительно легко, внушив человеку в состоянии гипнотического сна, что ему сейчас значительно меньше, например пять, лет. Теперь его можно попросить написать слово, и он, ныне сорокалетний, будет выводить каракули, путая «право-лево» в буквах К и Я. Возможно, он опять не сможет в словах произносить букву «р», и будет судить обо всем с точки зрения детских обид и радостей. Все это позволяет нам придти к выводу, что запоминается, то есть откладывается в памяти все, что происходит с человеком. Однако вся эта информация может легко отрываться от актуального, контролируемого сознанием, состояния человека, становясь самостоятельной, неосознаваемой. Но, иногда, и эта информация может проявиться, вспомниться, как бы сама по себе, т.е. непроизвольно. Более того, пытаться сделать это она будет всю оставшуюся жизнь этого человека. Но активной стороной в этом случае будет уже не Я, а само, записанное в памяти, состояние. В начале семидесятых чешскому (ныне США) психологу Станиславу Грофу. предложили взять для исследований вновь синтезированный наркотик ЛСД, и проверить какое влияние он оказывает на человека. Предполагалось, что этот наркотик абсолютно безопасен, и не должен вызывать у человека наркотическую зависимость к нему. При употреблении этого препарата у испытуемых возникали галлюцинации. Станислав Гроф записывал и анализировал содержание этих галлюцинаций. Анализировал он и изменения, происходившие в содержании галлюцинаций, при увеличении потребляемой дозы этого наркотика. Он обнаружил, что данный наркотик снимает регулирующую роль Я, позволяя всплывать в сознании образам прошлого. Наркотическое опьянение позволяло человеку вернуться даже в запретное прошлое, визуально вспомнить, со всеми сопутствующими чувствами, времена, когда он был еще писающим ребенком, младенцем, и даже, когда он был в чреве матери. На последнее он обратил особое внимание. На основании полученных результатов, Станислав Гроф выделил четыре фазы внутриутробного развития человека, и описал психическое состояние находящегося в них. Последнее получило широкое распространение среди психологов под названием перинатальных матриц. Суть их в следующем: Фаза I. Беззаботное, свободное от проблем, внутриутробное существование, все потребности удовлетворяются как в виртуальном «коммунизме», чувство удовольствия, принятия себя; «райская жизнь». Фаза II. Матка сокращается, не желая мириться с присутствием в ней плода, чувство непринятия себя, дискомфорта, страх перед будущим, состояние отвержения тебя; «изгнание из Рая». Фаза III. Выход из матки и прохождение плода по родовым путям, возникновение своего Я, противостоящего среде и преодолевающего препятствия на своем пути, чувство враждебности к нему среды, стремление к собственному превосходству, «бегство из Рая». Фаза IV. Выхода из зависимости, обретения себя, освобождение, выход в мир людей, эйфория, оптимизм, рождение потребности в партиципации с тем, кто обладает могуществом. Глубина возврата в прошлое, как оказалось в процессе исследования, была напрямую связана с дозой принимаемого препарата. Поэтому, получив преанатальные матрицы, С. Гроф решил не ограничиваться в исследовании ими, и начал исследовать воздействие на испытуемым еще больших доз ЛСД. Испытуемые стали давать непонятные по началу картины, которые, как выяснилось позже, были событиями из прошлого, в которых действующими лицами были их генетические предки. Испытуемые передавали происходившее подробно, упоминая то, что они никогда не слышали, и то, о чем они никогда не читали. Вспоминались и те ситуации, в которых их генетический предок был инициатором и главным действующим лицом, и те, в которых он был лишь свидетелем, но которые произвели на него сильное впечатление. Они могли, например, рассказывать (видеть) то, что происходило с их, умершей вскоре после родов, матерью, которая, естественно не могла ничего им рассказать. Дополнительные проверки показали, что эти галлюцинации были действительно воспоминаниями о событиях, происходивших с их генетическими предками, а не какие-то образы, синтезированные фантазией. Из этого факта закономерно следует несколько логических выводов. 1.Вспоминать образы событий, происходивших с нашими предками, мы можем лишь в том случае, если эти события откладываются (записьюаются) в их генах, которые они потом передали своим детям, а те, в свою очередь, их внукам и т.д. Следовательно, носителем информации в памяти являются гены. И, случайно оброненное кем-то выражение «генетическая память», по-видимому, является истиной, не случайно прорвавшейся в наше сознание. Какую роль в памяти играет наш мозг? Вероятно, выполняет все функции, связанные с осознанием прошлого. Возможно, мозг является также носителем оперативной памяти. Следовательно, гены не только, как указывал Л. Зонди, восстанавливают прошлые состояния, но и фиксируют в себе состояния, в которых человек находится в настоящем. Образно говоря, как нам представляется, гены - это не плэйер, каким он представляется большинству ученых, а, в большей степени, поликанальный магнитофон, - как записывающий в себе все, что происходит с человеком, так и, в дальнейшем, стремящийся, преодолев противодействие генов-конкурентов, восстановить записанное состояние. Сделав этот вывод, естественным образом задумываешься над недавно нашумевшим сообщением, о работах по «полному декодированию генетического кода человека», и о том, возможно ли оно? Ведь он, то есть код, постоянно обновляется. Поэтому, оно аналогично декодированию магнитного носителя компьютера в процессе работы этого компьютера. Хочется сказать, что эта цель недостижима, что эта работа напоминает гонку котенка за кончиком своего хвоста, но сказать так, чтобы не обидеть словом английских генетиков, которые на берегах туманного Альбиона уже многие годы проводят эти, весьма дорогостоящие, опыты. 2. Тело человека строится из вещества, взятого из той измельченной кашицы, которая проходит через наш желудочно-кишечный тракт. Но жизнь тела, поздно или рано, прерывается естественным, или насильственным образом. Оно смертно. Но, если все, что происходит с этим смертным телом, все его чувства и ощущения, стремления и страдания, произнесенное и задуманное, записывается на гены и передается следующему поколению, в теле которого оно может восстановить себя, и передаваться от поколения к поколению дальше, с возможностью восстановления в телах потомков, то человеческая душа действительно бессмертна. И, следовательно, хоть каждый из нас и живет своей персональной жизнью, душа у представителей рода общая. И каждый вносит в это родовое бессознательное (Л. Зонди) свой вклад, внося в его содержание свои (иногда позитивные, иногда негативные) коррективы. Делая себя, мы не только делаем себя самого, но и формируем наших потомков, закладывая им в гены «свои достижения». Поэтому, обратив свой взгляд в прошлое, мы не всегда благодарим своих предков, а порой и ругаем их, за наше бездарное настоящее. Благодаря способности генной структуры аккумулировать в себе опыт ее носителей, в процессе его накопления поколениями и выкристаллизовываются, в упомянутом выше родовом бессознательном, специфические побуждения человека. Понятие родового бессознательного впервые ввел в психологию Леопольд Зонди. Согласно его учению, побуждения делят это родовое бессознательное на четыре наследственных круга: • сексуальный, • аффективный, • Я-круг и • контакта. Родовой опыт передается от поколения к поколению в генах, он персональный. Однако, вследствие того, что в замкнутых сообществах людям приходиться решать одни и те же проблемы, в том числе и совместно, проходить через одни и те же испытания, выживать в них, персональные родовые опыты совместно проживающих людей имеют много общего. Это общее точно также передается с генами от поколения к поколению. Та часть родового бессознательного, которая является общей у совместно проживающих индивидов, и которая объединяет родовое бессознательное членов этой замкнутой группы, являясь как бы групповым бессознательным, в психоанализе называют коллективным бессознательным. Впервые его заметил и выделил, но не как часть родового бессознательного, а как межперсональное бессознательное, К.Г. Юнг. Формирование специфического побуждения человека в рамках его родового опыта легко проследить на потребности в справедливости, факторе е, аффективного побуждения. Базируется эта потребность на этической дилемме «Авель-Каин». У одних людей первичен, и находится на переднем плане, мягкий, открытый, доброжелательный, богобоязненный Авель, а его злобный и завистливый брат Каин скрывается на заднем плане. У других же, наоборот, первым встречает всех незнакомых, находящийся на переднем плане агрессивный и подозрительный Каин. Его же сердобольный, мучающийся угрызениями совести, брат Авель оттеснен на задний план без права голоса. Что же формирует в душе человека Авеля, а что Каинов. Естественно, что опыт предков в общении с окружающими их людьми. Каин – это концентрированный в стремлениях к злости, ярости, отомстить, персонифицированный в мифическом персонаже Каина, опыт общения с враждебно настроенными к ним окружающими, с врагами. Авель - это аналогичный, концентрированный в стремлениях к доброте, сочувствии, желании помочь, страхе обидеть, персонифицированный в мифическом персонаже Авеля, опыт общения с доброжелательно настроенными к ним окружающими, с друзьями. У любого человека есть родовой опыт общения как с врагами, так и с друзьями. Поэтому в душе человека есть и Каин, и Авель. Преобладание одного над другим и делает человека в целом или каиноподобным, или авелеобразным. Однако в различный ситуациях Авель и Каин могут меняться местами, то есть человек может использовать как свой родовой опыт общения с врагами, так и свой родовой опыт жизни среди друзей. К примеру, попав в среду враждебно настроенный к тебе лиц, вышедший в твоей душе на передний план Каин будет уместным, если же там останется ваш, более сильный по сравнению с Каинам, Авель, ваша позиция будет неадекватная, опасная для жизни. Соответственно, в дружелюбном окружении ваш злобный переднеплановый Каин будет неуместен, он оттолкнет от вас людей. Если же в этом случае на переднем плане будет находиться Авель, ваши отношения с окружением будут адекватными. Преобладание одного родового опыта (взаимодействия с врагами, либо взаимодействия с друзьями) над другим и делает в вашей душе более сильным либо Каина, либо Авеля. Поняв побудительную природу человека, легче понять и «братьев наших младших» - животных, взаимодействующих с человеком, рыб и птиц, мигрирующих на тысячи километров загадочными, иногда весьма «хитрыми», маршрутами, и, даже, инстинкты насекомых. У животных, по сравнению с человеком, относительно родового опыта более слабое Я. Поэтому, их родовой опыт преобладает над персональным, Я-опытом. То есть, «сколько волка не корми (Я-опыт), а он все равно в лес смотрит (родовой опыт)». Родовой опыт гоняет рыб на нерест тысячекилометровыми маршрутами потому, что мозгов им не хватает сравнить близлежащее новое, с аналогичным старым. У тараканов, наиболее доступных нам для изучения насекомых, размножение которых мало чем отличается от клонирования, персональный опыт настолько короток и ничтожен по сравнению с их многомиллионнолетним родовым опытом, что его роль в управлении тараканом можно сравнить с нулем. Возможно, что, если у человека соотношение продолжительности жизни индивида к продолжительности жизни его рода будет соизмеримо с аналогичным соотношением у тараканов, то и поведение человека будет таким же инстинктивным, абсолютно зависимым от родового опыта, как у тараканов. То, как вы ведете себя с лицами противоположного пола, как вы относитесь к семье, к живой и неживой природе, строится из накопленного в ваших генах соответствующего опыта ваших предков. Естественно, что львиную долю в опыте ваших предков занимает их профессиональный опыт. Ибо все они какой-то социально-полезной деятельностью добывали себе хлеб насущный. Эта тема очень обширна, поэтому мы начнем ее обсуждение с чего-нибудь попроще. Например, с профессии переводчика. Попав в Польшу, я уже через несколько дней бегло говорил по-польски, а еще лучше понимал польскую речь, свободно, хотя и с некоторым трудом, читал книги на польском. А, вот, в Молдове, я живу уже 30 лет, и, хотя вокруг меня постоянно говорят на молдавском, мои познания в этом языке весьма посредственные. Причем, польскому языку, в частности произношению, меня никто не учил. Разве что, по самоучителю за день выучил польский алфавит, то, как читаются в нем буквы и буквосочетания Мои родители, мои бабушки и дедушки по-польски никогда при мне не говорили. Они думали, что они его не знают. Однако мой отец говорил, что наши предки были выходцами из старой Польши, были они блондинами Возможно, поэтому в нашем роду мальчики рождались выраженными блондинами, взрослыми же они становились черноволосыми. В отношении Молдовы ничего подобного мне не известно. Вероятно, польская речь записана в моих генах, что и позволило мне, не уча этот язык, активировать его, как бы «вспомнить». Интересно то, что поляки, оценивая мою речь, замечали, что я говорю со старопольским акцентом. Да и сам я заметил, что мои трудности были, в основном, с новопольскими элементами этого языка. В отношении же молдавского языка, могу отметить, что мои предки, скорее всего, его почти не слыхали. Однако, за 30 лет жизни в Молдове, молдавские слова, которые я слышу ежедневно, зафиксировались в моих генах, и мои дети, изучая этот язык, усваивают его без особых трудностей. Проблемы у них, в основном, с редко произносимыми словами. Дети же из молдавских семей такие редко произносимые слова и словосочетания усваивают легко и, даже, не вникая особо в их смысл и этиологию. Кстати, еще одна, абстрактная, сущность языка - его мелодика. Поэтому лица с музыкальными способностями легко овладевают иностранными языками, без труда освоив сначала эту его мелодичную суть, и, уже затем, наполнив ее конкретными, ложащимися на нее, словами и словосочетаниями. Сам собой напрашивается вывод, что, если ваши бабушки и дедушки, папы и мамы учили английский язык, а еще лучше, если они достигали в изучении этого языка совершенства, вам он даваться будет значительно легче, чем вашим соученикам. Дети русский эмигрантов могут забыть русский язык напрочь, но если они попадут в обстоятельства, где его знание будет им крайне необходимо, они «вспомнят» его, так, как будто никогда и не забывали. А их американские земляки, имеющие другие наследственные корни, будут в той ситуации лишь смущенно улыбаться. В этом деле восстановление энергетически значительно дешевле и, поэтому, доступней, чем строительство языковой конструкции заново. Развивая сказанное, отметим, что для более полного анализа необходимо учитывать и то, что наследственная база человека складывается из генетических как отцовской, так и материнской, линий. И, поэтому, могут складываться следующие ситуации. 1. Срабатывает обнаруженный Леопольдом Зонди генотропизм - вступают в брак и рожают потомков лица с различной, вплоть до выраженной степени, генородственностью. Это так любимые в кино и литературе «браки по большой любви». Бсё генородственное у них, усиливается благодаря совпадению, и имеет наибольший шанс на реализацию. Стабилизация в профориентировании и в профессиональной деятельности. Говорят «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Здесь, в плане профессиональной работы, молодые и могут, как молодые, и, благодаря опыту, накопленному предыдущими поколениями, знают как старые. Выбор профессий у них крайне ограничен, ожидаемый. В профессиональной работе они весьма успешны. 2. Ситуация исследованная док. Г.Б. Сегалиным (Екатеринбург). Браки по типу «мезальянса». Один из супругов творческая личность, второй-патологическая. Согласно Г.Б. Сегалину, чтобы появилась гениальная личность, должно быть скрещение двух генеалогических линий: 1) накапливающей способности к социально ценимой продуктивности, 2) носителей психотической патологии. Первую линию он назвал «комулятивной», вторую – «диссоциативной». Генетически, все задатки одного и того же человека могут быть либо в состоянии манифеста, либо в латентном состоянии. Обычно эти обе группы задатков, находясь в состоянии равновесия, взаимно сдерживают друг друга. Если же влияние манифестных задатков ослабить, а то и вовсе снять, проявляются те латентные задатки, которые при других условиях, выйти из латентного состояния, проявиться, никогда бы не смогли. Такую работу может выполнить, например, психотизм – «разрушая тюрьму латентности задатков», он выпускает их на волю. В качестве конкретного примера - Николай Васильевич Гоголь. Отцовская линия, накапливавшая литературную одаренность, скрестилась с, отмеченной психотизмом, материнской линией. Материнские психотические задатки, разрушив «крепость» манифестных отцовских задатков, позволила вырваться на свободу, проявиться, тем латентным отцовским задаткам, которые при ином раскладе сил так и остались бы латентными задатками. При отсутствии же таких психотических задатков, мы бы имели не гениального писателя, а заурядную здоровую личность. Однако, мне не хотелось бы приведенной точкой зрения рекламировать браки с психически больными лицами. Ведь, если в брак с психотической личностью вступает не носитель латентного заряда социально ценимой продуктивности, в этом браке рождаются просто психически больные дети. 3. Ситуация со слабо выраженной генородственностью. Вступают в брак люди разных культур, рас, национальностей. Детей в таких браках часто называют «гибридами». Генетическая ситуация характеризуется взаимным торможением как отцовских, так и материнских тенденций. Поэтому, в конкурентной борьбе выигрывают те склонности, на которые есть максимальный спрос в данной среде. И поэтому, «гибриды» обычно среди тех, кто наиболее приспособлен к своей среде. В таких семьях дети часто выбирают профессии не связанные ни с родовыми предпочтениями отцовского рода, ни с родовыми предпочтениями материнского рода. Вернемся к первой ситуации, при которой смена поколений не меняет в роду предпочитаемый тип профессии. Этот случай часто характеризуется наличием профессиональных династий. Одна династия может длиться столетиями, а то и тысячелетиями. В этом случае профессия, как нечто наиглавнейшее, производит подбор психических особенностей лиц занимающихся ею, создавая как бы устоявшийся комплекс психических особенностей данного рода. Сегодня профессий огромное множество. Хотя, наиболее распространенной из них, по-видимому, является «неважно как добыть бы денег». Однако, в начале двадцатого века их перечень был в сотни раз меньше. В средние века их вообще было не более двух десятков. А на заре цивилизации человечество ограничивалось всего лишь несколькими, назовем их первичными, изначальными профессиями. Это были: а) крестьнин-животновод, пастух, б) крестьянин-полевод, хлебопашец, в) воин-охотник, г) воин-сторож, д) домашняя хозяйка, е) специалист по вере, ж) начальник.
Позже к ним присоединилось еще а) ремесленник, б) купец, в) проститутка, г) чиновник, д) грамотный, е) слуга, ж) перевозчик.
Позже, с развитием общественных отношений и с развитием производства, первичные профессии дифференцировались, распадаясь на несколько более узких специализаций. Но как бы они не специализировались, любая из современных профессий является частным случаем одной из перечисленных первичных профессий. А каждая из первичных профессий тысячелетиями создавала свой комплекс наиболее приемлемых для нее психологических и биологических свойств. В стертой, завуалированной форме эти первичные профессии дифференцируют общество на соответствующие типы, которые различаются между собой как профессиональным родовым опытом, так и комплексами специфических первичной профессии биологических и психологических свойств. Желающие могут проделать и обратную процедуру - по известным психологическим и биологическим особенностям человека выйти на его родовую первичную профессию. Проделать анализ особенностей профессиональной деятельности одной из первичных профессий и связанного с ней, передаваемого с генами, комплекса психологических и биологических особенностей человека, я начал с наиболее удобного для меня объекта исследования - с себя. Из семейных преданий мне известно, что по отцовской линии все мои предки столетиями, а может быть и больше, работали пастухами. В отрыве от общества людей, они, группой в два-три человека, водили по пастбищам стадо овец, либо коров. Когда я сравнил свои психологические и биологические особенности с особенностями профессиональной деятельности пастуха, я был в шоке от их абсолютного соответствия. Приведу данные анализа в виде таблицы.
Особенности профессиональной деятельности первичной профессии пастуха
Психологические и биологические особенности человека с соответствующим генетическим опытом
Деятельность протекает на значительном удалении от человеческого общества Эпизодически встречающиеся им лица – или источник интересного, или враг.
Трудности с установлением отношений, в контактировании с людьми, из-за отсутствия соответствующего родового опыта. Люди для него - нечто виртуальное. К людям - либо безграничное доверие и тотальный оптимизм, либо стихийная гиперподозрительность. Отсутствие попыток нравиться людям одеждой, нетребовательность к своему внешнему виду. Интровертированность.
При возникновении опасности ожидать помощи со стороны других людей бесполезно.
Готовность ликвидировать любую опасность своими интеллектуальными и физическими силами Отсутствие эгоцентрических притязаний на помощь со стороны окружающих.
Работа под открытым небом при любых погодных условиях. Невозможность быть больным в походе. Приходится постоянно идти пешком.
Неспособность заболеть в дороге от не благоприятных погодных условий – дождя, холода и т.п., склонность к самоизлечению в пути. Любовь ходить пешком максимально много. Прекрасно ориентируется на местности, запоминает дорогу.
Работа вдалеке от жилища и уюта.
Терпимость к отсутствию комфортных условий, предпочтение им полевых.
Жизнь среди «братьев меньших», за судьбу которых он несет полную ответственность.
Переднеплановый Авель, «пасторское» отношение к окружающим, склонность заботиться о них, об их будущем, стремление вести их за собой, управлять ими, учить их. Они как бы его стадо.
Переходы сопровождаются переносом на собственных плечах больших грузов на значительные расстояния. Нет проблем с едой.
Повышенная выносливость, способность переносить тяжести на большие расстояния без потери работоспособности. Отсутствует склонность к полноте
Много возможностей для наблюдений и много свободного времени для размышлений. Находки в пути.
Редкие встречи с лицами противоположного пола.
Способности к теоретическим наукам философии, психологии, религии. Всегда смотрит себе под ноги. Сублимация сексуальной энергии в творчестве, наиболее вероятно - в поэзии или музыке.
Отсутствие над ним начальника.
Подчиняется обстоятельствам, но никогда чьей-то воле.
Данная таблица, подобно выстрелу трассирующей пулей, является скорее указывающей цель, чем выполненной задачей. Более того, автор будет счастлив, если кто-то возьмется решить эту задачу, и решит ее. Генетический аспект в данной статье может оказаться полезным и для иных, связанных с генетикой, проблем.
Например, проблемы клонирования. После этой статьи можно перейти в понимании клонирования от царящих в народе и в науке аутичных иллюзий и параноидных страхов к реалистичной профессиональной точке зрения. Во-первых, клонирование - это всего лишь стремление получить однояйцовых близнецов в неограниченном количестве и, возможно, разного возраста. С другой стороны - это стремление получить потомство от максимально генородственных лиц, как бы от родных брата и сестры. Или, более того, - если бы от онанизма рождались дети, то они были бы именно клонами. Что нам дает клонирование? Представьте себе, что вы сторонник клонирования, и вы клонировали себя. Теперь вокруг вас нет ни одного лица противоположного пола. А те люди, что есть, хотят того же, что и вы, и способны лишь на то, что и вы. Вы понимаете их как самого себя, но, в той ситуации, где вы сильны, все вокруг вас - ваши конкуренты. И, чтобы выйти победителем, вы должны всех своих конкурентов уничтожить. Если же вы объединяетесь против третьих лиц, вашим врагам бороться с вами крайне легко. Бороться с вами можно однообразно. У вас у всех одно слабое место. В беспомощном же состоянии вам обратиться за помощью не к кому, ибо все люди вокруг вас такие же беспомощные, по отношению к этому состоянию, как и вы. И последнее. Дублировать генетическую память - это полдела. Чтобы получить человеко-копию оригинала, необходимо продублировать еще и среду человека-оригинала. Ибо другая среда, благоприятствуя не тем генам, которые манифестировали у оригинала, вызовет у генетической копии иной, чем у оригинала манифест. Иными словами у двух генетических копий будут не совпадать латентные и манифестировавшие гены. Тем самым мы получим хоть и генетические копии, но с разными манифестами. То есть, близнецов похожих друг на друга как корабельная сосна на японский бонсай. Эволюция. Рассматривая с изложенной генетической позиции эволюционное развитие животного мира, приходишь к выводу, что эволюционному изменению тел животных, и человека в том числе, предшествует стабильная сильнейшая побудительная тенденция. Например. Неких животных сильно тянуло к недоступным им листьям на верхушках деревьев. Недоступным как им, так и другим животным Давление этого бессознательного стремления ввысь направляло их физическое развитие, в результате которого их шеи постепенно, от поколения к поколению, становились длиннее, и эти животные стабилизировались в качестве жирафов. Прежде, чем динозавры превратились в «белых журавлей», они тысячи лет находились во власти сильнейшего бессознательного желания «взмыть в воздушное пространство». И кто-то из них нашел свою реальную дорогу в небо. И этим он был привлекательнее других, и имел предпочтение в размножении. Что такое жизнь? Подытоживая изложенное в статье генетическое понимание психики человека и животных, почти внезапно начинаешь понимать - что же такое «жизнь». Говоря без романтики и навязчивых предубеждений, жизнь человека аналогична партии в карточной игре. При рождении ты получаешь свой генный набор, и, играя им, пытаешься выиграть как можно больше. Однако, можно сыграть плохо с прекрасными картами, можно выжать много из неважного набора, можно блефовать, можно «залететь». Жизнь кончается, когда «игра уже не стоит свеч». Дети твои, твоими же картами пытаются сыграть лучше тебя. Но они играют уже в другой компании, и могут оказаться в не менее тяжелой ситуации. Но, уже в своей. И все наши победы и поражения оседают в нашем родовом опыте, становясь «удобрением» для тех новых игроков, которые вырастут на нем, которые будут строить свою жизнь, играя нашими генами.
ВЫВОДЫ
В статье сведены воедино взгляды по генетике человека двух гениальных ученых судьбоаналитика Леопольда Зонди и психолога Станислава Грофа, что и позволило автору статьи придти к выводу о том, что ген не только восстанавливает заложенное в нем прошлое состояние, но и закладывает в себя текущее в настоящем состояние, которое с этим геном передается, при оплодотворении, в следующее поколение. Этим понятие "родовой опыт" из абстрактного превращается в конкретное понятие. Формирование родового опыта становится видимым и доступным для анализа. Попутно решаются несколько глобальных философских проблем: 1) душа, как оказалось, в действительности является почти бессмертной, и как бы общей для тех тел, которые соединены общими генами, 2) реинкарнация действительно существует, однако, не в такой стихийной, иррациональной, как считали индийские философы, форме, 3) эволюционное развитие в животном мире (и в растительном, соответственно) направляется бессознательным стремлением, то есть имеет побудительные предпосылки. После этой статьи в совершенно ином виде представляются те проблемы генетики, которые, без сомнения, сегодня волнуют многих. Например, проблема «полного декодирования генетического кода», проблема клонирования. Становится понятным суть инстинктивного поведения животных, птиц, рыб и насекомых. Поднявшись на «генетическую колокольню», начинаешь видеть жизнь человека в целом, понимать, что такое жизнь. Обратив внимание на то, что при движении назад, к первобытному обществу, количество профессий постепенно сокращается до небольшого устойчивого их перечня (наподобие генеалогического древа при движении от веток к стволу), назвав их первичными, изначальными профессиями, и связав их с формированием родового профессионального опыта, автор высказал и доказал на примере, что основные психологические особенности человека сформированы именно профессиональным опытом его рода.
РЕЗЮМЕ
Статья ведущего судьбоаналитика В. Джоса содержит принципиально новый взгляд на функцию генетического аппарата, привязывая «родовое бессознательное» или генетическую память рода к материальному носителю. Статья интересна своим философским, полемическим зарядом. Предназначена для психологов, генетиков, психотерапевтов, профконсультантов. Vladimir DJOS
Genes making the man. Man making the genes. The article of prominent fate-analyst Vladimir Djos contains principally new point of view on the function of genes, attaining the "family unconscious" i.e. genetic memory of the family to material earner. The article is interesting for its phylosophcal, polemical impulse. Is intended for psychologists, geneticysts, psychotherapeutists, occupational guides.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гроф С. Холотропное сознание. Москва, 1996 2.Зонди Л. Учебник экспериментальной диагностики побуждений. Кишинев, 1999 3.Лиханов А. Гениальность Божий дар или Божье наказание? //Независимая газета 15.05.1997
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.