|
psyoffice.ru » Энергия
ЭнергияЭнергия (начало)
1. Современные точки зрения на энергию.
В традиционной восточной медицине энергия («ци») делится на внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя энергия образуется при соединении двух компонентов внешней энергии. 1) «космической пищи», поступающей в человека через легкие и 2) «земной пищи», поступающей в человека через кишечник. Если поступление какого-либо компонента прекращается, человек гибнет от энергетического голода. Внутренняя энергия понимается как метафизическая сущность, которая «кормит» все органы человеческого организма. Поступает она к ним по специальным каналам 12 парным и двум непарным, так называемым, меридианам Затор на канале, сокращающий поступление необходимого органу количества энергии, приводит к заболеванию этого органа. Диагностика в традиционной восточной медицине как раз и заключается в поиске таких «заторов», а ее методы - это методы ликвидации этих «заторов». Энергия в традиционной восточной медицине понимается как нечто единообразное, имеющее количественную меру и циркулирующее по своим, строго очерченным, меридианам. Психоанализ начался с энергии, «нагрянувшей нечаянно, когда ее совсем не ждали». Как любовь, и связанная с любовью. Ни слова не говоря об общей, известной из учебников по физике, энергии, Зигмунд Фрейд декларирует новую, специфическую сексуальному побуждению, энергию – либидо. С развитием психоанализа акцент в понятии «сексуальное побуждение» постепенно сместился с «сексуальное» на «побуждение». И либидо как-то незаметно стало энергией всех побуждений. Сначала бессознательных, подчиняющихся «принципу удовольствия», т е «id» или «Оно». Потом оказалось, что другая психическая структура, «Я», оно же «Ego» или «Ich», также имеет побудительный характер, и тоже обладает энергией, блокирующей те побуждения «Оно», которые не подчинялись «принципу рациональности» этого «Я». Здесь мнение 3. Фрейда менялось. Сначала «Я» у него имело свою специфическую энергию, затем он пришел к выводу, что энергия «Я» - это, все таки, нарцисстичеекая часть либидо. Его «Супер-Эго» (или Идеальное «Я») также имело энергию, которой оно блокировало рациональные, но антисоциальные побуждения «Я». Однако на эту тему 3. Фрейд не высказывался, а остальных больше волновало содержание «Супер-Эго», чем его энергетическая сторона. В конце своей жизни 3. Фрейд ввел новую энергию – мортидо, энергию влечения к смерти. Справедливым будет сказать и то, что, кроме тех нескольких, усвоенных современной психологией идей З. Фрейда, в его работах имеется еще море «сырых» идей и выводов, не вписывающихся ни в «тот» психоанализ, ни в нынешнюю психологию. 3. Фрейд мучительно, но честно и умно пытался разобраться в энергетике психики, и к концу жизни он накопил такое количество этих «сырых идей», что мог бы предложить мировому сообществу новый психоанализ. Как сказали бы сейчас - психоанализ нового поколения. Негативную роль в этой интеллектуальной эволюции сыграли частичная потеря им свободы мысли в связи с увязанием в болоте дискуссии с Юнгом и Адлером, а также неблагоприятная гитлеровская среда и смерть. Точке зрения 3. Фрейда, с ее обилием видов энергии, противостоит другая точка зрения, тоже психоаналитика, К.Г. Юнга. Энергия у него особая, но единая, общепсихическая. Создавая судьбоанализ, Леопольд Зонди [5] встал на позицию многообразия видов энергии. По их количеству он превзошел даже 3. Фрейд. Их у него восемь - по количеству отдельных побудительных факторов. Вступая по этому вопросу в спор с К.Г. Юнгом, Л. Зонди [5] пишет: «…в учении о побуждениях судьбоанализа отвергается введенная по аналогии с законами физики и химии гипотеза о взаимопревращении психической энергии, последняя, на наш взгляд, отнюдь не вексель, который можно в любой момент обменять на другую валюту». Итак, в психоанализе, не вспоминая об энергии, которую человек тратит, выполняя физическую работу, констатируют наличие особой психической энергии - единой, как у К.Г. Юнга, или разнообразной, как у 3. Фрейда или у Л. Зонди. Следует отметить еще и то, что и у 3. Фрейда, и у Л. Зонди энергия, и количественно и качественно ассоциируется с жидкой субстанцией, типа воды в почве. У них она течет и накапливается, а, накопившись, разряжается. Естественнонаучная точна зрения физиков и химиков. Самая авторитетная и наиболее подробно разработанная. Объясняет процессы протекающие как в космосе, таки в атомном ядре Согласно этой точке зрения энергия едина, но может накапливаться, высвобождаться, переходить из одного состояния в другое. Например, превращаться из химической в электрическую, из потенциальной в кинетическую, и т.д. и т.п. Переходя из состояния в состояние, энергия подчиняется закону сохранения энергии. Она не является материей, но не существует вне материи. Эта точка зрения в настоящее время доминирует и изучается в школе как единственно верная. Ее недостатки а) все ее закономерности определены в неживой природе, б) будучи неспособной объяснить энергетику живой природы, она враждебно относится к любым попыткам сделать это без нее. Естественнонаучная точна зрения биоэнергетиков. Не вступающая в противоречие с предыдущей точкой зрения, но пытающаяся преодолеть ее ограниченность. Имеет широкое научное признание, однако, пока еще, недостаточно популярна. Связана с именами нобелевского лауреата П. Митчела и российского академика Владимира Скулачева [16]. Первые работы были опубликованы в 1962 году. Именно она легла в основу нашей концепции [3], в которой сделана попытка интегрировать все перечисленные точки зрения. С одной стороны, она является более общей по отношению к указанным точкам зрения, с другой стороны, она объясняет энергетику психических процессов человека. 2. Понятие энергии в динамичной психологии.
Человек действует всегда, реализуя имеющиеся возможности соответствующих своих действий по изменению либо самоизменяющейся окружающей среды, либо себя. Возможности, в свою очередь, делятся на внешние (принадлежащие среде в виде благоприятных обстоятельств) и внутренние (принадлежащие его организму, телу, личности). Одной из внутренних возможностей любого действия человека является энергия, необходимая на его выполнение. Из этого следует, что энергия - это универсальная возможность всех действий, за счет которой и происходят все изменения в человеке, и в окружающей его среде. Лишь затрачивая энергию, человек получает все необходимые для него изменения. Поскольку она не исчезает, а передается от процесса к процессу, она подчиняется закону сохранения энергии. Для совершения любого конкретного действия необходимо не любое, а определенное количество энергии. Энергия необходима человеку не только дня сокращения мышц, но и дня других процессов, в том числе психических. Например, мышления, запоминания, восприятия, побуждения к установлению контакта, проявления чувств, страстей и т.д.
В человеке энергия может находиться в трех основных состояниях: 1) в субвнешнем (еда в желудке, кишечнике, и кислород в легочном пространстве), 2) в связанном (в виде углеводов, жиров и белков его организма), 3) в готовом к реализации (в виде АТФ - аденозинтрифосфорной кислоты, и протонного потенциала в митохондриях клеток его организма). Энергия, находящаяся в связанном состоянии, не способна выполнить никакую работу. На это способна лишь энергия, готовая к реализации. Но, для того, чтобы энергия перешла из состояния связанной в состояние готовой к реализации, она должна еще пройти многоступенчатый путь химических реакций, в том числе и окисление кислородом. Этот процесс, в результате которого энергия углеводов, жиров, и даже белков, накапливается в виде АТФ и подъема протонного потенциала в митохондриях, мы называем производством энергии. Кстати и кислород от легких до митохондрий также проходит ступенчатый путь. Следует учесть и то, что производство энергии требует определенного времени и своих энергетических затрат. Близкие к высказанным здесь идеям были, правда в зачаточном виде, еще у 3. Фрейда. Привожу для сравнения цитату из его работы «По ту сторону принципа удовольствия»: «Как новый фактор мы рассматриваем гипотезу Брейера, который считает, что имеются две формы наполнения энергией, причем следует различать одну, свободно текущую и стремящуюся к разрядке, и другую, покоящуюся зарядку психических систем (или их элементов). Мы, может быть, остановимся на предположении, что «связанность» энергии, вливающейся в психический аппарат, заключается в переходе из свободно текущего состояния в состояние покоя». По мнению биоэнергетиков клетка использует свои энергетические ресурсы для того, чтобы получить АТФ, а затем тратит эту АТФ, оплачивая ею всевозможные виды работ. Иными словами, АТФ играет в человеческом организме роль валюты, которая сперва накапливается, а затем уже используется в качестве оплаты за любую работу, производимую организмом. Академик Владимир Скулачев [16] обнаружил, что в организме человека «имеют хождение» одновременно две «энергетические валюты - АТФ и протонный потенциал. Также последними исследованиями биоэнергетиков было установлено, что митохондрии имеют не форму зерен, как считалось ранее, а сети, связывающей в единое целое все клетки организма. Кружочек, наблюдаемый под микроскопом - это не зерно, а срез нити названной сети. Этим открытием традиционная восточная медицина, имеющая многовековую историю, наконец-то получила естественнонаучный субстрат своей концепции энергетических каналов, а мы - ответ на вопрос: ''Как энергия оказывается не только к нужному моменту, но и в нужном месте». Ведь теперь всем стало видно, что готовая к реализации энергия может попадать в единую энергетическую сеть в любых ее точках, и тратиться в любом месте человеческого организма. Под потреблением энергии, в химическом смысле, понимается расщепление АТФ на АДФ (аденозиндифосфорную кислоту) и фосфорный радикал. Выделяемой при этом расщеплении энергией и обеспечивается любой процесс, протекающий в человеческом организме, любые целенаправленные изменения внутренней и внешней среды человека. Что касается химических аспектов как производства энергии, так и его потребления в человеческом организме, то биоэнергетиками они изучены самым тщательным образом. Однако их, в конечном счете, волнует один вопрос - какое промышленное применение можно предложить найденным закономерностям. Вопрос же, который волнует нас в значительно большей степени - психическая регуляция процессов производства и потребления энергии в человеческом организме - у биоэнергетиков считается несущественным. В настоящее время известны четыре механизма энергетической регуляции: • эндокринный, • вегетативной нервной системы, • центральной нервной системы и • бессознательный (глубинно-психологический). В данной работе основное внимание мы уделим последнему из них. 3. Регуляция процессов производства и потребления энергии.
Процессы производства и процессы потребления энергии должны быть согласованы между собой. Планируя свое поведение в рациональном мире, или прогнозируя его для иррационального мира, человек бессознательно рассчитывает примерное количество энергии, которое он потратит, и производит это ее количество к соответствующему моменту. Утомление наступает тогда, когда человек уже не в состоянии произвести то количество энергии, которое ему необходимо для выполняемой им работы. Вследствие этого, у человека возникает потребность прекратить выполняемую работу для восстановления способности энергопроизводства. Близким к понятию утомление, является понятие усталость. Если человек выполняет работу, которую он оценивает как малоценную, бессмысленную, производство энергии на ее вьшолнение внутренне блокируется. Субъективно человек чувствует утомление, хотя затраченные им усилия минимальны. Если же прогноз энергопотребления, в связи с переоценкой трудности решаемой задачи, оказался ошибочно завышенным, и человек произвел энергии больше, чем ему понадобилось, он оказывается в состоянии так называемого энергетического возбуждения. Количество именно такой, не привязанной к планам, безадресной энергии говорит о степени энергетического возбуждения. Поскольку при рациональной регуляции такие ошибки встречаются крайне редко, значительно чаще они бывают при эмоциональной регуляции, энергетическое возбуждение чаще называют эмоциональным возбуждением.
Примеры на ошибочную рациональную гиперпродукцию энергии, создавшую энергетическое возбуждение. • Человек собрался в очередной раз подняться на четырнадцатый этаж дома с неработающим лифтом. Подойдя к лестнице с количеством энергии, необходимым для выполнения этой работы, он увидел, что лифт работает. Человек, поднявшись на четырнадцатый этаж на лифте, невольно оказывается в состоянии энергетического возбуждения. • Девушка, возвращаясь домой, поздно ночью, видит, что навстречу ей по безлюдной улице идет мужчина, который многократно ее домогался, угрожая применить силу. Она резко увеличивает продукцию энергии для предстоящего оказания физического сопротивления или побега, но это оказывается совсем другой человек, лишь внешне похожий на ее преследователя. Ей нет нужды убегать или оказывать физическое сопротивление, и она оказывается в состоянии энергетического возбуждения. Человек к своему энергетическому возбуждению может относиться либо позитивно, либо негативно. Сначала варианты позитивного отношения к энергетическому возбуждению. В состоянии эмоционального возбуждения человек чувствует себя способным выполнить много чего, чуть ли не чувствует себя всемогущим. Ибо на выполнение всего, чего бы он ни захотел, у него есть лишняя энергия. Правда, он не может выполнить все, только, что-то одно из этого. Но на это не обращается внимание. Если понимать энергию как деньги, эмоционально возбужденного человека можно сравнить с человеком, у которого появились «лишние» деньги. Он чувствует себя способным купить и то, и это, практически все. Правда, после того, как он купит что-нибудь одно из этого, он лишится «лишних денег» и потеряет чувство всемогущества. Есть люди, для которых состояние эмоционального возбуждения является самоцелью. Они его достигают либо химическим путем - через всевозможные допинги, типа крепкий кофе, чифирь или лекарственные препараты, другие - через так называемые «острые ощущения». Например - падать с моста в реку, привязав себя к мосту резиновым тросом так, чтобы не долететь до воды всего лишь пару сантиметров, или участвуя в забеге быков по улицам испанского города, рискуя быть поднятым быком на рога Эмоциональное возбуждение достигается и у футбольных или хоккейных болельщиков на стадионе во время матча, и у слушающих музыку на концертах рок-певцов, и у азартных игроков во время игры. Есть даже тип людей, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения почти все время, пока они бодрствуют. Это так называемые экзальтированные личности. Эмоционального возбуждения они достигают за счет искусственной драматизации происходящего вокруг них и с ними. Однако, и на это следует обратить внимание, человек не может сознательно, т.е. произвольно, наработать больше энергии, чем ему необходимо. Эмоциональное возбуждение достигается либо через обман внутренней регуляции, либо в состоянии неопределенности и угрозы человеку. Со вторым условием в большей степени связано такое эмоциональное возбуждение, к которому человек относится негативно. Ибо человек в состоянии эмоционального возбуждения очень легко может совершить поспешное, не прошедшее рациональный контроль, действие, которое может принести ему вред, а возможно, что и значительный. Поэтому, «Я» человека, оценивая эту «лишнюю», бесконтрольную энергию, как потенциально опасную, и, чтобы не допустить несанкционированной со стороны «Я» разрядки энергии, выделяет энергию сдерживания, которой, в свою очередь, эта «лишняя» энергия блокируется. В результате этого эмоциональное возбуждение переходит в эмоциональное напряжение, характеризующееся ростом противоборств названных двух энергий - свободной и сдерживания Количество производимой энергии человек может увеличивать или уменьшать, но лишь в определенных границах, которые у разных людей могут различаться, и иногда значительно. Например, у молодого и у старого, у физически тренированного и у физически слабого и т.д. 4. Страх и тревога.
Бытующее в официальной психологии представление о страхе и тревоге чаще всего дается вроде бы правильное, но приблизительное, размытое, с акцентом на нескольких конкретных побочных моментах. Облегчая себе задачу, многие авторы дают одно понятие через другое. Возьмем «Краткий психологический словарь» [5]. В нем тревога и страх даны, как состояния, возникающие в ситуации угрозы. Только страх - это когда угроза предметна, а тревога, когда она беспредметна, неопределенна, а то и неосознаваемая. И, как следствие, вывод: «Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх» [5]. В «Психологическом словаре» [11] тревога также определяется как «эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующегося неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность». То есть, тревога-это разновидность страха, а страх-это тревога в случае конкретной угрозы. И, как ни странно, такое представление о страхе и тревоге устраивает многих. Но военные психологи заметили, что страх охватывает бойцов значительно чаще до и после боя, когда нет ситуации угрозы, чем во время боя, когда она есть. Родители в тревоге - уже темнеет, а их дочери нет дома. Им ничего не угрожает, она просто возле подъезда обсуждает с подружками свои сердечные дела. Или человек подал свои документы на конкурс. Конкурс огромен, надежды, что именно его возьмут на работу, практически нет. А в душе тревога. А вдруг возьмут. Где же здесь угроза? Не говоря уже о тревоге, с которой ты просматриваешь таблицу выигрышей тиража лотереи, держа в руке свой лотерейный билет.
Современные психологи, хоть и безрезультатно, но старательно пытаются понять природу упомянутых явлений через анализ качеств человека, находящегося в состоянии страха, соответственно тревоги. Например, «Реакции тревоги проявляются в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышения артериального давления, возрастания общей возбудимости, снижении порогов чувствительности и т.п.» [11]. При этом легко путается происходящее в человеке с той лишь его частью, которая осознается. И, к сожалению, психолог, анализирующий «свое» понятие сквозь призму «чужих», как правило, относится к этим, «чужим» для него понятиям, легкомысленно, придавая им любые, случайные, но удобные для него в данной ситуации, значения. Так, хорошо поработавший над пониманием «своего» понятия тревога, Ч. Д. Спилбергер (США), в качестве единственной причины возникновения тревоги ставит «чужое» для него понятие стресс. Последний он понимает как «условия окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности». «Такое определение стресса более точно, - отмечает Спилбергер, - чем то, которое используется в настоящее время» [17]. И рад бы поверить этому мнению Спилбергера, но в той же статье встречаешь, противоречащее сказанному, другое его утверждение: «Когнитивная оценка опасности влечет за собой состояние тревоги или возрастание наличного уровня интенсивности этого состояния» [17]. В этой фразе «физическая или психическая опасность» (т.е. объективная причина) легким движением пера превращается в «когнитивную оценку опасности» (те субъективную причину). К слову, наше, принципиально иное, представление о стрессе будет дано ниже. Более близко нам понимание Спилбергером понятия страх: «эмоциональная реакция избегания определенного ущерба, возможного вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении. Определяющей характеристикой страха является то, что интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее». Плохо только, что фобии не вписываются в это определение. И еще одно обстоятельство удручает при знакомстве с упомянутыми определениями понятий страх и тревога - в них часто можно встретить слова «интенсивность реакции», но никогда слово «энергия». Хотя, значительно раньше, при исследовании Зигмундом Фрейдом понятия страх в психоанализе, присутствует именно оно. Правда, под псевдонимом либидо. Хотя 3. Фрейд и посвятил страху отдельную монографию, он постоянно пользуется им и в других своих работах. Причем, в качестве фундаментального понятия психоанализа. Сначала краткое изложение его точки зрения по общепсихологическому пониманию страха. «Испуг, страх и боязнь безосновательно употребляются как синонимы. Хотя их можно четко разграничить по их отношению к опасности. Боязнь означает осознанное состояние ожидания опасности и подготовки к ней, даже если опасность на тот момент и неизвестна; страх требует определенного объекта, который, именно, и вызывает этот страх; испугом называется состояние, в которое впадает человек, оказавшийся в опасности, к которой он не подготовлен. Это понятие (испуг) подчеркивает момент неожиданности. В боязни есть что-то, что предохраняет от испуга» [19] «страхом выражается отступление перед опасностью» [20]. У Фрейда страх - это защитная реакция в борьбе с актуально более сильным врагом. Нападающий в этой борьбе запугивает. Например, «Сверх-Я» запугивает «Я», вызывая у последнего страх совести. Фрейд категорически против того, чтобы любой страх считать разновидностью страха смерти. «Механизм страха смерти состоит в том, что «Я» отказывается от значительного количества нарцистического либидо, то есть от значительной части себя, аналогично тому, как «Я» отказывается, в случае страха, от других объектов» [20]. Иными словами, при страхе «Я» жертвует часть себя, чтобы сохранить себя в целом. Если мы рассмотрим все страхи, какие только могут быть, мы увидим в них то общее, что их объединяет. Страх всегда является аффективной реакцией избегания чего-то, что имеет место в настоящем, должно иметь место в будущем, или, далее, имело место в прошлом. Сама по себе тенденция избегать еще не является реакцией страха. Мы всегда предпочитаем одно, избегая другое. Более того, то, что избегается в одной ситуации, может стать предпочитаемым в другой. Избегание становится страхом, если его тенденция получает неограниченный доступ к энергии, становясь неуправляемой со стороны других тенденций. Страх делает человека аффектоуправляемым, временно лишая его рассудка. Иррациональный человек значительно чаще, чем рациональный управляется страхами. Цель страха - остановить развитие негативного по отношению к личности процесса. Возьмем страх высоты. Он абсолютно незаметен, когда вы сидите в своей квартире на девятом этаже, в кресле возле телевизора. Его тяжело обнаружить и когда вы находитесь на большой высоте, но внутри самолета или вертолета. Но когда вы на крыше многоэтажного здания подходите к краю крыши, он возникает, так как ваше «Я» оценивает ваше приближение к краю как начало процесса, в конце которого вы можете легко оказаться внизу с таким ударом о поверхность, который лишит вас жизни. Правда, если у вас слабо со способностью к экстраполяции, то страх может появиться уже в полете вниз. Страх не возникает и при заблуждениях. Когда вы попытаетесь погладить головку понравившегося вам тигра, эта «киска» может испортить вам здоровье. Человек бесстрашно отдает все свои сбережения мошеннику, рисуя в своем рациональном воображении, в сознании, вовсе не тот процесс, в котором он реально продвигается к роли «жертвы мошенника». За это разумеется «пост фактум», знакомые называют такого человека «лохом» или «дураком» Если человек сознательно движется по негативному процессу к своему логическому концу без выраженного страха, надеясь в какой-то момент перескочить на близлежащий позитивный процесс, мы говорим, что человек рискует. Особенно, если это ему удалось. Если не удалось, его можно отнести к категории авантюристов. Осознание того, что ты движешься в негативном процессе к нежелательному результату и есть боязнь. Независимо от того является ли этот процесс негативным в действительности, или это тебе только кажется. Осознание того, что пойдя по определенному пути, ты можешь попасть в негативный процесс, есть, по отношению к этому пути, опасение. Сила страха прямо пропорциональна значению для человека того, что он избегает, и степени близости к завершению нежелаемого процесса в его воображении. Избегаемое можно рассматривать и через понятие отрицательная потребность (см. ниже) В этом случае страх будет аффективной борьбой со стремящейся к реализации отрицательной потребностью. Если в нежелательном негативном процессе человек оказывается внезапно, неожиданно, или с запоздалым осознанием этого, его страх начинается с испуга. Сильный страх в безвыходной ситуации есть ужас или паника. Если в аналогичной ситуации избегаемое жестко привязано к месту, где оно протекает, страх переходит в оцепенение или паническое бегство (фуги). Завершаться это состояние может и физиологическим аффектом. Ужас более тесно связан со степенью нежелаемого происходящего, паника - с безвыходностью ситуации. Страх, в отличие от боли, никогда не бывает объективным, он всегда субъективная реакция на происходящее под чужим контролем. Одно и то же происходящее может вызывать страх у одного человека, и не вызывать его у другого. Бандит, наводящий ужас на простых жителей, приводит совсем в иное состояние ищущего его работника угрозыска. Грубо говоря, страх является предвосхищением боли. Фобия - это фиксированный в сознании страх определенного объекта, или категории объектов, отличающийся алогичностью. Является результатом переноса всемогущества на конкретный объект, или на категорию объектов. Например, в случае канцерофобии человек считает рак всемогущим, а себя абсолютно беззащитным перед ним. Наличие фобии делает человека фобиком. Страх, с одной стороны, нивелирует работу рассудка, но, с другой стороны концентрирует внимание личности на опасном материальном или идеальном объекте, возможно более могущественном, чем ты. С помощью страха, путем запугивания, то есть, целенаправленно вызывая страх, можно не только управляться самому, но и управлять другими людьми. Например, взять в заложники человека, и требовать деньги в обмен на жизнь этого человека. Или, пользуясь любимой армейской командой «Стой! Стрелять буду!» Особенно хорошо управлять с помощью этого метода теми людьми, у которых логика является иностранным языком. Широко этим методом пользуются политики, педагоги, командиры и религиозные деятели. Приверженность этому методу объединяет библию и уголовный кодекс. Снижать деструктивное воздействие страха на психику можно с помощью рационализации и формализации взаимодействия со средой, целенаправленного расширения своего могущества. Вспомним, каким невероятным могуществом обладал невозмутимый в любой ситуации Остап Бендер. Но, ведь, когда-то и он был мистиком-одиночкой, и был в таком состоянии, что его можно было испугать простым финским ножом. Тревожность напрямую связана с уровнем энергетической мобилизованности человека для решения им своих текущих задач. Устанавливается на основании бессознательной оценки ситуации, требуемых ею энергозатрат. В рациональной, ясной и предсказуемой ситуации тревожность невозможна. В ней человек вырабатывает столько энергии, сколько требуется и всю тратит. Но человек живет не только в рациональном мире, но и в иррациональном, в котором все происходит по неведомым для человека законам. В нем может происходить ожидаемое, но может произойти и невероятное. Может произойти приятное [Это кто такой счастливый вдоль по улице идет? Это кто такой счастливый кошелек сейчас найдет?], а может и не очень [Спешил к умирающей теще, не справился с управлением, оказался в Склифосовского с черепно-мозговой травмой и другими телесными повреждениями]. Можно оказаться в благожелательной к тебе среде, в которой можно и расслабиться, а можно и во враждебной, где ухо надо держать востро и надо быть готовым к решительным действиям в зависимости от складывающейся ситуации, отвечать ударом на удар противника. А чтобы противостоять враждебной среде надо иметь достаточное для борьбы количество энергии. Тревога - это всегда готовность к борьбе с неизвестным противником. Кроме резервного для таких случаев количества энергии, тревога требует еще и интеллектуальной и когнитивной мобилизации. Поскольку неизвестно, сколько может понадобиться энергии, в «резерв» уходит значительная часть выработанной человеком энергии, как бы с запасом на резкое ухудшение ситуации. Следовательно, энергообеспечение нормальной деятельности человека, его работоспособности, сокращается. Параллельно снижается и интеллектуальное и когнитивное сопровождение нормальной деятельности, в том числе его работоспособности. Из сказанного логически следует несколько выводов. Более высокий уровень тревожности будет у тех, кто переоценивает могущество среды и недооценивает свое собственное могущество. Безосновательный оптимизм (легкомысленное благодушие) снижает тревожность до нуля. Самопроизвольный пессимизм также снижает тревожность, оценивая борьбу со средой как бессмысленную, обреченную на неминуемое поражение. Опыт и профессионализм снижают тревожность тем, что делают среду более предсказуемой, менее иррациональной. Поддерживать излишне гипертрофированный энергетический резерв дня человека экономически нерационально. Но это как бы его вынужденная плата за свой страх перед будущим Энергетическое возбуждение тревоги связано с осознанием неопределенности и недоброжелательности по отношению к нему среды, поэтому имеет негативный характер. Если понимать энергию как деньги, при тревоге человек не чувствует, как при экзальтации, энергию возбуждения «своими, лишними деньгами», скорее «деньгами, приготовленными для выплаты налога, требований шантажиста, рекетера или ГАИшника». Тревога может, при усилении, перерасти в страх, однако это еще не дает нам право путать эти два понятия между собой Существенное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх направлен на избегание опасного, тревога на подготовку энергетической мощи человека к встрече с опасным. Тревога, перешедшая в страх перестает быть тревогой, что бы ни писали в словарях. Содержание
ЭНЕРГИЯ (начало)
1. Современные точки зрения на энергию
2. Понятие энергии в динамичной психологии. 3. Регуляция процессов производства и потребления энергии. 4. Страх и тревога. 5. Распределение произведённой энергии и энергетические траты.
6. Психология жировых отложений человека 7. Энергетика бессознательных побуждений. 8. Судьбоаналнтнческая концепция сновидений. 9. Различные взгляды на понятие стресс.
10. Условия возникновения состояния стресса 11. Три этапа в развитии стресса. 12. Психотерапия стресса. 13. Посттравматический стресс. 14. Психотерапевтическая поддержка посттравматической реабилитации. 15. Официальное определение понятая фрустрация.
16. Ситуация, моделирующая процесс фрустрацногенеза. 17. Возникновение фрустрации. 18. Течение фрустрации. 19. Защита от фрустрации. 20. Общепринятая точка зрения.
22. Аффектогенная ситуация 22. Физиологический аффект и особенности его разрядки. 23. Обстоятельства благоприятствующие физиологическому аффекту. 24. Пример совершения убийства в состоянии аффекта.
|
|