С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Семья

§913. Семья – это первая форма объединения людей. Её целью является производство единичной жизни человека. Она представляет собой чувственную форму общности, в основе которой лежит любовь индивидов друг к другу: к супругу, к родителям, к детям, к братьям, к сестрам. Соответственно, природное единство всего рода человеческого, состоящего из множества семей, основано на всеобщности любовного чувства.

Семья осуществляется в трёх составляющих её моментах:

  1. через обретение своей формы – брак,
  2. через свою собственность – семейное имущество,
  3. через рождение и воспитание детей.

Брак

§914. Естественной основой образования семьи является природная принадлежность людей к одному биовиду. Природное единство, поднятое в чувстве любви и взаимного доверия супругов на духовный уровень, составляет вторую – нравственную – основу образования семьи.

Брак между кровными родственниками не соответствует своему понятию, поскольку то, чему надлежит соединиться, должно быть прежде разъединено. По этой же причине физическая близость и привычка к совместной жизни не должны существовать до наступления брачного возраста и должны быть обретены только после вступления в брак. Здесь, конечно же, речь не идёт о совместной жизни в так называемых гражданских браках, которые по существу представляют собой лишь юридически незакреплённую форму семьи.

§915. Субъективным основанием при заключении брака является наличие взаимного влечения будущих супругов друг к другу. В прежние времена, когда отношения в обществе покоились на принципах неравенства самосознания людей, фактор наличия у жениха и невесты чувственного влечения друг к другу, как правило, не принимался во внимание. Их брак устраивали либо их родители, либо их господа, которые руководствовались при этом своими собственными соображениями. Наших бабушек и дедушек, а тем более прабабушек и прадедушек, женили именно таким образом, не интересуясь наличием у них чувственного влечения друг к другу.

В современном мире, где отношения строятся на принципах свободы и равенства, главным условием для заключения брака считается наличие взаимного чувства любви у будущих супругов. При этом предполагается, что в брак вступают только по любви и что каждый, соответственно, должен дожидаться своего часа – "любовь не ищут, её ждут". В отдельных случаях определяющее значение при заключении брака по-прежнему может принадлежать соображениям имущественного или династического характера, или карьерным устремлениям, или политическим целям. Однако в таких случаях брак рассматривается уже не как самоцель, а как средство достижения каких-то других целей.

§916. Любовь возникает с ощущения собственной недостаточности и, соответственно, с появления влечения к особе противоположного пола. В её лице субъект находит то, чего ему недостаёт в самом себе. В силу проявившегося влечения индивиды приобретают значимость друг для друга. Тем самым чувство любви исподволь ставит человека в зависимое положение, чем создаёт сложное противоречие для его рассудка. С одной стороны, она отрицает его самодостаточность и независимость, с другой – требует от него, чтобы он продолжал оставаться самим собой, самостоятельным и независимым субъектом. Если к этому добавить, что любовь, как принято говорить, слепа, поскольку источник этого чувства находится не в сфере сознания, а сфере чувственной жизни души, то создаваемое ею противоречие в отдельных случаях может многократно возрастать. Выбор сердца не всегда совпадает с доводами рассудка.

§917. Объективным основанием для заключения брака является добровольный отказ будущих супругов от одинокого образа жизни и их взаимное согласие на образование семейного союза. Заявление о желании вступить в брак, зарегистрированное соответствующим общественным органом – загсом, церковью, администрацией населённого пункта, – делает брак действительным. Торжественная церемония бракосочетания – акт регистрации, обряд венчания, свадьба – играют роль внешнего знака, накладываемого на вновь образовавшийся нравственный союз.

§918. Интимная глубина отношений супругов может быть достигнута только тогда, когда они получают равную возможность полностью отдавать себя друг другу. А это значит, что формой, наиболее полно соответствующей понятию брака, является моногамия (единобрачие).

Хотя брак основан на непосредственном чувстве, но после его заключения все превратности этого чувства (непостоянство любовной страсти, мимолётные увлечения) должны быть подчинены интересам семейного союза.

§919. После заключения брака упраздняется юридическая самостоятельность супругов по отношению друг к другу. Семья становится одним лицом, а супруги – его равноправными представителями.

Семейное имущество

§920. Семья представляет собой продолжительно существующую общность людей, которые нуждаются в постоянном владении имуществом и, соответственно, в юридическом закреплении своих прав на него.

Добрачное имущество супругов становится при заключении брака их общей собственностью. Нажитое в процессе совместной жизни имущество также становится общей собственностью всех членов семьи. Ни один член семьи не имеет в ней своей особенной собственности, но каждый из них имеет право на её долю.

§921. Брачные договоры, в которых оговариваются доли супругов в имуществе семьи, имеют то оправдание, что в них предусматривается возможность последующего расторжения брака как в случае развода, так и в случае смерти одного из супругов. Такие договоры служат мерой предосторожности, посредством которой супруги сохраняют за собой право собственности на добрачную долю своего имущества. В противном случае эта доля может быть оспорена как бывшим супругом, так и его родственниками.

Дети

§922. Физическое рождение детей. Хотя брачный союз основан на любви, но само по себе это чувство не имеет предметной формы – одни цветы да поцелуи. Своё реальное выражение любовь супругов обретает через рождение детей. Дети – это воплотившаяся в единство генов любовь родителей.

Родители любят своих детей безотчётно, т.е. любят их уже только за то, что они есть. Дети столь же непосредственным образом любят своих родителей. Однако их собственное назначение состоит в том, чтобы, став взрослыми, разделить свою любовь с другим человеком и воплотить её уже в своих детях. Поэтому дети любят своих родителей в меньшей степени. Родители видят в детях своё бесконечное продолжение, тогда как дети видят в родителях своё преходящее начало, от которого они должны оттолкнуться. А это значит, что у нормальных детей никаких оснований для "эдиповых комплексов" не существует.

§923. Духовное рождение детей. Новорождённое дитя – это ещё человек в себе, задача которого состоит в том, чтобы стать также человеком для себя, а именно разумным и свободным членом общества. На этом основано право детей на содержание, воспитание и образование на средства родителей. Отсюда же, соответственно, вытекает и непреложная обязанность родителей содержать, воспитывать и образовывать своих детей.

Отношения между родителями и несовершеннолетними детьми развиваются на принципах совместного самосознания, где самостоятельность собственного Я ребёнка ещё не признана в полной мере. Дети поэтому нуждаются в воле своих родителей и хотят её. Только при участии родителей до их сознания может быть доведено разумное содержание того нравственного мира, в котором им предстоит жить. А это значит, что все поверхностные рассуждения о том, что дети должны иметь право делать только то, что им самим нравится, противоречат потребностям их формирующегося самосознания.

Человек не является нравственным существом от рождения. Таковым он становится благодаря целенаправленной деятельности общества. За счёт воспитания, обучения и образования подрастающее поколение обретает свою вторую, нравственную природу, которая положена ему вместо его первой (животной) природы.

Педагогика – это наука, призванная делать людей нравственными. Она принимает человека в качестве природного существа и указывает ему путь, следуя по которому, он может обрести свою вторую – духовную – природу и стать полноценным членом общества.

§924. Своеобразие ребёнка терпимо в малолетнем возрасте и в кругу семьи. Но уже в школе его дух должен быть приведён к отказу от индивидуальных причуд в пользу овладения им всеобщими знаниями. В школе детей уже не только любят, но и, согласно общим требованиям, критикуют, поправляют и подчиняют порядку. Только такое преобразование духа ребёнка может быть названо воспитанием. Чем образованнее делается человек, тем меньше в его поведении проступает природное и потому случайное содержание его духа.

Именно школа призвана готовить подростков к переходу из семьи в гражданское общество. После школы дети продолжают своё образование в профессиональных учебных заведениях: училищах, техникумах, вузах. Специальное образование завершает процесс формирования из подрастающего поколения действительных членов гражданского общества. Став взрослыми, дети отрываются от родителей и переходят к самостоятельной жизни.

§925. Родив и воспитав детей, родительская семья исчерпывает свою репродуктивную функцию. Далее она уже не способна развиваться, а способна только длиться, сохраняясь как нравственный союз заботящихся друг о друге супругов. Помощь родителей своим выросшим детям имеет уже необязательный характер. Взрослые дети должны сами заботиться о себе и о своих детях.

§926. Распад семьи через развод. Любовное влечение принадлежит чувственному миру души человека. В силу этого оно переменчиво и преходяще. В случае утери супругами чувства любви и доверия друг к другу в отношениях между ними может наступить момент, когда вопрос о расторжении брака становится неотвратимым. Как недопустимо принуждать людей к вступлению в брак, так недопустимо и принуждать их к его сохранению, когда между ними наступает полное отчуждение.

Поскольку семья является нравственной общностью, постольку при расторжении брака необходимо участие третьей стороны, выступающей от имени самой нравственности. Эта третья сторона (церковь, загс, суд) призвана отстаивать интересы семьи во имя её нравственного (общественного) значения, защищая при этом в первую очередь интересы детей. Только такой заинтересованный в сохранении самого института семьи общественный орган должен быть наделён правом давать согласие на расторжение брака.

§927. В случае развода супруги становятся самостоятельными юридическими лицами, а в семью впервые проникают правовые отношения, чуждые ей самой.

§928. Распад семьи естественным образом. Брак распадается естественным образом в случае смерти одного из супругов. При этом возникает проблема наследования семейного имущества. Во избежание возможных распрей между наследниками супруги имеют право сами составить завещание и определить в нём персональные доли наследства. На случай отсутствия завещания принципы и нормы наследования имущества должны быть определены законом.

§929. Являясь первичной формой общности людей, семья обеспечивает рождение и жизнь индивидов в их единичности. Как целостность она содержит в себе систему своих особенных определений: муж – жена, папа – мама, сын – дочь, брат – сестра, бабушка – дедушка, зять – сноха,.. Каждый из нас несёт несколько особенных определений родства, которые сменяются по ходу нашей жизни в известной последовательности: сын – муж – отец – дед и т.п.

Но свою подлинную особенность индивиды обретают лишь благодаря своей общественно значимой деятельности. Таким всеобщим поприщем реализации индивидами самих себя в своей особенности является вторая форма нравственности – гражданское общество. Оно разрывает узы семьи и делает её членов самостоятельными лицами, чуждыми в значении граждан друг другу.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 684
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ АПРЕЛЬ 1. Помни, что разумение твое, имея
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЯНВАРЬ 1. Однажды зимой Франциск шел с
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФЕВРАЛЬ 1. Иисус же сказал ученикам Своим:
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ МАРТ 1. Люди большею частью так относятся
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ МАЙ 1. Если ты любишь, если молишься,
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИЮНЬ 1. Не падай духом и не
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИЮЛЬ 1. Разъяснять значит даром тратить время.
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ АВГУСТ 1. Тот, кто ищет учености, растет
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ СЕНТЯБРЬ 1. Одни говорят: войди в самого
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОКТЯБРЬ 1. Человек высшей добродетели старается идти
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ НОЯБРЬ 1. Молитва для всякого честного человека
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ДЕКАБРЬ 1. Если старцы люди, умудренные опытом
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VI. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 150
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Предисловие В данной книге я вновь обращаюсь к
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Первая ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЛАДАНИЕМ И БЫТИЕМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | II. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Поскольку
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | III. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ВЕТХОМ И НОВОМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Вторая АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СПОСОБАМИ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Третья НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И НОВОЕ ОБЩЕСТВО VII.
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VIII. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕРТЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | IX. ЧЕРТЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Примечания Глава I Хокку 150 жанр японской поэзии,
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | V. ЧТО ТАКОЕ МОДУС БЫТИЯ Большинство из нас
  • П. Тиллих. МУЖЕСТВО БЫТЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ Посвящается Рене Глава I БЫТИЕ И МУЖЕСТВО
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 3 КАРТЫ Прежде чем идти дальше, давайте
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 2 ОТБЛЕСКИ ДАЛЕКОГО МИРА Бессознательное по определению
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 1 СОСРЕДОТОЧЕНИЕ С помощью психологических упражнений, приведенных
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Введение УВИДЕТЬ ЦЕЛОЕ Человеку, который много лет искал
  • П. Тиллих. МУЖЕСТВО БЫТЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV МУЖЕСТВО И СОУЧАСТИЕ мужество быть
  • П. Тиллих. МУЖЕСТВО БЫТЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА, ВИТАЛЬНОСТЬ И МУЖЕСТВО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь